Рейтинг@Mail.ru
СНВ: долгое эхо политики Буша - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

СНВ: долгое эхо политики Буша

Читать ria.ru в
23 сентября на встрече в Нью-Йорке во время работы ГА ООН президенты Обама и Медведев обсудят не только проблему европейской ПРО, архитектуру которой Вашингтон на днях резко поменял, но и ход переговоров по заключению нового Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений.

Виктор Литовкин, «НВО», специально для РИА Новости.

23 сентября на встрече в Нью-Йорке во время работы ГА ООН президенты Обама и Медведев обсудят не только проблему европейской ПРО, архитектуру которой Вашингтон на днях резко поменял, но и ход переговоров по заключению нового Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Он должен прийти на смену заканчивающему свое действие 5 декабря нынешнего года Договору по СНВ-1, подписанному еще в 1991 году.

Как сообщают из Женевы осведомленные источники, последний раунд переговоров между двумя делегациями, оставил открытыми ряд принципиальных проблем, которые вправе решить только сами президенты.

Напомним, что летом, во время приезда в Москву Барака Обамы стороны подписали «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений». Там был зафиксирован определенный коридор для количества ракет и ядерных боеголовок для двух договаривающихся сторон. Он был равен по ракетам 500-1100 единиц и связанными с ними боеголовками в количестве 1500-1675 единиц.

Делегации США и России сумели договориться в ходе нескольких раундов переговоров в Женеве, что окончательными цифрами, ограничивающими число носителей и боевых блоков, станут соответственно 800 и 1600 единиц. Казалось бы, это ориентиры открыли зеленый свет для подписания соглашения между двумя сторонами. Но это, к сожалению, не совсем так. Остается еще ряд нерешенных вопросов.

Один из них – возвратный потенциал. Как известно, США начали переоборудовать свои стратегические ракеты под обычные, неядерные боеголовки. По мощности и разрушительному эффекту почти такие же, как атомные, но более точные, а главное – пригодные для применения в современных боевых действиях. В том числе, как говорят в Пентагоне, и для борьбы с террористами. В частности, из 1198 развернутых стратегических носителей около 50 межконтинентальных ракет МХ и 49 ракет «Минитмен-3» они переместили на склад. А четыре атомные подводные лодки типа «Огайо», несущие в совокупности 96 стратегических ракет, переоборудовали под носители крылатых ракет большой дальности.

Переговорщики из Вашингтона предлагают своим российским коллегам вывести эти ракеты и боеголовки из нового Договора по СНВ, так как те якобы не имеют никакого отношения к стратегическим ядерным вооружениям. Но никто не говорит о том, что ядерные боеголовки, снятые с этих ракет, будут утилизированы. Скорее всего, они останутся на складах для длительного хранения и в случае необходимости опять смогут вернуться на старое место, создав, таким образом, явный перевес перед другой стороной в стратегических вооружениях. На что московская делегация согласиться никак не может.

Есть и еще одна пока нерешенная проблема. Стороны, похоже, никак не могут договориться о правилах засчета количества боеголовок на оперативно развернутых ракетах. Американцы предлагают считать те боеголовки, которые они назовут, как установленные на носитель. А наша делегация утверждает, что в этом вопросе доверять названной цифре можно только после проверки. Но проверить, сколько боевых блоков в данный момент стоит на ракете – один, два или десять невозможно, - они закрыты обтекателем, который никто перед проверяющими снимать не будет. Отсюда вывод, считать нужно такое количество боеголовок на ракете, на которое эта ракета была рассчитана и с каким максимумом боевых блоков была испытана. Но такой подход не устраивает американскую делегацию. Договориться пока не получается.

Оптимисты утверждают, что эти противоречия можно будет снять на встрече двух президентов в Нью-Йорке или, в крайнем случае, в Питсбурге, где главы государств опять должны встретиться на саммите «двадцатки». Они подкрепляют такую уверенность словами о том, что на июньских переговорах в Москве окончательные цифры по количеству ракет и связанными с ними боевыми блоками в коридор возможностей, записанный в «Совместное понимание», тоже внесли практически сами президенты. Две делегации тогда также никак не могли договориться о параметрах разоружения. Не исключено, что так будет и на этот раз.

Но здесь есть и еще один «подводный камень». Дело в том, что администрация бывшего президента США Джорджа Буша категорически отказывалась или под различными предлогами оттягивала проведение конкретных переговоров по новому договору СНВ. И теперь, если даже стороны подпишут новое соглашение к декабрю этого года, оно не сможет вступить в силу в тот же день. Потребуется его обсуждение и ратификация в Конгрессе и Сенате США, а также в Государственной Думе и Совете Федерации России. Это займет определенное время.

Месяц, два или даже полгода. Кроме того, не исключено, что ратификация данного документа, будет оговорена специальным заключением конгрессменов или депутатов, как это было с Договором по СНВ-2, когда российские парламентарии приняли дополнение, оговаривающее, что договор будет выполняться только при том условии, если США станут соблюдать Договор по ПРО 1972 года. Администрация Джорджа Буша, как известно, вышла из него в 2002 году, и СНВ-2 так и не вступил в силу.

Не исключено, что отечественные парламентарии сделают подобную оговорку и по поводу третьего позиционного района стратегической ПРО США в Восточной Европе. Барак Обама уже объявил, что Вашингтон отказывается от этой затеи, но не исключено, что будущая администрация Соединенных Штатов снова может вернуться к данной теме. Российские законодатели, видимо, постараются перестраховаться, несмотря на всю свою лояльность к документам, одобренным и подписанным президентом.

А после ратификации Договора по СНВ потребуется еще подпись под ним глав государств, обмен ратификационными грамотами, опубликование текста соглашения в печати, и только после этого он вступит в законную силу. Это тоже займет определенное время.
Что нужно сделать, чтобы в промежуток времени от 5 декабря до вступления в юридическую силу нового договора стратегические наступательные вооружения не оставались бы без контроля? Наверное, подписать на встрече президентов промежуточный рамочный документ, который предусматривал бы, если не окончательные договоренности по всем противоречивым проблемам, то хотя бы согласие на продолжения тех процедур контроля, верификации и транспарентности, что были заложены в Договор СНВ-1.

Такие подписи, по мнению ряда экспертов, могут сделать мир более предсказуемым, спокойным и безопасным. И еще больше укрепят те меры доверия между Россией и США, которые появились после отказа Вашингтона от размещения третьего позиционного района своей стратегической ПРО в Польше и Чехии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала