Рейтинг@Mail.ru
Адаптированный Солженицын: зачем школьникам знать о ГУЛАГе - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Адаптированный Солженицын: зачем школьникам знать о ГУЛАГе

Читать ria.ru в
Александр Солженицын проходит типичный посмертный путь классика русской литературы. На этой неделе завершился очередной этап этого пути: "Архипелаг ГУЛАГ" включен в школьную программу. Сделано это было по поручению главы правительства Владимира Путина.

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

Александр Солженицын проходит типичный посмертный путь классика русской литературы. На этой неделе завершился очередной этап этого пути: "Архипелаг ГУЛАГ" включен в школьную программу. Сделано это было по поручению главы правительства Владимира Путина. Таким образом, он выполнил обещание, данное вдове писателя Наталье Солженицыной.

У него сложились особые отношения с Солженицыным при жизни последнего. Путин был единственным правителем России, из рук которого писатель согласился принять Государственную премию и о деятельности которого отзывался всегда положительно. Впрочем, судьбу книги, скорее всего, решило не это обстоятельство, а самодостаточная значимость произведения.

Путин на встрече с Натальей Солженицыной заявил, что включение "Архипелага" в программу школы – "знаковое событие". И добавил: "Без знания того, что здесь (в книге) изложено, у нас не будет полного представления о нашей стране, и мы с трудом сможем думать о будущем".

С этим нельзя не согласиться. Правда, изучать новейшую историю России только по "Архипелагу ГУЛАГу" – это тоже был бы односторонний подход. Но книгу, основанную на личных воспоминаниях и письмах бывших узников, проходить будут все-таки по литературе, а для устранения перекоса и дополнения документальными материалами существуют уроки истории.

Приход этой книги Солженицына в школу вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Понятно, что этим недовольны коммунисты, но после того, как их лишили монополии на истину, они могут удовлетвориться тем, что им не мешают высказывать свою точку зрения в рамках плюрализма. Да тут проблема не в идеологии. Мнение тех, кто отрицает сам факт существования ГУЛАГа в том виде, в каком он описан в этом произведении, можно не учитывать.

Другие наблюдатели и комментаторы выражают сомнение: не слишком ли это сложная книга для школьников? Но при таком подходе можно было бы исключить из школьной программы по литературе, например, и Достоевского со Львом Толстым. Тоже, знаете ли, "непростые" писатели. Причем проходят их несколько раньше, чем в 11-м классе, когда и планируется знакомить школьников с "Архипелагом".

К 16-17 годам, как правило, мозги уже начинают работать самостоятельно, а личность, в основном, формируется. Наивно было бы полагать, что ужасы ГУЛАГа окажут разрушительное воздействие на психику молодых людей, которые насмотрелись ужастиков и кровавых боевиков.

Кроме того, Наталья Солженицына специально подготовила для школ адаптированную версию книги, сократив ее в четыре раза. Ни в коей мере не приходится сомневаться в редакторских талантах вдовы писателя. У нее накопился богатейший опыт работы с произведениями мужа.

Но все-таки эта адаптация слишком похожа на перестраховку. Входит же в программу «Война и мир» без всяких сокращений. А этот роман гораздо объемнее, чем "Архипелаг ГУЛАГ".

Существует ли такая опасность, что включение в программу и обязательность чтения и изучения отобьет всякий интерес к книге Солженицына? Вполне возможно, но за это не может нести ответственность ни писатель, ни Министерство образования. Тут уж все зависит от педагогов. Плохой учитель в состоянии отбить охоту читать самую хорошую и увлекательную книгу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала