Рейтинг@Mail.ru
НАТО - Россия: сильно ограниченный ренессанс - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

НАТО - Россия: сильно ограниченный ренессанс

© Иллюстрация РИА НовостиНАТО - Россия: сильно ограниченный ренессанс
НАТО - Россия: сильно ограниченный ренессанс
Читать ria.ru в
Вопреки козням Канады, которая угрожала заблокировать принятие всех документов на встрече Совета Россия-НАТО и, несмотря на сверхэнергию российского посла в штаб-квартире блока Дмитрия Рогозина, заседание Совета Россия - НАТО все же имеет место быть 4 декабря.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Вопреки козням Канады, которая угрожала заблокировать принятие всех документов на встрече Совета Россия-НАТО и, несмотря на сверхэнергию российского посла в штаб-квартире блока Дмитрия Рогозина, заседание Совета Россия - НАТО все же имеет место быть 4 декабря. Это - первая подобного рода встреча на уровне министров иностранных дел со времен прошлогоднего «кавказского конфликта», когда НАТО заморозило все контакты. Мы, собственно, против этой паузы ничего и не имели, по причине малосодержательности большинства предыдущих дискуссий в рамках Совета. Они и сейчас идут довольно вяло, хотя Рогозин и пытается, как уже сказано, очень активно, эту тенденцию сломать.

Разморозка отношений началась весной этого года: и в НАТО, и в США поняли, что без России обеспечить цельную поддержку военных операций в Афганистане блок будет не в состоянии. Поэтому игры в политические демарши прекратились.
Нынешняя встреча чуть было не сорвалась. Как выясняется, произошло это по той простой причине, что наш представитель Дмитрий Рогозин требовал от НАТО обсудить на заседании 4 декабря новый проект договора по евроатлантической безопасности. Он уже именуется на Западе «проект Медведева». И даже зафиксировать в некоем документе факт обсуждения.

Некоторые положения предложенного договора в НАТО воспринимают либо как инструменты для «подрезания крыльев» блока, либо вообще как покушение на само существование альянса. Хотя президент России Дмитрий Медведев, будучи в Италии, заявил, что это совсем не так, но - как всегда бывает с широкими договорами о новой архитектуре европейской безопасности - их положения вполне можно интерпретировать и в вышеуказанном ключе.

В принципе, министры иностранных дел НАТО вполне могли бы заняться предложенным к обсуждению вопросом чисто из вежливости, хотя подобного рода вещи на таких форумах и не обсуждаются. Вернее, они для такого рода упражнений не совсем подходят. Но, самое главное, проект сначала должен быть проанализирован в МИДах и столицах-реципиентах (проект разослан в столицы на пространствах от Ванкувера до Владивостока, как было объявлено в Москве). В общем, для обсуждений было несколько рановато. Но Рогозин все же сделал «экстренное заявление», а из российской делегации зазвучали заявления о возможности полного срыва первой министерской встречи НАТО-Россия.

Для того, чтобы остановить наступательный архитектурный порыв постпреда России, НАТО избрало Канаду, посол которой и объявил, что если Россия будет настаивать на обсуждении и дальше, то Оттава заблокирует принятие каких бы то ни было документов на заседании Совета. Совершать такие демарши США или европейцам было просто неудобно. Поскольку все решения в НАТО должны приниматься единогласно, то это фактически означало, что первое «посткавказское» заседание совета будет сорвано. Благовест прозвучал сначала из Афин, где на встрече министров иностранных дел ОБСЕ присутствовал Сергей Лавров. Он с явным удивлением ответил на вопросы журналистов и сказал, что, по его данным, заседание никоим образом не сорвано и пройдет, как запланировано. В тот же день это подтвердил и генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен.

Вообще, если хорошенько разобраться и отбросить в сторону некоторые чрезмерные инициативные погрешности, то Рогозин был совершенно прав. Совет Россия-НАТО был создан в мае 2002 года как форум для дискуссий, в том числе и по мерам укрепления доверия и безопасности как раз в Евроатлантическом регионе. До сих пор, что уж греха таить, мы общались с НАТО в не совсем совпадающих ритмах. Это в целом было похоже на «доведение мнений до сведения». Очень мало пунктов практической программы сотрудничества выполнялось. Ну, и почему бы теперь нам не «довести до сведения» НАТО наше мнение по евробезопасности.

Тем более что после «кавказской паузы» положение в принципе должно бы измениться. Это самое «должно измениться» вырастает в объеме в несколько раз после объявленного президентом Обамой в самом начале декабря увеличения американского контингента в Афганистане. Он вырастет на 34 тысячи человек. На сегодняшнем Совете НАТО, на уровне министров, европейцы, кстати, обещали добавить к общему контингенту еще 5 тысяч своих солдат. После всех этих укрупнений американский контингент составит примерно 100 тысяч человек.

Контингент НАТО и ненатовских стран (в Афганистане есть войска Грузии и даже Казахстана, в общей сложности боевые и небоевые подразделения 42-х государств) увеличится с 38 тысяч до примерно 43-тысяч. Если прибавить к этому афганскую армию и полицию, то антиталибанский фронт будет насчитывать, в общей сложности, около 300 тысяч военнослужащих. Это примерно в десять раз больше, чем оценочные данные числа боевиков Талибан.

Всю эту армаду надо снабжать. И лучшего пути, кроме как через Россию, у США и НАТО нет. Мы, кстати, сами заинтересованы в предоставлении «афганского коридора» США и НАТО, поскольку военное присутствие коалиционных сил все-таки сдерживает активность боевиков у южных границ России. С помощью «российского канала» на переброске в Афганистан снаряжения, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, техники, войск одни только США ежегодно экономят около 180 млн долларов. С увеличенным контингентом будут экономить за 200 млн долларов.

Россия вовсе не с радостью открыла (с 2008 года) свою территорию для военных потоков коалиции в Афганистан. Это автоматически превращает ее в мишень для исламского экстремизма. Так что она вправе требовать от НАТО «взаимности» хотя бы в политических областях. И перехода от чисто словесной эквилибристики внутри Совета Россия-НАТО к хотя бы подобию действительно партнерских отношений. Вопрос, иными словами, сейчас по сути дела стоит в том, действительно ли Россия нужна НАТО как партнер или она требуется блоку как «афганский коридор»? НАТО, похоже, в наших взаимоотношениях пока готова только к «ренессансу с оговорками». Да и то лишь пока Россия нужна НАТО для «укрощения Афганистана».

В Брюсселе 3 и 4 декабря в самом блоке вообще был «день востока». Перед Советом Россия-НАТО прошли заседания комиссий НАТО-Грузия и НАТО-Украина. И Тбилиси, и Киеву в НАТО очень вежливо сообщили, что учитывают их устремления стать членами блока, но, тем не менее, говорить о предоставлении Плана действий по членству отказались. По причине неподготовленности к натовским стандартам. Раздражать Россию еще и в этом вопросе НАТО теперь опасается.

На полях натовских заседаний Сергей Лавров провел отдельную встречу с госсекретарем США Хиллари Клинтон. На ней обсуждалась судьба нового договора по СНВ. Срок старого истекает 5 декабря. Ясно, что новый к этому сроку готов не будет. Как полагают, проект нового договора все же может быть готов к концу года, и президенты Медведев и Обама все же смогут его подписать «в целом». А работа над деталями продлится уже в следующем году.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала