Рейтинг@Mail.ru
"Леопардовый проект" отодвигает трубы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Леопардовый проект" отодвигает трубы

© ecoportal.ruДальневосточный леопард
Дальневосточный леопард
Читать ria.ru в
В южной части Приморского края России создадут единую охраняемую территорию для 30 дальневосточных леопардов, редчайших кошек мировой фауны. Для этого передвигается маршрут нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан", что обойдется его строителям дополнительно в $3 млрд. Но есть еще один опасный для "леопардового проекта" техногенный объект: газопровод, который планируется проложить через заповедные территории.

Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.

В южной части Приморского края России создадут единую охраняемую территорию для 30 дальневосточных леопардов, редчайших кошек мировой фауны. Для этого передвигается маршрут нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), что обойдется его строителям дополнительно в $3 млрд. Но есть еще один опасный для «леопардового проекта» техногенный объект: газопровод, который планируется проложить через заповедные территории.

Леопарды, дикие звери с густым, ярким, длинным мехом, позволяющим существовать в северных широтах, исчезают на наших глазах: всего в мире осталось 40 особей: 30 в России и 10 – в Китае. Если браконьеры убьют еще двух-трех самок, то популяцию уже не восстановить.

Надежда на спасение этих уникальных зверей остается: на совещании у вице-премьера Сергея Иванова на днях было решено создать единую охраняемую территорию. До конца года должно быть завершено юридическое оформление проекта. Инициатором этого экологического проекта выступило Министерство природных ресурсов и экологии, за судьбу дальневосточных леопардов отчаянно боролись ученые, экозащитники, общественность.

Места, где обитают дальневосточные леопарды и тигры, были объявлены заповедными еще сто лет назад, в имперские времена. В 1916 году в Хасанском районе был создан заповедник «Кедровая Падь», старейший в России. Здесь трудилось несколько поколений ученых, и до последнего времени заповедник принадлежал Российской академии наук. Со временем к нему примкнула пара заказников – Барсовый и Борисовское плато. Первый подчинялся Министерству сельского хозяйства, второй находился в ведении местной администрации.

Присутствие трех хозяев в одной заповедной зоне оказалось не во благо. Надзор за территорией осуществлялся неэффективно, несогласованно, в то время как браконьеры не дремали. Зверей становилось все меньше, и вот число леопардов дошло до критической отметки возможностей биогенеза – 30 особей.

Сегодня «троевластие» на заповедных землях ликвидируется, все они объединяются в единую структуру и передаются в руки федерального Министерства природных ресурсов и экологии. Каков эффект от такого передела ответственности? Как сказал обозревателю «РИА Новости» директор WWF России (Всемирный фонд дикой природы) Игорь Честин, «ведомственная разобщенность заповедных территорий в ареале дальневосточного леопарда, отсутствие единого управления долгое время не позволяли эффективно осуществлять единую программу по восстановлению исчезающего вида. Теперь препятствие устраняется».

Главный результат переустройства заповедной территории – широкие полномочия, новые финансовые возможности. Только в этом году в «леопардовый проект» разными организациями вкладывается порядка $400 тысяч.  Курирование всей научной работы по обеспечению программы сохранения и репродукции леопарда остается, конечно, за учеными. Но при этом будет обеспечен жесткий заповедный статус территории  – усилится охрана от браконьеров, незаконных вырубок, промышленного освоения и разрушения.

Снимает ли этот важный шаг все угрозы леопарду? Нет, они остаются и связаны с техногенными проектами. Правда, одна из серьезных угроз устранена в этом году. Под давлением общественного мнения и экологов компания «Транснефть», реализующая проект нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», скорректировала маршрут нефтепровода, согласившись перенести нефтяные терминалы в поселок Козьмино, близ Находки.

По первоначальному замыслу, нить трубопровода должна была пройти из Тайшета по наиболее удобному пути, с выходом к бухте Перевозной на берегу Японского моря. В этом случае на своем пути нефтепровод вклинивался в две экологические «болевые точки». Во-первых, он должен был пролечь близ берега Байкала, включенного в Список природного наследия ЮНЕСКО, а на завершающем участке - пересечь места обитания леопардов - заповедник Кедровая Падь и заказник Барсовый.

Экологи оспаривали эти два отрезка на марше нефтепровода. В 2007 году в конфликт вмешался Владимир Путин, волевым решением заставивший нефтяников отодвинуть трубу от Байкала. Несколько позже было принято и второе решение - о переносе финального терминала нефтепровода из бухты Перевозной – в бухту Козьмино. В результате этой уступки «Транснефти» пришлось дополнительно вложить в проект $3млрд, а также сдвинуть сроки сдачи нефтепровода.

Но есть еще один опасный для «леопардового проекта» техногенный объект - газопровод, который проектируется с прицелом «проскочить» через заповедные территории. Этот трубопровод направлен в сторону государственной границы с Северной Кореей. По замыслу, трубы должны пройти близ берега, при этом рассекается приморская часть Барсового заказника. «Мы предложили вообще вычленить прибрежную часть заказника из планов развития, а взамен «прирезать» газовому проекту другую территорию, в 5 раз большую, но лежащую в стороне, вдоль границы с Китаем, - рассказал Игорь Честин. - Вопрос окончательно не решен. В качестве альтернативного варианта предлагается проложить газопровод не вдоль берега, а по морскому дну. Пока что идут общественные слушания и обсуждения».

Тридцати леопардам (а также и тигровому сообществу) угрожает и другая техногенная проблема. Власти Приморья осуществляют капитальную реконструкцию дороги Хасан – Раздольное, рассекающую заповедник. После обновления она превратится в скоростную магистраль, и ясно, что никакой леопард ее уже не перечет. Между тем, рассчитывать на возрождение популяции можно в одном случае: создав комфортные условия покоя и беспрепятственной миграции зверей по естественным тропам.

Отказаться от дороги, конечно, невозможно. Но есть способ минимизировать негатив, построив в местах миграции тоннель, скрывающий трассу. Но дорога Хасан - Раздольное имеет краевой статус, и у региональных властей нет средств на дорогостоящее строительство тоннелей. Выход есть: можно передать эту трассу в ведение Министерства транспорта, на федеральный уровень. Пока вопрос только обозначен и находится в процессе обсуждения.

Реализация всего проекта потребует как минимум двух лет напряженных усилий и, по меньшей мере, 25 миллионов рублей. В итоге появится огромный дальневосточный Национальный парк.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала