Рейтинг@Mail.ru
Мистраль и его конкуренты: кто поборется за оборонный заказ? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мистраль и его конкуренты: кто поборется за оборонный заказ?

© РИА Новости / Даничев Алексей | Перейти в медиабанкФранцузский военный корабль-вертолетоносец класса "Мистраль" на набережной имени Лейтенанта Шмидта
Французский военный корабль-вертолетоносец класса Мистраль на набережной имени Лейтенанта Шмидта
Читать ria.ru в
Начальник Генерального Штаба Вооруженных сил России Николай Макаров назвал страны, которые будут участвовать в тендере на поставку универсальных десантных кораблей (УДК) для ВМФ России.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Начальник Генерального Штаба Вооруженных сил России Николай Макаров назвал страны, которые будут участвовать в тендере на поставку универсальных десантных кораблей (УДК) для ВМФ России. Помимо уже известной Франции, которая активно продвигает корабли типа «Мистраль», за изрядный кусок российского военного бюджета поборются судостроители Испании, Нидерландов и собственно российские.

Что может предложить флоту каждый из предполагаемых конкурентов?

Универсальные десантные корабли на сегодня являются одним из самых «ходовых» товаров на международном рынке боевых кораблей, и фактически в российском тендере принимают участие наиболее популярные проекты этого класса.

Чем они схожи и чем отличаются друг от друга, и каковы шансы на реализацию того или иного варианта?

Для того чтобы понять, что именно намеревается приобрести Россия для своего флота, нужно вкратце ознакомиться с историей универсальных десантных кораблей.

УДК как тип кораблей впервые был создан в США, которые по праву являются законодателями мод в сфере амфибийных операций. Созданные в годы Второй Мировой войны десантные корабли класса LST (Landing Ship Tanks), предназначенные для высадки десанта и техники непосредственно на берег с рампы, имели серьезные ограничения по использованию: для подобной высадки были пригодны лишь несколько процентов от общей береговой линии мирового океана, а кроме того, приткнувшийся непосредственно у побережья корабль такого класса представлял собой практически идеальную мишень для противника.

Как следствие, эволюция десантных операций шла по двум направлениям: удаление кораблей от побережья и расширение доступных районов высадки. Ключевую роль в этой эволюции сыграл вертолет, появившийся в виде серийных образцов в конце Второй мировой войны, а к началу 50-х завоевавший высочайшую популярность как универсальное транспортное средство и машина поддержки. Не менее важную роль сыграли десантные катера, способные перевозить боевую технику и морских пехотинцев от корабля к побережью, и доставляемые к району десантирования с помощью кораблей-доков.

УДК появился на стыке этих двух направлений, объединив возможности корабля-дока и десантного вертолетоносца со сквозной полетной палубой.

На сегодня наибольшими возможностями среди кораблей этого класса отличаются УДК американской постройки – самые крупные и несущие наибольшее число десантников, вертолетов и техники, однако они не поставляются на внешний рынок и помимо всего прочего очень дорого стоят.

Разговор же о европейских десантных кораблях надо начинать именно с УДК типа «Мистраль», корабля, который наиболее часто называют в качестве перспективного УДК ВМФ России.

Корабль полным водоимзмещением 21300 тонн классифицируется во Франции как bâtiment de projection et de commandement (BPС) – корабли управления и проекции силы, они оптимизированы для современных экспедиционных операций, не предусматривающих ведения интенсивных боевых действий. Не столь дорогостоящие и тяжеловооруженные, как американские УДК, «Мистрали», тем не менее обладают очень большими возможностями по несению длительной боевой службы в удаленных районах океана, в постоянной готовности к действию. Они способны нести до 450 морских пехотинцев (до 900 при уменьшенной степени комфорта и с меньшей автономностью), и авиакрыло до 16 средних или до 30 легких вертолетов.

«Мистраль» специально оснащен как корабль управления и может быть штабным кораблем соединения, осуществляющего миротворческие задачи или «демонстрацию флага» в районе конфликта. Кроме того, предусмотрена возможность использования корабля в качестве базы и плавучего госпиталя в зонах чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что для использования в составе ВМФ России проект будет несколько доработан – корабли, построенные «для нас», получат ледовое усиление корпуса, а их ангар будет на 17 см выше, чем у французских аналогов, с тем чтобы разместить на ангарной палубе более высокие, чем у европейцев, вертолеты Камова.

Кроме того, корабль будет оснащен отечественными системами ПВО, которая будет усилена по сравнению с почти безоружным оригинальным проектом.

Выбирая «Мистраль» в качестве перспективного корабля, российское военное руководство надеется получить не только собственно корабль, но и технологии его постройки, а также вплотную познакомиться с современными западными системами управления, навигации и связи. Предполагается, что в течение ближайших 10-15 лет Россия получит четыре корабля этого типа, из которых два будут построены во Франции, а два – на российских верфях.

Конкурент «Мистраля» - испанский корабль «Хуан Карлос I» также обладает немалыми возможностями. По сравнению с «Мистралем» он имеет большие размеры (27 тысяч тонн) и предназначен для базирования не только вертолетов, но и самолетов короткого взлета и посадки типа «Хэрриер» или перспективного F-35. Однако появление такого корабля в составе ВМФ России почти исключено – наша страна не имеет собственных истребителей вертикального взлета ни в серии, ни в проекте, присоединение к программе F-35 на сегодня невозможно – как по политическим причинам, так и из-за проблем с реализацией самого проекта. А без этих самолетов значительная часть преимуществ «Хуана Карлоса» оказывается мертвым грузом.

Серьезную конкуренцию «Мистралю» составляет голландский проект «Роттердам», который принадлежит к несколько иному подклассу десантных кораблей: а именно, десантных вертолетоносцев-доков.

От УДК эти корабли отличаются отсутствием сквозной полетной палубы и ангарной палубы. Обширная вертолетная площадка располагается в кормовой части корабля, а сами вертолеты находятся в носовой надстройке.

«Роттердам» меньше по размерам, чем «Мистраль» (13000 тонн против 21000), несет меньше вертолетов (4 против 16) и имеет меньшую стоимость. Вместе с тем он обладает полноценной док-камерой и в целом является вполне современным десантным кораблем, способным высадить и обеспечивать операции батальона морской пехоты (до 450 человек) с техникой и вооружением.

На фоне «Роттердама» французский проект выигрывает за счет больших возможностей авиакрыла, и кроме того имеет значительные политические козыри: сотрудничество России и Франции является одним из ключевых процессов в европейской политике, и как следствие шансы французского проекта представляются куда более высокими.

Наконец, российские судостроители на сегодняшний день не имеют готового проекта УДК. Такой проект активно разрабатывался в СССР, где был создан УДК проекта 11780, и даже были заказаны два корабля этого проекта - «Кременчуг» и «Херсон», однако распад страны не позволил ввести их в строй.

По своим ТТХ корабли проекта 11780 представляли среднее между европейскими и американскими кораблями. При водоизмещении около 25 тысяч тонн советский корабль должен был нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек), до 30 летательных аппаратов и, разумеется, десантные корабли на воздушной подушке - от 2 до 4 в зависимости от размеров, либо большее количество меньших по размерам десантных катеров.

Однако проект 11780 должен был иметь и ряд выгодных отличий от западных кораблей. Советские конструкторы изначально заложили в проект мощную энергетическую установку, позволяющую развивать ход до 30 узлов, и более мощное вооружение, включая ЗРК средней дальности и артиллерийскую установку АК-130, что значительно повышало живучесть корабля и его возможности по поддержке десанта.
Следует отметить также, что высокая скорость позволяла использовать проект 11780 в качестве противолодочного корабля.

Однако сегодня проект, созданный с опорой на технологии 80-х годов, нужно полностью переделывать, что потребует весьма значительного времени при негарантированном успехе. Как следствие, российские верфи на сегодня могут участвовать в тендере лишь в качестве субподрядчика – на них может быть возложена реализация иностранного проекта по приобретенной лицензии. В целом, так или иначе именно к такой форме сотрудничества должны прийти Россия и Франция по теме передачи «Мистраля» – вопрос только в том, каков будет процент участия российской промышленности в постройке первых двух кораблей во Франции, и процент локализации при постройке второй пары в России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала