Рейтинг@Mail.ru
Как оценить работу чиновника? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как оценить работу чиновника?

© РИА Новости / Сергей Субботин | Перейти в медиабанкМетодики комплексной оценки эффективности работы российского чиновника пока не существует
Методики комплексной оценки эффективности работы российского чиновника пока не существует
Читать ria.ru в
Методики комплексной оценки эффективности работы российского чиновника пока не существует. К такому выводу пришли участники состоявшихся 15 апреля в Госдуме парламентских слушаний "Повышение эффективности государственной службы. Законодательные аспекты".

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Методики комплексной оценки эффективности работы российского чиновника пока не существует. К такому выводу пришли участники состоявшихся 15 апреля в Госдуме парламентских слушаний «Повышение эффективности государственной службы. Законодательные аспекты». Как оценивают работу госслужащих в России сейчас, и какие изменения критериев оценки можно ожидать в скором времени?

Количество чиновников в России неуклонно растет. По данным Росстата, к концу в 2009 года в России насчитывалось 1 млн 135,3 тысяч чиновников. За прошлый год их число увеличилось на 12,5 тысяч (примерно 1%). Растет не только число госслужащих, но и их доходы. В минувшем году среднемесячная зарплата госслужащих выросла на 3,9% и составила 28,2 тысяч рублей, а муниципальных чиновников увеличилась на 5,8% - до 23,5 тысяч рублей. Для сравнения, оклады других россиян в прошлом году выросли в среднем на 10,8% - до 19 тысяч рублей.

Для рядового гражданина важна не численность чиновников или уровень их зарплат, а то, насколько качественно госслужащие выполняют свои функции и предоставляют услуги населению. Поэтому одним из пунктов проводимой административной реформы заявлен переход к планированию, оценке и финансированию деятельности госорганов на основе ряда количественных и качественных показателей. Предполагается, что от результата работы чиновников будет зависеть их вознаграждение.

Это означает, что в ближайшее время необходимо детализировать задачу и разработать систему показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Пока показатели эффективности носят в основном количественный характер. К примеру, для Минрегионразвития это количество подготовленных программных документов, доля субсидий бюджетам субъектов РФ, валовый региональных продукт и другие.

Проблема в том, что на практике оценка эффективности через количественные показатели имеет куда больше минусов, нежели плюсов, говорит проректор по научной работе РАГС Игорь Барциц. Например, деятельность МВД одно время оценивалась по количеству зарегистрированных правонарушений: считалось, что чем больше их зафиксировано, тем лучше работает система. В итоге страдали милиционеры с «недостачей» правонарушений, а также неудачно попавшиеся под руку граждане. Сейчас в качестве критериев эффективности в МВД предложено использовать данные о снижении числа правонарушений. В результате, по словам экспертов, часть правонарушений просто не регистрируется.

Россияне, оценивая эффективность работы чиновников, чаще ориентируются не на количество, а на качество оказываемых услуг. При этом как раз с оценкой качества оказания госуслуг дела обстоят не очень хорошо. Качество оценивается неформализованным образом («хорошо» или «плохо»), исходя из критериев «сделанности» и «завершенности». Причем, оценку чиновнику-подчиненному, как правило, дает чиновник-поручитель.

Четкие качественные показатели в России еще предстоит разработать. Можно воспользоваться методами «Общей схемы оценки» Common Assesment Framework (CAF), подготовленными Европейским институтом административного управления под эгидой Еврокомиссии в 2000 году, предлагает Игорь Барциц. Бюджетные структуры ЕС оценивают по 28 критериям на основе диагностической оценки и самооценки.

Также можно было бы воспользоваться опытом Великобритании и использовать методику оценки эффективности работы госорганов по «Сбалансированной таблице баллов», где оцениваются работа бюджетников по частям. В частности, анализируются стратегические цели (нужно дать ответ на вопрос, почему существует данный вид услуги?), соотношение себестоимости госуслуги и ее эффективности, качество и доступность (оценивают, в том числе, и получатели услуги). Требования к квалификации госслужащих, желаемые результаты и способы оценки готовятся заранее.

Появление четких критериев эффективности работы чиновников приведет к изменению системы оплаты их труда. Как рассказал директор департамента государственной службы Минздравсоцразвития Виктор Козбаненко, тогда зарплата госслужащего будет состоять из фиксированного должностного оклада и «материального стимулирования», которое будет зависеть от результатов его работы.

Станет ли прямая зависимость вознаграждения от качества предоставляемой услуги достойным стимулом для чиновников работать лучше? Может быть. Осталось лишь дождаться критериев оценки эффективности их работы.

А вот когда это случится - пока неизвестно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала