Рейтинг@Mail.ru
Жертвы селекции - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жертвы селекции

© РИА Новости. Фото: Федоренко ВладимирМГУ
МГУ
Читать ria.ru в
Ни для кого давно уже не секрет, что качество образования в России – и среднего, и высшего – год от года падает. Как и престиж отечественных вузов. В последний рейтинг 200 ведущих университетов мира, который ежегодно составляется лондонской газетой Times, ни один из них вообще не попал.

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.

Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, беседуя на днях с гражданами в правительственном доме приёмов, заявил, что «надо ужесточать железно» требования к вузам, и строго предупредил, что начинает «жёсткое селектирование» российских университетов. С одной стороны, министр вроде бы прав: ситуация с высшим образованием у нас и вправду аховая. Но с другой – возникает вопрос: а кому доверят проведение селекции педагогических коллективов, кто и по каким критериям оценит их работу и что предложат взамен? Не те ли самые чиновники, которые своими экспериментами эту самую высшую школу и загубили?

Ни для кого давно уже не секрет, что качество образования в России – и среднего, и высшего – год от года падает. Как и престиж отечественных вузов. В последний рейтинг 200 ведущих университетов мира, который ежегодно составляется лондонской газетой Times, ни один из них вообще не попал. Даже МГУ, который традиционно почитается у нас как лучший из лучших.

Правда, не все у нас считают этот рейтинг объективным, но факт остается фактом: средний уровень знаний выпускников вузов – ниже среднего, и работодателей даже при остром кадровом дефиците он не устраивает. Редких вундеркиндов чуть ли не с первых курсов разбирают западные концерны и научные центры, и вот уже на июльском совещании с руководителями высшей школы президент Дмитрий Медведев заводит разговор о том, не пора ли России самой переманивать заграничных специалистов.   

Причина подобной девальвации знаний, казалось бы, известна. Если в 1995 году в России было 762 вуза, в которых насчитывалось 2,6 млн студентов, то сейчас более чем в тысяче университетов и институтов, а также в двух тысячах их филиалов учатся уже 7,5 млн молодых россиян. Хотя далеко не каждое из этих высших учебных заведений достойно так называться. Некоторые вузы и техникумы ещё в начале минувшего десятилетия самовольно повысили свой статус до университетского, а кое-кто и до академического уровня. Появились и многочисленные частные «кузницы кадров» – их доля сейчас достигает 40%. И в результате выпуск суррогатных специалистов, получавших такие же, по сути, суррогатные дипломы, был поставлен на поток.    

В те же годы наметился и серьёзный перекос в самой структуре подготовки профессионалов. Многие абитуриенты бросились осваивать крайне востребованные тогда профессии юристов, экономистов, бухгалтеров, и через несколько лет их просто девать некуда было (по данным, приведённым недавно Андреем Фурсенко, и сегодня ежегодно получают дипломы правоведов 700 тыс. выпускников). Но вовремя предугадать перепроизводство этих специалистов, как, впрочем, и грядущий дефицит важнейших для экономики специальностей, своевременно внести коррективы в госзаказ на подготовку кадров в его ведомстве так и не сумели.

Вот все эти проколы и просчёты министр и намеревается исправить в ходе обещанного «селектирования». По его мнению, число университетов нужно радикально сократить до 20-50 и оставить не более  150-200 институтов. Остальным будет предложено переквалифицироваться в техникумы либо даже в училища. И в первую очередь он предлагает разобраться с учебными заведениями, в которых учится менее 10 тыс. очных студентов, а к таковым относятся чуть ли не все филиалы федеральных вузов. 

Кстати, кое-где за филиалы уже взялись, и всерьёз. Так, представители Минобрнауки Татарстана проверили местные представительства университетов, «прописанных» за пределами республики. И, помимо прочего, выяснили, что почти 40% студентов обучаются в них по специальности «Юриспруденция», а 33% – «Финансы и кредит». В итоге этой проверки из 92 филиалов к настоящему времени осталось всего 11, да и те грозятся закрыть до конца года. В Чечне также решено ликвидировать почти две трети негосударственных вузов, на Кубани – 12, а ещё восьми запрещено принимать первокурсников. Так что процесс, как говорится, пошёл. Правда, не совсем понятно, что делать с оставшимися не у дел студентами, а ведь многие из них выложили за свою учёбу приличные деньги.

Такие же вопросы вызывает и вводимая в России система двухуровневого образования. Профессионалы удивлены: если и при нынешнем полноценном курсе выпускники оказываются невостребованными, то кто же позарится на совершенно сырого «спеца» с дипломом бакалавра? На рынке труда он никому не будет нужен, разве что на вещевой барахолке. К слову сказать, из 10 млн человек, занятых ныне в розничной торговле, половина имеет высшее образование, причем полмиллиона – даже два…

Основную ставку в очередном реформировании высшей школы министерство делает на укрупнение вузов, а точнее – на создание сети федеральных университетов. Два из них в порядке эксперимента были сформированы пару лет назад. А всего в ближайшие годы в разных концах страны планируется запустить 10-12 таких проектов. Суть их в том, чтобы объединить несколько региональных вузов и НИИ и на их базе построить научно-образовательные центры, которые готовили бы специалистов и занимались конкретными разработками, необходимыми для отечественной промышленности.

Идея сама по себе интересная и приобретает особую актуальность в связи с надвигающимся, да и уже ощутимым демографическим кризисом. Однако с её реализацией пока проблема. Вернее, целый комплекс серьёзных проблем, которые сейчас активно обсуждаются и в университетских кругах, и в прессе, и в интернет-блогах. Но, наверное, главную из них сформулировал один из участников дискуссии, который заметил: «Проблема качества образования переменой вывесок и сочинением красивых бумаг не решается».

И самым убедительным подтверждением тому, увы, стали практически все предыдущие эксперименты и новации ведомства, отвечающего за состояние и развитие интеллектуального потенциала России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала