Рейтинг@Mail.ru
Вечная юность и "регресс интересов" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вечная юность и "регресс интересов"

Читать ria.ru в
65 лет назад в Лондоне состоялась Всемирная конференция молодежи, на которой было решено праздновать 10 ноября как Всемирный день молодежи. Год был особый – 1945-й. В ту пору социально активное юношество многих стран взрослело рано, сплачивалось и принимало ответственные решения.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

65 лет назад в Лондоне состоялась Всемирная конференция молодежи, на которой было решено праздновать 10 ноября как Всемирный день молодежи. Год был особый – 1945-й. В ту пору социально активное юношество многих стран взрослело рано, сплачивалось и принимало ответственные решения. Сегодня содержание праздника поменялось, потому что выяснилось: среди молодежи 20-30 лет и старше появляется все больше великовозрастных детей, которые не желают взрослеть и исповедуют подростковые ценности.

На Западе, особенно в США, Испании, Франции, Греции, таких недорослей – миллионы. В Италии таких недорослей (их среди молодежи от 18 до 34 лет – 52%) зовут mammoni – «маменькины сынки», а также «bamboccioni» - «большие дети», «big babies».

Синонимы этого слова в США - кидалт (от сращивания английских слов «kid» - ребенок и «adult» - взрослый). Этот неологизм появился 25 лет назад в газете «The New York Times» для описания 30-летних мужчин, увлеченных фэнтези, мультиками и дорогой техникой. Иными словами, речь идет о формально взрослых, а по сути – инфантильных людях, страдающих эскапизмом, стремлением «сбежать» от реальности.

Помните недорослей в произведениях Фонвизина и Пушкина – невежду Митрофанушку и малообразованного Петрушу Гринева? «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», - признавался не без стыда пушкинский герой. Но ему-то было всего семнадцать, а не тридцать лет, как нынешним великовозрастным детям!

Между тем, нынешние российские bamboccioni недалеко ушли от своих предков. Хотя сегодня это вполне обеспеченная и образованная молодежь, закончившая университеты и институты, тем не менее, предупреждают психологи и прочие специалисты, она упорно не желает взрослеть, совершенно в духе легендарного Митрофанушки. Не хочется говорить в применении к их образованию, что не в коня корм. Тем не менее, оказалось, что образование и обучение отнюдь не сдерживает роста инфантилизма.

И ведь, по логике вещей, на заре карьеры (а многие недоросли – офисные работники) впору задуматься о профессиональных приоритетах, оценить свои возможности. Ну, а затем увлеченно трудиться!

Ан нет. Ни в работе, ни в быту «mammoni» не хотят принимать важных решений. Оказывается, зелен виноград! 

«Big babies» не стремятся ни создавать семью, ни обзаводиться собственным жильем. И дело не только в ограниченных финансовых возможностях молодежи, и не только в неопределенности ситуации в экономике.

Недоросли сознательно избегают какой бы то ни было ответственности и инициативы, живут по инерции, старательно отсрочивая важные решения и значительные перемены.

Да и зачем им мудрить с усовершенствованием собственной жизни, когда они и так неплохо живут в своем узком мирке и ни в чем особенно не нуждаются?

В СССР таких социально и душевно аморфных людей называли мещанами, упрекали в фетишизме и вещизме, призывали найти общественные интересы по душе. И в этом был свой смысл. По крайней мере, выход из инфантильной скорлупы всегда означал развитие.
Сегодня такую незрелую молодежь можно назвать «детьми хиппи», говорит руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский.

Но идеология у них иная. Она сводится к гедонизму и потреблению жизненных благ. К таким радостям бытия, с точки зрения кидалтов, обычно относятся дорогая одежда, технические новинки (ноутбуки, смартфоны и гаджеты), отдых за рубежом, автомобили, статусные вечеринки, походы по ресторанам и фитнес-клубам и шопинг. Эта публика вязнет в гламуре, штудирует глянцевые журналы и маниакально посещает салоны красоты. Причем не только женщины, но и мужчины – метросексуалы, нарциссически лелеющие собственную внешность.
Недоросли зависают в Интернете ради развлечения, удовлетворения инфантильных интересов. К примеру, они не вылезают из Интернет-форумов, выискивают приколы, смотрят скандальные видеоролики, тонут в трясине блогосферы. Суть проблемы в том, что они с крайним трудом возвращаются из виртуального зазеркалья в реальную действительность.

А с мотивацией таких молодых людей дело обстоит совсем грустно. Либо ее просто нет, либо она крайне расплывчата. При недавней подготовке исследования о жизненных траекториях молодежи ученые столкнулись с тревожным фактом.

Немало студентов разных вузов, попавших в фокус-группу, заявили, что им «все равно, чем заниматься в будущем», лишь бы обрести некий офисный и внеофисный рай. Это означает - занимать руководящий пост, работать в «светлом, удобном офисе с большим столом», иметь хороший автомобиль и ужинать в ресторанах. Вот вам и целеполагание…

Численность прослойки «взрослых детей» в России никто не назовет. Таких исследований еще не проводилось. Что касается причин инфантилизма, то они, по словам Давида Константиновского, главным образом кроются в экономике. «Когда модернизация народного хозяйства пойдет быстрее, «большим детям» придется повзрослеть, они потребуются для реальных дел, - считает ученый. – А сейчас следует изучить это явление и поискать ключ к интересам кидалтов и их судьбам».

Впрочем, заметим, что индустрии развлечений и сфере услуг инфантилизм молодежи как раз на руку. Дело в том, что недоросли - почти идеальные потребители, чья покупательская гонка не ограничивается никакими препятствиями. Это убежденные охотники за модными новинками, соревнующиеся друг с другом в приобретательских достижениях. «А средства массовой информации, обслуживая эту индустрию, зачастую поощряют такую молодежь, - говорит Константиновский. – Телевидение, газеты и журналы настоятельно рекламируют именно гламур, развлечения, через описания приключений звезд, демонстрацию шикарных интерьеров. Попробуйте разыскать среди этой массы публикаций что-нибудь о профессиональном враче или талантливом инженере».

Кроме того, big babies не слишком скованы экономией: у них нет расходов на детей, да и на родителей, как правило, тоже. Они часто открещиваются от родственников, отказываясь им помогать.

Следующая стадия – превращение в «child-free», как в США вот уже 30 лет называют людей, добровольно отказывающихся от радостей материнства и отцовства. Нет нужды говорить, что это социальный и демографический тупик, особенно для Европы, коренное население которой стремительно стареет.

К счастью, есть совсем другая молодежь, которая немногочисленна и малозаметна, отмечает глава Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН. «Это те, например, кто сидит в библиотеках или перед компьютером ради самообразования, продвижения вперед. Они генерируют новые идеи», - поясняет Давид Константиновский. Причем часть из них вышла, что называется, из низов, из неблагополучных семей, и смогла получить хорошее образование и высокий статус в обществе.

Да и ценности таких молодых людей вполне традиционны и в хорошем смысле слова консервативны: создать семью, поддерживать домашний очаг.

«Даже ничтожнейший прогресс требует долгих лет мучительного вызревания», - говорил Эмиль Золя. Сознательный отказ от взросления подобен добровольному аутодафе. Сомнительное удовольствие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала