Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, беседуя на днях с гражданами в правительственном доме приёмов, заявил, что «надо ужесточать железно» требования к вузам, и строго предупредил, что начинает «жёсткое селектирование» российских университетов. С одной стороны, министр вроде бы прав: ситуация с высшим образованием у нас и вправду аховая. Но с другой – возникает вопрос: а кому доверят проведение селекции педагогических коллективов, кто и по каким критериям оценит их работу и что предложат взамен? Не те ли самые чиновники, которые своими экспериментами эту самую высшую школу и загубили?
Ни для кого давно уже не секрет, что качество образования в России – и среднего, и высшего – год от года падает. Как и престиж отечественных вузов. В последний рейтинг 200 ведущих университетов мира, который ежегодно составляется лондонской газетой Times, ни один из них вообще не попал. Даже МГУ, который традиционно почитается у нас как лучший из лучших.
Правда, не все у нас считают этот рейтинг объективным, но факт остается фактом: средний уровень знаний выпускников вузов – ниже среднего, и работодателей даже при остром кадровом дефиците он не устраивает. Редких вундеркиндов чуть ли не с первых курсов разбирают западные концерны и научные центры, и вот уже на июльском совещании с руководителями высшей школы президент Дмитрий Медведев заводит разговор о том, не пора ли России самой переманивать заграничных специалистов.
Причина подобной девальвации знаний, казалось бы, известна. Если в 1995 году в России было 762 вуза, в которых насчитывалось 2,6 млн студентов, то сейчас более чем в тысяче университетов и институтов, а также в двух тысячах их филиалов учатся уже 7,5 млн молодых россиян. Хотя далеко не каждое из этих высших учебных заведений достойно так называться. Некоторые вузы и техникумы ещё в начале минувшего десятилетия самовольно повысили свой статус до университетского, а кое-кто и до академического уровня. Появились и многочисленные частные «кузницы кадров» – их доля сейчас достигает 40%. И в результате выпуск суррогатных специалистов, получавших такие же, по сути, суррогатные дипломы, был поставлен на поток.
В те же годы наметился и серьёзный перекос в самой структуре подготовки профессионалов. Многие абитуриенты бросились осваивать крайне востребованные тогда профессии юристов, экономистов, бухгалтеров, и через несколько лет их просто девать некуда было (по данным, приведённым недавно Андреем Фурсенко, и сегодня ежегодно получают дипломы правоведов 700 тыс. выпускников). Но вовремя предугадать перепроизводство этих специалистов, как, впрочем, и грядущий дефицит важнейших для экономики специальностей, своевременно внести коррективы в госзаказ на подготовку кадров в его ведомстве так и не сумели.
Вот все эти проколы и просчёты министр и намеревается исправить в ходе обещанного «селектирования». По его мнению, число университетов нужно радикально сократить до 20-50 и оставить не более 150-200 институтов. Остальным будет предложено переквалифицироваться в техникумы либо даже в училища. И в первую очередь он предлагает разобраться с учебными заведениями, в которых учится менее 10 тыс. очных студентов, а к таковым относятся чуть ли не все филиалы федеральных вузов.
Кстати, кое-где за филиалы уже взялись, и всерьёз. Так, представители Минобрнауки Татарстана проверили местные представительства университетов, «прописанных» за пределами республики. И, помимо прочего, выяснили, что почти 40% студентов обучаются в них по специальности «Юриспруденция», а 33% – «Финансы и кредит». В итоге этой проверки из 92 филиалов к настоящему времени осталось всего 11, да и те грозятся закрыть до конца года. В Чечне также решено ликвидировать почти две трети негосударственных вузов, на Кубани – 12, а ещё восьми запрещено принимать первокурсников. Так что процесс, как говорится, пошёл. Правда, не совсем понятно, что делать с оставшимися не у дел студентами, а ведь многие из них выложили за свою учёбу приличные деньги.
Такие же вопросы вызывает и вводимая в России система двухуровневого образования. Профессионалы удивлены: если и при нынешнем полноценном курсе выпускники оказываются невостребованными, то кто же позарится на совершенно сырого «спеца» с дипломом бакалавра? На рынке труда он никому не будет нужен, разве что на вещевой барахолке. К слову сказать, из 10 млн человек, занятых ныне в розничной торговле, половина имеет высшее образование, причем полмиллиона – даже два…
Основную ставку в очередном реформировании высшей школы министерство делает на укрупнение вузов, а точнее – на создание сети федеральных университетов. Два из них в порядке эксперимента были сформированы пару лет назад. А всего в ближайшие годы в разных концах страны планируется запустить 10-12 таких проектов. Суть их в том, чтобы объединить несколько региональных вузов и НИИ и на их базе построить научно-образовательные центры, которые готовили бы специалистов и занимались конкретными разработками, необходимыми для отечественной промышленности.
Идея сама по себе интересная и приобретает особую актуальность в связи с надвигающимся, да и уже ощутимым демографическим кризисом. Однако с её реализацией пока проблема. Вернее, целый комплекс серьёзных проблем, которые сейчас активно обсуждаются и в университетских кругах, и в прессе, и в интернет-блогах. Но, наверное, главную из них сформулировал один из участников дискуссии, который заметил: «Проблема качества образования переменой вывесок и сочинением красивых бумаг не решается».
И самым убедительным подтверждением тому, увы, стали практически все предыдущие эксперименты и новации ведомства, отвечающего за состояние и развитие интеллектуального потенциала России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции