Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Построив три фрегата второй серии типа Talwar для ВМС Индии, калининградский завод «Янтарь» начнет строительство аналогичной серии для ВМФ России: предприятие выиграло тендер Минобороны на постройку фрегатов для Черноморского флота.
Возможность постройки кораблей проекта 11356 для России обсуждалась давно, еще когда шло строительство первой серии индийских фрегатов – в начале 2000-х годов. Однако в тот период не было ни денег в бюджете военного ведомства, ни единого взгляда на развитие флота в руководстве страны.
К середине 2000-х годов в Вооруженных силах пришли к единому мнению о необходимости строительства для ВМФ серии кораблей класса фрегат, помимо уже строящихся не таких мощных корветов. (И то, и другое – универсальные многоцелевые ракетные корабли. Корвет, однако, корабль прибрежной и морской зоны, фрегат – океанской зоны).
Строительство фрегатов началось по новейшему проекту 22350. Однако новизна проекта сыграла двоякую роль – с одной стороны корабли обладают выдающимися характеристиками, с другой – освоение серии идет довольно трудно, в то время как флот нуждается в срочном пополнении.
Массовое строительство фрегатов проекта 22350 не может начаться раньше 2014-15 года – для крупной серии, особенно с учетом длительного перерыва в проектировании и строительстве, необходим опыт эксплуатации 1-2 головных кораблей, которые должны войти в строй в 2011 и 2012-13 годах соответственно. Таким образом, вступать в строй серийные корабли начнут уже ближе к концу 2010-х годов, в то время как многие боевые единицы ВМФ нуждаются в замене немедленно.
Особенно острая ситуация складывается на Черноморском флоте, основу надводных сил которого составляют сторожевые корабли и БПК 70-х годов постройки.
Флагман флота – ракетный крейсер «Москва», построенный в начале 80-х и имеющий значительный потенциал для модернизации с увеличением срока службы, тоже, очевидно, не задержится в Севастополе – по имеющейся информации корабль все же будут переводить на Тихий океан. При этом Черноморский флот в новых условиях должен стать одним из самых активных флотов России, обеспечивая ее присутствие в Средиземном море и Индийском океане. Учитывая эти обстоятельства, весомое обновление Черноморского флота «здесь и сейчас» стало не просто желательным, а необходимым.
В этих условиях «индийский» проект, созданный на основе отработанного еще в советское время базового проекта 1135, становился настоящим спасением: освоенный промышленностью корабль с полным циклом строительства меньше трех лет и отличными ходовыми характеристиками оказался прекрасным решением проблемы. Вопрос стоял лишь относительно оборудования нового фрегата – системы, которыми оснащается «индийский заказ», уже не полностью соответствуют требованиям ВМФ России. В частности, речь идет о ЗРК «Ураган» с одноканальной палубной пусковой установкой, которая в современных условиях уже не обеспечивает достаточной плотности ПВО, о ряде элементов радиоэлектронного оборудования, о боевой информационно-управляющей системе и т.д.
Для того, чтобы повысить характеристики проекта 11356, он был доработан с использованием ряда элементов оборудования фрегатов нового поколения, в частности – универсальных корабельных стрельбовых комплексов (УКСК), боевой информационно-управляющей системы «Сигма» и т.д.
Обобщая, обновлённый фрегат проекта 11356 будет уступать своему перспективному собрату по водоизмещению – 4000 тонн против 4500, количеству пусковых установок УКСК (8 против 16) мощи артиллерийского вооружения (100-мм универсальная артустановка против 130 мм) и скрытности – в конструкцию фрегата проекта 22350 внедрено значительно больше элементов, снижающих радиолокационную заметность, по сравнению с 11356. Однако значительно меньшая цена и высокая скорость постройки компенсируют эти различия.
До 2015 года Черноморский флот, по словам главкома ВМФ России, должен получить пять новых фрегатов. Такое пополнение позволит полностью заменить имеющиеся в составе ЧФ сторожевые корабли и БПК «Керчь», выслужившие свои сроки.
От успешной реализации этой программы зависит очень многое, в частности и пополнение остальных флотов России, корабельный состав которых также не отличается свежестью. В случае, если завод «Янтарь» успешно справится с задачей, опыт может быть продолжен, а к программе строительства могут подключены и другие заводы.
Вероятность успеха при этом весьма высока – «индийский заказ» продемонстрировал способность «Янтаря» строить корабли быстро и качественно, вопрос лишь в регулярном финансировании работ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции