Рейтинг@Mail.ru
Непотопляемый "Броненосец "Потемкин" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Непотопляемый "Броненосец "Потемкин"

© РИА Новости | Перейти в медиабанкКадр из художественного фильма "Броненосец "Потемкин"" режиссера С.Эйзенштейна
Кадр из художественного фильма Броненосец Потемкин режиссера С.Эйзенштейна
Читать ria.ru в
18 января 1926 года в московском кинотеатре "Художественный" состоялся пресс-показ "Броненосца "Потемкина" Сергея Эйзенштейна. Этот жесткий фильм-шедевр почти сразу попал в "киносвятцы" и поныне остается одним из лидеров во многих рейтингах лучших лент мирового кино.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

85 лет назад, 18 января 1926 года, в московском кинотеатре "Художественный" состоялся пресс-показ "Броненосца "Потемкина" Сергея Эйзенштейна. Этот жесткий фильм-шедевр почти сразу попал в "киносвятцы" и поныне остается одним из лидеров во многих рейтингах лучших лент мирового кино. Какие бы скачки в будущее ни совершал кинематограф, "Броненосец "Потемкин" не воспринимается как архаика.

Смотреть фотоленту "5 лучших российских фильмов по версии Empire" >>

Пародий на эпос Эйзенштейна о восстании матросов было немало. Эпизоды фильма иронически перелицевали Брайан де Пальма в "Неприкасаемых", Терри Гиллиам в "Бразилии", Юлиуш Махульский ("Дежа вю"). Геннадий Полока в 1996 году снял "Возвращение "Броненосца". И даже в мультсериале о Симпсонах есть пародия на ленту Эйзенштейна.

Фильм лаконичен и выразителен, как плакатное искусство, логичен и целостен в концепции, как хорошая публицистическая статья, силен по воздействию, как страстная проповедь, жесток и реалистичен, как кинохроника.

Задача кино, считал Эйзенштейн, - "непосредственная передача лозунга". И именно поэтому полюбить фильм трудно. Зато не восхищаться мастерством режиссера, который снял великий фильм в 27 лет, нельзя. Зря боялись прокатчики выпускать кино без звезд и любовной интриги: уже на следующий день после пресс-показа, который состоялся 18 января 1926 года, московские кинотеатры, показывавшие ленту, были переполнены. И если самых первых зрителей фильма в "Художественном" встречали работники кинотеатра в матросской форме, а у здания красовался огромный макет броненосца, то 19 января эти спецэффекты были уже не нужны. В апреле 1926 года "Броненосца "Потемкина" уже демонстрировали в Берлине – с ошеломительным успехом и цензурными скандалами. Публика испытывала культурный шок, Эйзенштейн в превратился в кумира масс.

По сути, "Броненосец…" предвосхитил итальянский неореализм 1945-1955 гг. с его достоверностью историй, чувств и обстановки. Правда, итальянский неореализм избегал назидательности. Сам Эйзенштейн во время создания картины постепенно отходил от любимой концепции "монтажа аттракционов" в цирковом и мюзик-холльном стиле и шел к "кинематографу мысли".

Правда, интеллектуальный кинематограф в трактовке Эйзенштейна был все той же пропагандой. "Кино мысли", уверял режиссер, "должно решать тематику правого уклона, левого уклона, диалектического метода и тактики большевизма".

Сейчас модно раскрашивать черно-белые картины. Но и здесь первопроходцем был Эйзенштейн, который вручную окрасил в красный цвет флаг, поднятый восставшими матросами на мачте броненосца.

Музыкальное сопровождение к фильму – отдельная "песня". Вариантов озвучки было три. Первым фильм озвучил Эдмунд Майзель, и Эйзенштейн считал его музыку, обогащенную шумовыми эффектами, идеальной. Когда в 1976 году фильм переносили на новую пленку, его озвучили Симфониями № 5, 8, 10 и "1905 год" Шостаковича, и его музыка была несопоставимо драматичнее. А в 2004 и 2007 годах свои поп-версии музыки к фильму Эйзенштейна представили британские и американские группы ("Pet Shop Boys" и "The Sun Kings").

Эйзенштейн считался мэтром, когда ему еще не было и тридцати, и уже вел за собой целое поколение талантов. В конце 1920-х он читал лекции в Берлине, Гамбурге, Лондоне, Кембридже, Амстердаме, Антверпене, в начале 1930-х поработал в США и Мексике. Работа над фильмом "Да здравствует Мексика!" была свернута после телеграммы Сталина с предложением вернуться в Россию.

После возвращения в 1932 г Эйзенштейн стал преподавать режиссуру во ВГИКе.

Вот одна из любимых мыслей Эйзенштейна как педагога: вызвать необходимую реакцию у зрителя - "чисто математическая задача" для режиссера, и для ее решения "требуется не больше живости ума, чем при проектировании железобетонного сооружения".

В 1938 году вышел "Александр Невский" - исторический фильм с музыкой Прокофьева, а в 1941-1945 годах снимался "Иван Грозный". За первую серию этого фильма режиссер был награжден Сталинской премией, вторую запретили и выпустили лишь в 1958 году, съемки третьей были прекращены. Как сказал другой классик киноискусства Михаил Ромм, "Эйзенштейн любил крутые тропиночки, но не всегда судьба проносила его".

Сегодня многие режиссеры называют Эйзенштейна своим первым учителем, студенты изучают киноискусство по его картинам. Во времена Эйзенштейна юный кинематограф недолго выковывал свои "ювелирные изделия". Примечательно, что теперь кино, даже если и пытается, все же не может создать нечто драгоценное.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала