Рейтинг@Mail.ru
Перелеты без излишеств - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перелеты без излишеств

© Flickr / EndlisnisПерелеты без излишеств
Перелеты без излишеств
Читать ria.ru в
Казалось бы, Россия с ее достаточно неразвитой транспортной инфраструктурой представляет собой крайне перспективный рынок для низкобюджетных авиаперевозчиков. Но пока в России действует только один авиадискаунтер, а этим летом, вероятно, появится второй...

Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.

Авиакомпании-дискаунтеры, появившиеся в конце прошлого века и экономящие буквально на всем, к настоящему времени кардинально изменили рынки региональных авиаперевозок Европы, Северной Америки и Азии. Казалось бы, Россия с ее достаточно неразвитой транспортной инфраструктурой представляет собой крайне перспективный рынок для низкобюджетных авиаперевозчиков. Но пока в России действует только один авиадискаунтер, а этим летом, вероятно, появится второй.

Авиакомпании, сделавшие полеты дешевыми

К концу ХХ века для значительного числа людей в США, Европе и Азии постоянные авиаперелеты стали повседневностью и насущной необходимостью. Вместе с тем постоянно выкладывать внушительные суммы, пускай и за комфортные перелеты на авиалайнерах флагманов мировой авиации, даже западному среднему классу весьма накладно.

В этих условиях как грибы расплодились новые низкобюджетные авиаперевозчики. Сейчас во всем мире насчитывается более 100 дискаунтеров, которые в основном осуществляют среднемагистральные рейсы, оккупировав рынки региональных авиаперевозок.

Главный принцип деятельности классического авиадискаунтера: низкая стоимость билета обеспечивается за счет сведения издержек до минимума всеми возможными средствами. В результате чего маржа у низкобюжетных авиакомпаний намного выше, чем у традиционных флагманов авиаиндустрии.

Бизнес-класс у классического авиадискаунтера отсутствует по определению, ряды кресел стоят плотно, как в городском автобусе. Никаких занавесок на окнах, у сидений может не быть подголовников. Вес разрешенного багажа намного меньше, чем у обычных авиакомпаний, и тащить его до самолета часто приходится самим пассажирам, если не помогут члены экипажа. В целях экономии уборку салона после рейса проводит сам летный состав или не проводит вовсе, поэтому салоны авиадискаунтеров часто выглядят неопрятными.

Полное отсутствие бесплатного сервиса как в воздухе, так и на земле – одно из основных правил авиадискаунтеров. Еды на борту низкобюджетного авиапервозчика могут вообще не предложить, а если предложат, то и за стакан воды придется платить. Вдобавок авиадискаунтеры, как правило, осуществляют полеты во второстепенные, неудобно расположенные аэропорты, плата за обслуживание в которых меньше.
Зато теперь без всяких необязательных излишеств, к примеру, внутри Европы можно летать менее чем за 100 и даже 50 евро. Правда, при отказе от полета надо быть готовым к тому, что никаких денег вам не вернут.

На оживленных маршрутах дискаунтеры выполняют рейсы едва ли не каждые полчаса, и самолеты отправляются в полет как маршрутные такси, пока не заполнится салон. При этом тот, кто первым закажет билет, заплатит меньше, по мере же заполнения салона цена билетов возрастает.

Классический представитель авиадискаунтера «без излишеств» - компания Ryanair. Она начинала как крохотный авиаперевозчик между Ирландией и Великобританей. Но благодаря агрессивной политике своего харизматичного гендиректора Майкла О'Лири к настоящему времени превратилась в крупнейшую авиакомпанию на внутриевропейских маршрутах.

Помимо строгого контроля над расходами Ryanair значительно увеличивает свою прибыль от продажи дополнительных услуг: страховых полисов, лотерейных билетов, мест в отелях, питания на борту, доплаты за сверхнормативный багаж, реализации рекламных площадей в самолетах. Уверенный рост дополнительных доходов Ryanair позволяет главе компании О’Лири заявлять, что со временем авиабилеты на рейсы Ryanair станут бесплатными, а авиакомпания будет получать доход от других источников.

Основной конкурент Ryanair – британская easyJet, вторая по величине низкобюджетная авиакомпания Европы. Компания easyJet, так называемый авиадискаунтер «с удобствами», делает ставку на то, чтобы привлечь более состоятельных и требовательных пассажиров. Она предлагает некоторый сервис на борту и выполняет полеты в самые удобные и популярные аэропорты континента по самым низким ценам.

Под давлением авиадисканутеров традиционные авиаперевозчики стали создавать собственные низкобюджетные подразделения и делать привлекательные сезонные скидки на обычные рейсы со всеми удобствами.

Авиадискаунтеры в России

Европейские низкобюджетные компании уже проникли в Россию. Это немецкие Air Berlin и Germanwings, испанская Clickair, норвежская Norwegian Air Shuttle, австрийская Niki, итальянская Wind Jet и турецкая Pegasus Airlines. Иностранные авиадискаунтеры выполняют рейсы из своих стран в Москву, Санкт-Петербург, Самару, Новосибирск, Краснодар.

Россиянам, самостоятельно планирующим свои деловые и туристические поездки за границу, стоит присмотреться к их предложениям. К примеру Air Berlin предлагает сейчас перелет из Москвы в Берлин по цене от 99 евро.

Первым же и пока единственным внутрироссийским авиадискаунтером остается Sky Express, начавшая свои полеты в 2007 году. Сейчас Sky Express выполняет полеты из московского аэропорта Внуково в Екатеринбург, Калининград, Мурманск, Пермь, Ростов, Санкт-Петербург, Сочи, Тюмень, Челябинск. Подобно другим мировым авиакомпаниям-дискаунтерам Sky Express пытается на всех маршрутах предложить пассажирам несколько рейсов в день.

В начале своей деятельно Sky Express сделала ставку пассажиров, ранее вообще не летавших самолетами, привлекая их низкими тарифами. Так, летом 2007 года немало людей впервые слетали из Москвы в Сочи и обратно рейсами Sky Express всего за 1000 рублей, воспользовавшись промотарифами авиакомпании.

Стремясь повторить успех западных авиадискаунтеров, Sky Express в целях экономии сделала ставку на продажу билетов через интернет. Сейчас доля продаж билетов Sky Express через «всемирную паутину» по-прежнему высока. Но из-за того, что пока не все население России охвачено продажами через Интернет, авиакомпании пришлось открыть билетные кассы, а это ведет к удорожанию стоимости услуг.

Первому отечественному дискаунтеру не всегда удается сохранять низкие тарифы. Хотя и сейчас можно по случаю «оторвать» билет Sky Express за 500 рублей, порой расценки дискаунтера превышают тарифы обычных российских авиаперевозчиков.

Этим летом в небо России собирается взлететь еще один дискаунтер – авиакомпания «Авианова». Это проект инвесткомпании А1, входящей в «Альфа-групп», и американского инвестфонда Indigo Partners.
С прошлой недели в столице стартовала рекламная кампания «Авиановы». Рекламные щиты обещают пассажирам полеты из Внуково в города России по цене от 250 рублей.

Говорят, что «Авианова» законтрактовала два сравнительно новых Airbus A320 и в ближайшей перспективе планирует взять в лизинг еще четыре самолета. В самой авиакомпании количество самолетов, маршрутную сеть и интенсивность перевозок не раскрывают.

На первый взгляд, попытка нового российского авиадискаунтера во время кризиса выйти на рынок внутренних пассажирских перевозок с тарифами даже ниже, чем когда-то были у Sky Express, выглядит логичной.

Но авиационные эксперты мрачно оценивают его перспективы в частности и всего сегмента низкобюджетных авиаперевозок в России в целом.

Рынок авиаперевозок в стране сейчас падает, и традиционные авиаперевозчики обладают избыточным авиапарком. На появление нового авиадискаунтера они отреагируют снижением цен на конкурентных маршрутах. Учитывая, что у «Авиановы» пока всего два самолета, сделать это будет нетрудно.
Отраслевые эксперты уверены, что в нынешних российских условиях модель низкобюджетного авиаперевозчика западного образца вообще не осуществима.

Зарубежные низкобюджетные авиакомпании смогли резко сократить издержки за счет перевода системы продаж билетов в интернет и за счет больших скидок на обслуживание, которых он добились от аэропортов. В России же продажи через Интернет недостаточно развиты, а аэропорты не пойдут на снижение цен на обслуживание.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала