Рейтинг@Mail.ru
Театр Казанцева и Рощина: о хламе и свалке бытия - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Театр Казанцева и Рощина: о хламе и свалке бытия

Театральный гид

Читать ria.ru в
Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М. Рощина на карте Москвы — уникальное в своем роде образование, созданное в свое время известным драматургом Алексеем Казанцевым при поддержке своего не менее именитого коллеги Михаила Рощина.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера»,  специально для РИА Новости.

Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М. Рощина на карте Москвы — уникальное в своем роде образование, созданное в свое время известным драматургом Алексеем Казанцевым (1945 - 2007) при поддержке своего не менее именитого коллеги Михаила Рощина. Многие спектакли Центра направлены на поиск новой сценической правды, языка, которым выражается не просто улица, а подворотня. Иммигранты, алкаши, наркоманы, социопаты, изгои общества — зачастую типажи, в которые вглядывается новое поколение и драматургов, и режиссеров.

Одна из недавних премьер Центра - «Хлам» по пьесе культового драматурга новой драмы Михаила Дурненкова — спектакль из этой линии репертуара, поставленный Маратом Гацаловым.

Центр, впрочем, уникален не только маргинальными героями своих спектаклей. Он поначалу возник как негосударственный театр, у которого не было ни помещения, ни денег, а только идея и энтузиазм группы людей, поверивших в правое дело. Казанцев сумел не только сбить команду единомышленников, развернуть программу, но и убедил молодежь приходить со своими идеями и реализовывать собственные проекты своими силами.

Что же нового сделал Алексей Николаевич? Он создал, сказали бы юристы, прецедент в современном отечественном театре, умело сочетая принципы организации как репертуарного, так антрепризного театра. Суть дела в том, что театр — дело не только коллективное, но почти семейное. Сюда молодой режиссер может придти со своей командой: с теми, кто ему верит, кому на репетициях не надо будет доказывать свое право на спектакль. В этом театре – мы говорим уже конкретно о Центре драматургии - нет труппы, но более чем за десять лет здесь создан солидный репертуар. Спектакли Центра постоянно выезжают на зарубежные и российские фестивали, открываются новые имена драматургов и режиссеров.

А разве не так в репертуарном театре? Не так. Приглашенный туда режиссер зачастую обречен стать и обслугой актерских амбиций, и жертвой ревнивых хитростей главного режиссера. Казанцев же был убежден, что молодежи нужно дать полноценный шанс, и был даже готов заключать пари со скептиками такой концепции. И вот в считанные сезоны Центр и вправду попал в пристальное внимание театрального сообщества. Все поняли, что здесь дело живое. Центр взяли под крыло Департамента по культуре Москвы, и молодой театр оказался в ареопаге коллективов, дотируемых государством.
Алексей Казанцев был душой этого Центра. Смеясь, он рассказывал, как один актер, приглашенный к ним в спектакль из именитого репертуарного театра, после признался, что впервые испытал новые чувства: все вокруг хотели, чтобы у него получилась роль.

Доброжелательное участие — вот чего стало так отчаянно не хватать в общей жизни, и, в частности, в театре. Казанцев создал Центр, чтобы сформировать другую среду - без закулисных интриг, без пошлого премьерства, без диктаторского фанатизма. Открытие имен не заставило себя ждать: и Кирилл Серебренников, и Владимир Панков, и Михаил Угаров, и  Владимир Скворцов, и Анатолий Белый, и Марина Голуб, и Глеб Подгородинский, и многие другие ощутили именно в Центре новое качество театра.

Известие о скоропостижной смерти Алексея Казанцева два года назад молнией пронеслось по Москве, и как часто бывает, масштаб потери сразу не успели осознать, но с ходом времени образовалась очевидная пустота, которую не дано никому заполнить. Ему не удалось дожить до новоселья: сейчас Центр въехал в здание на Беговой (бывший театр «Вернисаж»), готовится к открытию другая площадка у метро «Сокол» (где  ранее находился Театр п/р Бориса Покровского).

Его единомышленники между тем достойно продолжили дело: и директор Людмила Цишковская, и действующий худсовет, в который вошли те, кто наиболее успешно работали при Казанцеве. И вот – новая премьера.

«Хлам» — это название магазина, в котором валяется тряпье даже не из сэкондхэнда, а из гуманитарной помощи времен 90-х. Но хлам - это и сами люди. Одни вышли в тираж и оказались на помойке жизни. Другие, как главный герой, Толстый (Роман Фомин), хотят вырваться из мусора жизни и доказать, что они не хлам. Правда, как это доказать, если и он сам, и девушка, в которую влюблен, и друзья, и соседи, и мать, — все на свалке бытия?

Пырнуть ножом, зарезать, обокрасть в этой среде не новость. Когда мать Толстого будет грабить наркоман и вор (Константин Гацалов), то Анна Григорьевна (Диана Рахимова) снимет с себя кольцо и сережки, как будто  не происходит ничего криминального. Пьяному или накуренному грабителю, еле-еле стоящему на ногах, она отдаст свои нажитые скромные драгоценности, причитая при этом о своем беспокойстве по поводу пропавшего сына.

Ее одиночество, как, впрочем, и всех остальных, здесь тотально. Матери устали беспокоиться по поводу своих сыновей. У них нет сил  спасать непутевых детей от наркотиков, нет и лекарства от бед, обступивших существование их самих. Мария Григорьевна (Людмила Соловьева) привязывает своего опустившегося сына (того самого, что ограбил Анну Григорьевну) ремнями к стулу, но эта радикальная мера не поможет. Кажется, она не раз пыталась это сделать, кажется, она понимает, что все усилия бессмысленны, и, в конце концов, ею делается неутешительный вывод о том, что сыновьям не нужно беспокойство матерей, т.е. не нужны сами матери.

Дно ли это нашей сегодняшней жизни? В том-то и дело, что нет. Это — срез весьма обыденного существования нынешней реальности, утверждают создатели. Возможно, поэтому сцену режиссер уподобляет одной большой условной квартире, с комнатами, где живет и Толстый, и писатель Филипп, и вор-наркоман, и преподаватель. Вторым этажом в углу встроена дача, которую будет грабить, в том числе, и Толстый.

Этот нескладный увалень идет на дело, дабы доказать, что он не хлам. Тут возникает своя угрюмая поэзия. Тройка грабителей — воры-мечтатели. Для пущей убедительности режиссер Марат Гацалов подвешивает всех их в воздухе. Не корысти ради они берут дачу, а жаждут оторваться от земли. Это — спорт, который щекочет нервы. Идти на дело стоит не ради дела, а ради того, чтобы не стать хламом.

Но можно на этом пути стать трупом. Девочку Сашу (Наталья Наумова) пристреливают как собаку. И с высоты романтического грабежа приходиться снова опускаться на землю, которая перестала быть грешной, поскольку забыт стыд, потеряна разница между добром и злом.  Это — опасная умирающая территория, которую не под силу преодолеть  даже видавшему виды сталкеру.

Инфантильный хлам — то есть Толстый — это такая новая молодая гвардия, которой тоже нужны свои возвышенные заклинания. Над телом Саши он клянется совершить поступок: убить того, кто в начале спектакля пытался убить Толстого.

В спектакле герой наставляет на обидчика пистолет, но не может нажать на курок. В пьесе, кстати, автор ставит в этой сцене многоточие — в спектакле же Толстый отказывается убивать.
Этот спектакль, пусть пока в чем-то наивный по режиссуре, вслед за автором настаивает на том, что такая новая документальная драма, магнитофонная запись современной улицы, есть созданный воображением артефакт. Перед нами разыгрывался не спектакль Марата Гацалова, а сценарий, написанный Филиппом (Никита Емшанов) по заказу  Продюсера.

Однако эта литературная игра драматурга Дурненкова призвана обратить очи внутрь себя, творцов современного искусства. Продюсер в финале требует все переписать, мотивируя суровое решение тем, что в сценарии все неправда. Хотя мы-то понимаем — теперь Филиппу нужно написать качественную неправду, и тогда Продюсер одобрит ложь  как правду.
И в этот раз уже не перед Толстым встает вопрос: хлам он или нет? Наступает пора и писателю ответить себе на тот же самый вопрос. И вот тут уж и вправду театром ставится финал с многоточием.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала