Рейтинг@Mail.ru
Россия борется с коррупцией понарошку - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия борется с коррупцией понарошку

Читать ria.ru в
Борьба с коррупцией в России чаще всего является фикцией. Реальных подвижек практически нет, о чем и свидетельствуют представленные во вторник, 17 ноября, результаты ежегодного доклада международной неправительственной организации Transparency International.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Борьба с коррупцией в России чаще всего является фикцией. Реальных подвижек практически нет, о чем и свидетельствуют представленные во вторник, 17 ноября, результаты ежегодного доклада международной неправительственной организации Transparency International. Вместо системной борьбы с коррупцией время от времени возникают отдельные «посадочные» процессы, война компроматов и бесконечная антикоррупционная риторика. Между тем, ситуация с коррупцией в стране только ухудшается: по данным МВД, средний размер взятки  за последний год вырос в 3,5 раза.

Transparency International рассчитывает индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI), который позволяет определить уровень коррупции в госсекторе - от "0" (высокий уровень коррупции) до "10" (коррумпированных чиновников почти нет). В 2009 году этот показатель для России составил 2,2 пункта против 2,1 пункта годом ранее. В итоге в рейтинге Transparency International Россия по уровню восприятия коррупции заняла 146 место из 177 исследуемых стран. В прошлом году страна занимала 147 место.

В группе стран с аналогичным уровнем разнообразного мздоимства - Сьерра-Леоне, Эквадор, Камерун, Кения, Зимбабве и Украина. На постсоветском пространстве более коррумпированными эксперты считают лишь Таджикистан (158 место), Киргизстан (162 место), Туркменистан (168 место) и Узбекистан (174 место). «Результаты исследования приличными назвать нельзя», - говорит Елена Панфилова, директор Центра Transparency International в России. При этом Россия показала худший результат из стран большой «двадцатки», полноправным членом которой мы считаемся.

Незначительный позитивный тренд в 0,1 пункта может быть вызван надеждами на то, что заработает пакет антикоррупционных законов, принятых в конце прошлого года. Напомним, что, например, закон "О противодействии коррупции" обязывает декларировать доходы чиновников и членов их семей. Кроме того, документ ограничивает предельную стоимость подарков для госслужащих тремя тысячами рублей.

Фонд ИНДЕМ оценивает объём взяток чиновникам в стране в 318 млрд долларов в год. В похожую цифру  - 300 млрд долларов в год – оценил объем рынка коррупции в России председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Потеря таких сумм делает весьма проблематичной решение задачи модернизации экономики страны, научного и технологического прорыва.

Не удивительно, что в прошлогоднем послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев сказал, что «для современного общества враг №1 – коррупция». Но от эмбрионального этапа борьбы с коррупцией, когда пишутся антикоррупционные законы, нужно переходить к их практическому применению, настаивает Елена Панфилова. Причем, наказывать коррупционеров нужно, невзирая на чины и звания: ведь коррупция произрастает из высших эшелонов власти.

Впрочем, и на бытовом уровне вопрос «давать ли на лапу» гражданам приходится решать все чаще. По данным МВД, средняя бытовая взятка в 2008 году составляла 8 тыс рублей, а сейчас – 27 тыс рублей. По данным исследования Барометр коррупции в России (проводит тоже Transparency International), в прошлом году пришлось давать взятку 17% опрошенных, а в 2009 – уже 29%. При этом дальше лозунгов о необходимости борьбы с коррупцией дело не идет.

Это и не удивительно. В противодействии коррупции нужно активное участие, например, общественных организаций. Но ни в одном российском законе не прописано само понятие гражданского контроля. «А реалии таковы, что сейчас общественные организации воспринимаются как враги», - констатирует глава Transparency International в России. Значительная часть таких структур вообще занята простым выживанием. Органы власти, за редчайшим исключением, категорически не приемлют вмешательства институтов гражданского общества в свою деятельность и относятся к их требованиям как к посягательству на основы конституционного строя, пояснила Елена Панфилова.

Сами чиновники, несмотря на все лозунги о борьбе с коррупцией, в действительности всячески этой борьбе противодействуют. К примеру, 13 ноября 2009 года в Дохе на Конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции, Россия заблокировала принятие механизма контроля за выполнением странами-участниками требований этой Конвенции. В компании «блокирующих», помимо России, оказались Ангола, Алжир, Венесуэла, Зимбабве, Пакистан, Иран, Египет и Китай.

Механизм, который так испугал в Дохе российских чиновников, предусматривал проведение независимых проверок уровня коррупции странами, подписавшими Конвенцию. Также там прописывалось участие в проверках институтов гражданского общества и публичное обсуждение результатов. Для блокировки этих процедур россияне использовали термины «защита суверенитета» и «невозможность вмешательства во внутренние дела», рассказала Елена Панфилова. «Почему гражданский контроль за коррупционерами, которые грабят страну, является угрозой ее суверенитету?, - возмущена она. – Это -страшный стыд». Заметим, что 125 стран были готовы подписать первоначальный вариант документа.

В итоге получился компромиссный вариант: взаимные проверки проводиться все-таки будут, но не раз в пять лет, как планировалось изначально, а лишь с согласия проверяемой страны. Доклад по итогам проверки будет публиковаться, но лишь «выжимками», а для других стран и вовсе будут готовиться тезисы. Участие общественных организаций в проверках прописано с формулировкой «неплохо бы, что бы они поучаствовали». Таким образом, публичное обсуждение ситуации с коррупцией в стране будет невозможно.

Все вместе это значит, что, скорее всего, в ближайшее время борьба с коррупцией в России ограничится показательными «посадками», сливами в Интернет и бесконечными обещаниями и планами по борьбе со взяточничеством. При этом каждый гражданин, даже если он не дает взятку лично, будет ежедневно оплачивать коррупционную составляющую в стоимости товаров и услуг из своего кармана.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала