Рейтинг@Mail.ru
"Тополь-М" - гарант ядерного возмездия агрессору - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Тополь-М" - гарант ядерного возмездия агрессору

Читать ria.ru в
В текущем году группировка мобильных ракетных комплексов "Тополь-М" возрастет до девяти пусковых установок. В перспективе предполагается сформировать 2-3 дивизии в составе 4-6 ракетных полков, по три дивизиона в каждом с тремя пусковыми установками в дивизионе.

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, для РИА Новости.

В текущем году группировка мобильных ракетных комплексов "Тополь-М" возрастет до девяти пусковых установок. В перспективе предполагается сформировать 2-3 дивизии в составе 4-6 ракетных полков, по три дивизиона в каждом с тремя пусковыми установками в дивизионе. Мобильные "Тополь-М" должны стать одним из главных компонентов стратегического ядерного оружия России. Поэтому вполне закономерен вопрос, в какой степени подвижность ракет внесет вклад в безопасность страны и обеспечит возможность нанесения ответного ядерного удара. При этом их выживаемость определяется как созданием неопределенности местоположения пусковой установки в районе боевого патрулирования, так и способностью противника их обнаруживать и отслеживать.

Надо заметить, что стратегическое оружие, в принципе, носит скорее психологический характер. Если говорить о преднамеренном применении ядерного оружия, то наиболее реальная угроза возникает в результате ошибочных  расчетов и интерпретаций. Принимающие решение лица могут испытать искушение нанести ракетный удар когда поверят, что ситуация в ядерном противостоянии оказывается благоприятной для их стороны. Иными словами, в случае способности отслеживать российские стратегические подвижные ракеты, у них может сложиться уверенность в реализуемости подавления средств ядерного возмездия.

В течение многих лет США применяли спутниковые и инфракрасные датчики для наблюдения за наземными  целями с разрешением лучше метра. Однако использование оптического диапазона возможно только в светлое время суток, а облачность экранирует инфракрасные сигналы. Для обеспечения стойкого мониторинга требуются всепогодные системы. Наиболее приемлемой  альтернативой считается спутниковой радар. Вопрос только в том сможет ли он обеспечить постоянное слежение.

Если луч радара проектируется на подвижную цель, обладающую радиальной скоростью (скорость в направлении радиолокационного луча), частота отраженного сигнала изменяется в зависимости от скорости цели. Чем выше скорость, те больше сдвиг частот. В итоге все неподвижные цели в поле зрения радара отображаются  "темными" (то есть радар в режиме слежения за движущими объектами их не видит), а движущиеся - яркими в зависимости от радиальной скорости. Чем выше скорость цели, тем более заметной она становится для космического радара.

Начиная с этого года, в США  принята к реализации  радарная программа космического базирования. Цель программы - обеспечение глобального (за исключением полярных областей, расположенных выше 650 северной и южной широты), всепогодного, круглосуточного, постоянного доступа к областям, представляющим интерес с точки зрения слежения за подвижными ракетными комплексами. Предполагается, что за 2015-2020 гг. на орбиты будет  выведено созвездие из 21 спутника.

Насколько такая система сможет непрерывно отслеживать российские, а также, например, китайские стратегические подвижные ракетные  комплексы?

Космический радар не в состоянии обнаружить цель в так называемой надирной дыре или в пределах 200 от вертикали.  Кроме того, некоторые естественные или искусственные объекты могут заблокировать видимость спутнику  при небольших углах возвышения и такие "слепые" интервалы будут добавляться к надирной дыре.  Поскольку орбиты  спутников определить совсем не сложно, всегда остается  возможность выбрать такой маршрут движения ракетного комплекса, который обеспечивал бы, по меньшей мере, его периодическое "пропадание" для космического радара.

Цель становится невидимой, и в том случае, если ее радиальная скорость меньше минимально обнаруживаемой радаром. В этих условиях все выглядит так, как если бы  исчезнувшая цель остановилась. Но ракетный комплекс может продолжать двигаться и достаточно быстро перпендикулярно  линии видимости космического радара. В этом случае он останется для него невидимым, поскольку будет иметь небольшую   радиальную скорость.

Если комплекс не меняет направление движения, то за время своей "невидимости" по причине малой радиальной скорости, он может пройти сотни метров, а в случае смены направления - до четырех с половиной километров. После возобновления видимости радар окажется неспособным идентифицировать в группе подвижных целей ту,  за которой он следил.

Блокировка видимости, небольшая радиальная скорость, а также применение различных видов маскировки от радиолокационного обнаружения приведут для нападающей стороны к неопределенности информации о местоположении подвижных ракетных комплексов. Чтобы покрыть области неопределенности ей понадобится залп, состоящий  из многих боеголовок. Вопрос в том будет ли у потенциального агрессора их в достаточном количестве. Ведь в соответствии с российско-американским Договором о СНВ к концу 2012 г. количество боезарядов в группировках средств ядерного сдерживания будет сокращено до 2200 единиц, и далее поддерживаться в диапазоне 1700-2200 боевых блоков.

Обладающие высокой скрытностью даже при комплексном применении потенциальным агрессором средств разведки, плюс значительные возможности (по сравнению  с существующими ударными средствами) по преодолению эшелонированной ПРО подвижные комплексы "Тополь-М" позволят существенно  повысить эффективность ответных действий. "По сути,  речь идет об уникальном оружии, гарантирующем неотвратимость ядерного возмездия", - считает заместитель командующего РВСН по вооружению  генерал-лейтенант Виталий Линник.

По мнению генерала, ввод в боевой состав к 2012 г. 25-30 подвижных комплексов "Тополь-М, перспективной  МБР РС-24 и других ракетных комплексов  обеспечит поддержание необходимого баланса с США не только в области ракетно-ядерного оружия, но главное - в решении задачи ядерного сдерживания в условиях развертывания американской глобальной ПРО.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала