Рейтинг@Mail.ru
Реформа ЖКХ: перезагрузка - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реформа ЖКХ: перезагрузка

© РИА Новости / Дмитрий Астахов  | Перейти в медиабанкЗаседание президиума Госсовета РФ по ЖКХ под председательством Дмитрия Медведева
Заседание президиума Госсовета РФ по ЖКХ под председательством Дмитрия Медведева
Читать ria.ru в
На этой неделе резко обострился интерес чиновников к проблемам коммунального хозяйства. Тема ЖКХ и коммунальных тарифов стала одной из наиболее обсуждаемых в ходе интернет-общения президента Дмитрия Медведева с народом 22 ноября, на следующий день "коммуналке" посвятили прошедшее в Сыктывкаре заседании Госсовета с участием главы государства.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости, Марина Селина, РИА Новости.

На этой неделе резко обострился интерес чиновников к проблемам коммунального хозяйства. Тема ЖКХ и коммунальных тарифов стала одной из наиболее обсуждаемых в ходе интернет-общения президента Дмитрия Медведева с народом 22 ноября, на следующий день "коммуналке" посвятили прошедшее в Сыктывкаре заседании Госсовета с участием главы государства. Велика вероятность того, что в и ежегодном послании президента проблемам ЖКХ будет уделено особое внимание.

 

Странная реформа

В том, что реформа ЖКХ необходима, сомнений нет никаких, достаточно взглянуть на показатели изношенности коммунальной инфраструктуры. В ходе заседания Госсовета глава государства привел экспертные оценки, согласно которым свыше 60% основных фондов коммунального хозяйства отслужили положенный срок. "Если сейчас этим не заняться, через пять-семь лет наступит катастрофа", – заключил президент.

Вывод вполне обоснованный, особенно если учесть, что названная президентом оценка технического состояния ЖКХ не самая впечатляющая. Некоторые эксперты оценивают износ коммунальной инфраструктуры в 70% и более.

Коммунальная реформа, кстати, идет уже пять лет, но до сих пор главными ее результатами стали опережающий рост тарифов и перевод ДЭЗов из муниципальных предприятий в акционерные общества, что, как показывает практика, никак не изменило их сути.

Большинство ДЭЗов, по мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, как были, так и остались "структурами, аффилированными с местными властями".

На заседании Госсовета Медведев заявил о необходимости "радикально интенсифицировать" усилия по реформе ЖКХ. Подобная интенсификация, безусловно, потребует значительных капиталовложений. Только восстановление основных фондов, по оценке главы Минрегионразвития Виктора Басаргина, обойдется в 6 трлн рублей. Но таких средств, если верить министру, у государства нет.


Бездонный карман потребителя

Кто бы ни взялся за починку изношенных коммуникаций – государство или частные предприниматели – расплачиваться все равно предстоит потребителю. Словосочетание "реформа ЖКХ" потому и вызывает нервную дрожь у значительной части россиян, что ассоциируется прежде всего с ростом (порой неадекватным) тарифов на коммунальные услуги. Размеры тарифов, по мнению зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Елены Паниной, уже сейчас "не соответствуют уровню доходов россиян".

Дальнейшее их повышение, по мнению депутата, может "спровоцировать повышенную социальную напряженность в обществе".

Но парадокс: причина стремительного роста тарифов, по мнению некоторых экспертов, именно в нереформированности рынка коммунальных услуг и естественных монополий. "Основной причиной роста тарифов является отсутствие конкуренции, прежде всего, в энергетической сфере",–уверена Елена Панина.

Действительно, сегодня ценообразование в этой сфере регулируется не столько законами рынка, сколько умением руководства соответствующих компаний вести диалог с чиновниками.

Каждый год электроэнергетики, газовики и предприятия водного хозяйства, просят у государства разрешения повысить расценки на свои услуги. Причем делают это по принципу: "проси больше, получишь сколько надо". Адекватность и обоснованность подобных требований оценить сложно. "Действующий принцип тарифообразования, с одной стороны, предполагает непрозрачность системы, с другой не подразумевает снижения издержек", – поясняет Игорь Николаев из ФБК.

Об эффективности использования полученных средств можно судить разве что по косвенным признакам, например по тому, что опережающий рост тарифов, наблюдаемый в течение нескольких лет, в целом не изменил ситуацию с изношенностью основных фондов.

Главный закон экономики

Эксперты сходятся во мнении, что наиболее эффективным рычагом по сдерживанию тарифов было бы развитие рыночной конкуренции на рынке коммунальных услуг. Сказать легко – сделать куда труднее.

Вера во всемогущество "невидимой руки рынка" обходится дорого. Не стоит забывать один из главных законов экономики: неконтролируемый рынок всегда ведет к созданию монополий. Можно объявить тендеры, но есть ли уверенность, что их победители определятся в честной конкурентной борьбе? Пожалуй, нет. По крайней мере, первый опыт рыночных преобразований на рынке коммунальных услуг заставляет в этом усомниться.

"Эффективность работы коммунальной сферы напрямую зависит от эффективности государства, – объясняет неудачи реформ Игорь Николаев. – Следовательно, эффективная реформа ЖКХ невозможна без эффективной административной реформы".

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала