"Хаябуса" вернулся: на честном слове и на одном крыле - РИА Новости, 26.05.2021

"Хаябуса" вернулся: на честном слове и на одном крыле

© NASA / PL-Caltech/TПолет японского зонда "Хаябуса" к астероиду Итокава растянулся на долгие семь лет вместо запланированных четырех
Полет японского зонда Хаябуса к астероиду Итокава растянулся на долгие семь лет вместо запланированных четырех

Константин Богданов, для РИА Новости

Над ночной австралийской пустыней уверенно звучал сигнал радиомаяка: спускаемая капсула сообщала всем заинтересованным лицам, что она успешно приземлилась на полигоне Вумера. Заинтересованные лица с облегчением выдохнули: полёт японского зонда «Хаябуса» к астероиду Итокава растянулся на долгие семь лет вместо запланированных четырёх. Вертолёт высветил на земле прожектором маленькую сорокасантиметровую капсулу и расстелившийся рядом парашют. Через несколько недель мы узнаем, что именно «Хаябуса» так долго нёс из открытого космоса.

«Хаябуса» («Сапсан»), был задуман ещё в 1997 году для взятия образцов грунта с астероида. В случае успеха это стал бы первый грунт с иного небесного тела (не считая Луны и комет), целенаправленно доставленный на Землю для изучения. Сбор образцов предполагалось делать за счёт мягкого касания поверхности своеобразным «хоботом», улавливающим частицы, поднятые от удара пятиграммовой «пулей» в грунт астероида.

После долгого перебора вариантов и проволочек со стартом из-за технической неготовности и отсутствия подходящих окон запуска, конечной целью экспедиции стал астероид 25143. Это оригинального вида «картофелина» полукилометровой длины, с характерными «глазками» крупных камней. Астероиду присвоили имя Итокава, в честь Итокава Хидэо, легенды авиаракетостроения Страны Восходящего Солнца, своего рода «японского Королёва». Во время Второй мировой войны молодой инженер Итокава трудился в конструкторском бюро Накадзимы. В частности, с его кульмана сошёл истребитель Ки-43 «Хаябуса»... 9 мая 2003 года отдалённый родственник имперского истребителя вышел на орбиту и начал свой путь длиной в 300 миллионов километров.

12 сентября 2005 года зонд подошёл к Итокаве вплотную и «завис» на двадцатикилометровой высоте. К этому моменту на нём уже начали твориться неполадки: в июле 2005 года вышел из строя маховик системы ориентации. Но их оставалось ещё два, и аппарат вполне нормально управлялся. «Хаябуса» принялся медленно «танцевать» над поверхностью астероида, транслируя на Землю фотоизображения поверхности. Но 5 октября отказал второй маховик, и задача ориентации осложнилась настолько, что пришлось задействовать двигатели.
4 ноября «Хаябуса» начал пробное снижение над первой из двух намеченных точек посадки. Если бы всё пошло гладко, забор грунта состоялся бы, но на семисотметровой высоте посыпались неприятности: сначала «сбилась» настройка на яркие точки поверхности  астероида, что мешало точно определять высоту, потом из-за резких «рывков» двигателем сначала перегрузился бортовой компьютер, а потом всплыла навигационная ошибка. 9 ноября попытку повторили уже над второй точкой, но здесь в ходе снижения было обнаружено множество крупных скал, которые могли помешать посадке. От этой попытки остались фотографии поверхности Итокавы, на которых чётко видна тень снижающегося зонда.

12 ноября «Хаябуса» вновь приблизился к астероиду и сбросил «наноровер Минерва» – крошечный автономный робот массой в полкило для исследования поверхности. Своей задачи «Минерва» не выполнила: при сбросе управляющая группа неверно оценила взаимное движение зонда и астероида. Связь с «наноровером» была потеряна сразу после сброса. Учёные считают, что аппарат унесло в открытый космос.
Неприятности не кончались. 20 ноября зонд маневрировал на низкой высоте, выбирая место для посадки, и сбрасывал на Итокаву алюминиевую табличку с именами 877490 землян из 149 стран, бесхитростно пожелавших запечатлеться в вечности. Из-за сложностей с переключением режимов и передачей слежения между станциями космической связи, аппарат непроизвольно «стукнули» о поверхность астероида. К сожалению, датчики касания не сработали, и забор грунта не состоялся.

Наконец, 26 ноября всё будто бы получилось. Однако при отрыве зонда от поверхности произошёл сбой в двигательной системе, предположительно вызванный утечкой топлива. «Хаябуса» поднялся над астероидом, теряя управление. «Ушла» ориентация на Землю, в результате чего зонд лишился большей части систем связи.

Две недели японские специалисты пытались «привести в чувство» аппарат. Наконец, им удалось снять с него телеметрию. Итоги оказались неприятными: имелись все основания считать, что устройство забора грунта не сработало до конца, и образцов в возвращаемой капсуле нет. Подтвердить или опровергнуть эту информацию невозможно: часть телеметрии оказалась утрачена при аварийном выключении питания. Заметим, что к тому моменту вопрос наличия грунта уже смотрелся не совсем актуально: решалась проблема «оживления» аварийного зонда.

В январе-феврале 2006 года японские инженеры скрупулёзно караулили возможность «пропихнуть» в хаотично вращающийся зонд требуемые команды и новое программное обеспечение. К марту в общих чертах решили проблемы связи и стабилизации побитого такой невесёлой жизнью аппарата. Но время для запуска уже было упущено: пришлось «усыпить» зонд и ждать ещё год. 25 апреля 2007 года «Хаябуса» лёг на обратный курс к Земле. Как выяснилось, на нём работали три из четырёх маршевых ионных двигателей, притом что после всех аварий команда управления рассчитывала в лучшем случае на два. В ноябре 2009 года один из них вышел из строя, но это уже не имело значения: подраненный, но вполне функциональный аппарат бодро шлёпал домой, посрамляя скептиков.

22 мая 2010 года завершилась последняя корректировка курса. И, наконец, 13 июня над Индийским океаном пролился огненный дождь: «Хаябуса» сгорел в атмосфере, прицельно отправив на австралийский полигон Вумера двадцатикилограммовую капсулу. Остаётся неясным, есть ли в ней хоть пылинка с Итокавы. На этот счёт имеются разные мнения, и руководители полёта склонны к очень осторожным выводам, оценивая вероятность успешного забора грунта в 20%. Пройдёт ещё несколько недель, прежде чем будут известны результаты.
Как бы то ни было, сам полёт «Хаябусы» к астероиду, контакт с поверхностью, успешный вывод из аварийного состояния и, наконец, возвращение к Земле уже могут считаться серьёзным достижением земной космонавтики. Японцы празднуют не только свою победу на сборной Камеруна в ЮАР.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции