Рейтинг@Mail.ru
Папа Римский пойдет в синагогу. Не все этому рады - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Папа Римский пойдет в синагогу. Не все этому рады

© REUTERS / Finbarr O'ReillyВ воскресенье, 17 января Папа Римский Бенедикт XVI побывает в Главной синагоге Рима
В воскресенье, 17 января Папа Римский Бенедикт XVI побывает в Главной синагоге Рима
Читать ria.ru в
В воскресенье, 17 января Папа Римский Бенедикт XVI побывает в Главной синагоге Рима. Посещение викариями Христа еврейских молитвенных домов в наши дни уже не назовешь феноменом, хотя, по вполне понятным причинам «трудной совместимости» конфессий, обыденностью они тоже не стали.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

В воскресенье, 17 января Папа Римский Бенедикт XVI побывает в Главной синагоге Рима. Посещение викариями Христа еврейских молитвенных домов в наши дни уже не назовешь феноменом, хотя, по вполне понятным причинам «трудной совместимости» конфессий, обыденностью они тоже не стали.

Дата 17 января выбрана не случайно. В этот день в Италии отмечается День Иудаизма. Несмотря на название, это не еврейский религиозный праздник, а скорее веха, поставленная Ватиканом и итальянской еврейской общиной для отсчета времени и «добрых дел» на пути межконфессионального примирения. То, что обе церкви - и католическая, и иудейская - в этом нуждаются, показывает не только история и современность, но и вся «подкладка» визита.

Посещение Папой синагоги на берегу Тибра (в 2004-м ей исполнилось сто лет, хотя еврейская община Италии - старейшая в Европе), конечно, сразу не перевернет с ног на голову межконфессиональные отношения. И уж точно не отшлифует все острые углы, колючки, занозы, не сотрет кровь, недоверие и неприязнь, которая веками существовала и, что уж тут греха таить, существует между теми, кто причисляет себя к католикам и теми, кто числит себя иудеями. Здесь больше символики, чем практического смысла. Для крупных изменений здесь понадобится нечто более весомое, чем добрые отношения между князьями церкви и верховными раввинами.

О том, как трудно строить мосты над невидимыми глубинами или видимыми проявлениями религиозных и сопровождающих их расовых противоречий, можно судить уже и по истории этого самого Дня Иудаизма. Идея Дня возникла еще в правление Папы Иоанна Павла II в 90-х и оформилась к концу 90-х в день (и дни) католическо-иудейских встреч и семинаров, на которых высшие представители обеих религий могли бы порассуждать на тему нетленности и непреходящей ценностной общности 10 заповедей Моисеевых, а заодно и обсудить насущные житейские проблемы. Типа антисемитизма - на одной стороне, или ультраортодоксальности - на другой. В 2005-м Итальянская конференция епископов и еврейская община даже одобрили 10-летнюю программу сотрудничества по десяти заповедям.

Но на дороге к межконфессиональному «согласию» поверхностное натяжение столь хрупко, что рвется иногда даже от дуновений. Например, в январе 2009-го ватиканским епископам пришлось «отмечать» этот совместно установленный день в одиночку, без своих еврейских коллег. Президент Ассамблеи раввинов Италии Джузеппе Ларас за месяц до даты объявил, что раввины Италии ничем совместным с католическими священниками заниматься более не будут. За такой обидой скрывалось решение все того же Папы Бенедикта XVI изменить текст так называемой Тридентской мессы, молитвы в Страстную пятницу в декабре 2008-го. Из нее были убраны слова об «ослепленных» и «заблудших» евреях, но оставлены слова об их обращении.

Изменения были сочтены недостаточными. Понадобились серьезные усилия Главного раввина Италии Риккардо Ди Сеньи, чтобы «спустить пары» и возобновить мероприятия Дня в нынешнем году. Приезд Папы в римскую синагогу 17 января их как раз и венчает.

Считается, что первым понтификом, практически продемонстрировавшим готовность католиков жить в согласии и мире с евреями и открытость католической церкви диалогу, был предшественник нынешнего ватиканского суверена Иоанн Павел II. На самом деле, первым вошел в римскую синагогу (или нечто более или менее на нее похожее) сам Святой Петр еще в бытность епископом Рима. Так что Бенедикт XVI все-таки станет третьим Сувереном Святого Престола, переступающим порог синагоги.

До этого он уже бывал в синагогах Кельна в своей родной Германии и в синагоге Нью-Йорка. Все эти визиты прошли успешно, без всяких кривотолков, проблем и прочих неприятностей со стороны ортодоксов от обеих религий (коих, как известно, много и в христианстве, и в иудаизме), чего не скажешь о предстоящем посещении. У него, как бы это поделикатнее выразиться, не совсем здоровый фон. Ортодоксальные еврейские организации Италии и Израиля даже призывали главного раввина Италии Риккардо Ди Сеньи отменить визит. На что тот, проявив много такта и здравомыслия, не согласился.

Между теми, кто «за» визит Папы в синагогу Рима и кто «против», встал его не такой уж давний предшественник Папа Пий XII. Все дело в том, что фигура этого верховного иерарха всех католиков, период правления которого попал на самые трудные для всех, и для церкви в том числе, времена - вторую мировую войну - вызывает более всего противоречий и, мягко говоря, неоднозначных оценок. Еврейские общины не только Италии, но и всего мира считают, что Пий XII (его понтификат длился с 1939-го по 1958-й) недостаточно активно выступал против преследований евреев, Холокоста или же и вовсе закрывал глаза на преступления нацистов. И вот этого-то Папу Бенедикт XVI готовится причислить к лику святых и уже начал процесс канонизации. В середине декабря Святой престол объявил об указе Папы, признающем «героическую добродетель» Пия XII. В соответствии с кодексом канонического права, такое признание - начальный этап долгого процесса, за которым следует беатификация, причисление к лику блаженных, и затем уже собственно канонизация, провозглашение святым.

Самые горячие головы в итальянской еврейской общине утверждают, что возведение деяний Пия XII в ранг «героической добродетельности» менее чем за месяц до похода в синагогу сделано с вызовом и явно приурочено к этому мероприятию. Что, в общем, не так. Поговаривать о канонизации Пия XII в курии начали еще в 1967-м году. Активно процесс дискуссий пошел уже в 90-х, набрал обороты при Бенедикте и вот теперь вышел на стадию осуществления. Вообще, то, что Ватикан сам так долго решал и дискутировал - достоин ли Папа быть возведенным до высшей степени церковного признания? - уже само по себе говорит о том, что сомнения все-таки были.

Римская курия парирует все эти обвинения тем, что многое в деятельности Папы Пия XII малоизвестно, что на самом деле он был против преследований, расстрелов, спасал евреев в церквях и самом Ватикане (что правда), но что действовать ему приходилось тонко, чтобы не спровоцировать еще больших репрессий нацистов.

Время действительно было такое, что многие поступки теперь, с высоты пройденного, можно интерпретировать весьма вольно. Ватикан через все эти дебри мог бы помочь пробраться, если бы обнародовал все документы о делах и служении понтифика. Но он этого не делает, утверждая, что 19 млн страниц «досье» на Папу нуждаются в обработке и могут быть обнародованы не ранее 2014-го года. Так что понятно, почему сомнения и подозрения остаются.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала