Рейтинг@Mail.ru
Грузино-aбхазская война: попытка моделирования - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузино-aбхазская война: попытка моделирования

Читать ria.ru в
Конфликт между Грузией и Абхазией, пока еще не доросший до вооруженной стадии, тем не менее, уже породил множество прогнозов различной степени смелости относительно своего исхода.

Блог автора 

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Конфликт между Грузией и Абхазией, пока еще не доросший до вооруженной стадии, тем не менее, уже породил множество прогнозов различной степени смелости относительно своего исхода. Самые радикальные из этих прогнозов останавливаются на ядерном конфликте между Россией и НАТО.

Не вдаваясь в столь смелые предположения, попытаемся все же спрогнозировать наиболее вероятный сценарий и исход конфликта Грузии и Абхазии.

Сначала следует определиться с силами сторон. По имеющейся информации, на конец 2007 года вооруженные силы Грузии насчитывали около 33 тысяч человек, в том числе 22 тысячи - в составе сухопутных войск, разделенных на пять бригад и восемь отдельных батальонов.

На вооружении этих частей и подразделений имеется свыше 200 танков, в том числе 40 Т-55 и 165 Т-72, которые в настоящий момент проходят модернизацию. Помимо танков сухопутные войска располагают примерно 200 боевыми бронированными машинами, в том числе около 180 БМП и БТР. Артиллерийскую поддержку сухопутным войскам могут оказать 120 артиллерийских орудий калибром 122-152 миллиметра, 40 реактивных систем залпового огня, 180 минометов, в том числе 60 - 120-миллиметровых, и 120 - 82-миллиметровых.

В составе ВВС Грузии имеется, по разным данным, 10-12 штурмовиков Су-25, из которых в боевой готовности находятся по различной информации 4-5 машин, 15 чешских учебно-тренировочных самолетов L-29 и L-39, которые могут использоваться в качестве легких штурмовиков, и 30 вертолетов, в том числе 8 боевых Ми-24.

Военно-морской флот Грузии насчитывает в своем составе свыше 10 катеров различных типов, в том числе два ракетных катера, один из них - типа «Ле Комбатан» (Франция), вооруженный четырьмя противокорабельными ракетами «Экзосет», а другой - советского проекта 206МР, вооруженный двумя ракетами П-15М. Боеспособность катеров и наличие на них ракетного боезапаса подвергается сомнению.

Этим силам противостоят силы самообороны Абхазии, насчитывающие около 10 тысяч человек. На вооружении абхазских сухопутных войск имеется 60 танков, в том числе 40 Т-72, 85 орудий и минометов, в том числе несколько десятков 122-152 миллиметровых артсистем, и 116 боевых бронированных машин различных типов. Также сухопутные войска располагают значительным арсеналом противотанковых средств, от гранатометов РПГ-7 до противотанковых ракет «Конкурс-М».

Абхазия располагает и собственными ВВС - по имеющейся информации, непризнанная республика имеет 1-2 бомбардировщика Су-24, 1 истребитель МиГ-23, пять боеспособных штурмовиков Су-25, 3-4 самолета L-39 и 3-4 вертолета. Некоторые источники утверждают, что Абхазия имеет также 1-2 истребителя Су-27, что, впрочем, маловероятно.

ВМС Абхазии насчитывают свыше 20 катеров, вооруженных пулеметами и малокалиберными автоматическими пушками.

Сразу следует отметить, что учитывая специфику горного ТВД, арифметическое сравнение сил, как показывает опыт предыдущего конфликта,  не дает никаких оснований для прогнозов - в горах подчас даже самые маленькие подразделения способны долгое время драться с многократно превосходящим противником, поэтому исход гипотетического конфликта главным образом будет зависеть от подготовки сил сторон и влияния третьих сил - прежде всего, российских миротворцев из состава КСПМ СНГ.

Подготовка вооруженных сил Грузии долгое время оценивалась всеми наблюдателями как крайне низкая. В настоящее время считается, что тесное сотрудничество с США, продолжающееся последние годы, позволило несколько поднять боевую готовность некоторых элитных подразделений, однако основная масса войск продолжает оставаться на очень низком уровне. По свидетельствам американских инструкторов, принимавших участие в обучении грузинских подразделений, офицерский корпус грузинской армии поражен коррупцией и эпидемией воровства, подготовленные сержанты отсутствуют как таковые, а моральное состояние солдат крайне низкое. Следствием из вышесказанного является крайне низкий уровень исправности техники (до 50%), и неспособность к координированным действиям в сложных условиях.

На этом фоне боеготовность абхазских сил обороны оценивается более высоко. Прежде всего, они отличаются чрезвычайно высоким уровнем мотивации - война против Грузии оценивается как справедливое сопротивление агрессору, однажды уже попытавшемуся уничтожить независимость Абхазии.

Подразделения вооруженных сил Абхазии управляются офицерами, подготовленными в российских военных училищах, многие из которых имеют опыт боевых действий, полученный в начале 90-х годов. Коррупция и воровство, присутствующие в той или иной степени во всех армиях мира, по общему мнению, в данном случае находятся на минимальном уровне, не представляющем угрозы для боеспособности. Дополнительным фактором является несомненная и самая широкая поддержка «с севера», как от официальных властей России, недавно пославших в Абхазию дополнительные силы миротворцев, так и от соседних кавказских народов, например от осетин, также имеющих свои счеты к Грузии. Теоретически, в конфликт на стороне Абхазии могут вступить и чеченские добровольцы, так, как однажды уже было в 1993 году. В этом случае шансы Тбилиси на успех еще более сомнительны.

Таким образом, наиболее вероятным исходом военного конфликта в случае попытки Грузии самостоятельно решить конфликт силой является быстрое поражение грузинской армии. Изменить эту ситуацию может вмешательство в той или иной форме иностранных государств - если, скажем, США решит оказать помощь тбилисскому режиму поставками вооружений, разведданными и целеуказанием. Также возможно участие на стороне Грузии подразделений вооруженных сил «новых членов НАТО» из числа верных союзников США, таких как Польша и страны Балтии.

В этом случае вероятным исходом является отделение от Абхазии ее южной и восточной части с вводом туда миротворческих сил НАТО. Следует, однако, отметить что прямое вмешательство частей НАТО в конфликт крайне маловероятно само по себе - неудачный исход такого вмешательства, весьма возможный, сильно подорвет репутацию блока. Несомненно, это понимают и в Брюсселе и в Вашингтоне, и вешать себе на шею ярмо еще одной бесконечной партизанской войны никто не согласится.

И, наконец, остается еще один вариант разрешения конфликта - длительная подковерная торговля  с непрерывным бряцанием оружием. Впрочем, учитывая несовместимость позиций сторон - Грузия не согласна признавать независимость Абхазии, а Абхазия категорически отказывается считать себя частью Грузии, - следует полагать, что дело закончится разводом по «балканскому сценарию».

Де-факто, впрочем, этот развод уже произошел. Признание его де-юре является предметом торга уже не между Сухуми и Тбилиси, а между Москвой и Вашингтоном. Именно там, в Кремле и Белом Доме, и стоит искать пути решения конфликта, причем пешки, которые стороны могут предложить друг другу в обмен, могут стоять в совершенно противоположных клетках. Неприятно только осознавать, что в данном случае предметом торговли являются не позиции ракет и не нефтяные скважины, а людские судьбы.

Остается надеяться, что в сравнительной шкале ценностей в Кремле и на Смоленской площади они имеют больший вес, чем даже самые выгодные предложения относительно ПРО или энергетических контрактов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала