Рейтинг@Mail.ru
Стив Джобс – недоучка, покоривший мир - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стив Джобс – недоучка, покоривший мир

Читать ria.ru в
Отца-основателя Apple Стива Джобса нередко называют душой компании. Это значит, что вскоре компьютерная корпорация может остаться без души – на днях Джобс ушел в бессрочный отпуск по состоянию здоровья. Уже много лет гениальный предприниматель борется с раком.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Отца-основателя Apple Стива Джобса нередко называют душой компании. Это значит, что вскоре компьютерная корпорация может остаться без души – на днях Джобс ушел в бессрочный отпуск по состоянию здоровья. Уже много лет гениальный предприниматель борется с раком, и год от года противостоять болезни становится все сложнее. Инвесторы отреагировали на уход Джобса незамедлительно – акции Apple на европейских площадках уже поползли вниз. Такое встречается сплошь и рядом, когда мощный бизнес почти целиком держится на одной не менее мощной харизматической личности.

Стив-недоучка

Многие «акулы бизнеса» начинали карьеру, не имея за душой ни образования, ни денег, а первые их предприятия были довольно сомнительными. Богатейший человек Америки Корнелиус Вандербильт в 11 лет бросил школу, а в 16 ушел из дома, и промышлял перевозкой пассажиров на маленькой лодочке, а заодно контрабандой. Томас Эдисон протянул в школе всего три месяца, а в нежном возрасте зарабатывал деньги, торгуя конфетами в специально сконструированных им коробках с жульническим толстым дном (покупатели были уверены, что в коробке два ряда конфет, тогда как в действительности был только один).

Стив Джобс повторил биографию героев американского бизнеса. Отмучившись один курс в колледже, Стив забросил учебу, но не потому, что хотел зарабатывать деньги, просто не видел смысла в том, чем занимался. Учеба казалось скучной, а энергия била ключом. «Надо всегда заниматься тем, что нравится», - сформулировал Стив один из своих жизненных принципов.

Вряд ли ему нравилось собирать пустые бутылки и простаивать в очереди за бесплатными благотворительными обедами. Но именно так выживал будущий основатель Apple, пока не нашел работу в компании по производству компьютерных или, вернее, видео игр. Кто знает, может, и провел бы гениальный Стив всю жизнь наемным менеджером, не повстречай он на своем пути тезку и будущего компаньона – нелюдимого технаря Стива Возняка. Если верить легенде, оба Стива вошли в бизнес с черного хода. Технарь Возняк сконструировал Blue box – хитроумное устройство для бесплатных телефонных звонков, а ловкач Джобс уговорил его сделать на этом гешефт – поставить производство «Синих коробок» на поток с тем, чтобы торговать ими в колледже.

Приманка за 666 долларов

Роли компаньонов так и распределились, молчаливый Возняк изобретал и конструировал, а обаятельный и пронырливый Джобс продавал. Впрочем, только ли продавал?

Предпринимательское чутье Джобса подсказывало ему, что и как надо сделать, чтобы новое изобретение стало популярным. Это и отличает гениального маркетолога от рядового «толкателя» – умение предложить публике не то, что ей нужно сейчас, а то чего она захочет в будущем, как говаривал Генри Форд, «если бы я слушал своих клиентов, то дал бы им быструю лошадь, а не автомобиль».

Конечно, автомобилями Джобс и Возняк не занимались. В 70-х гг. прошлого века мир стоял на пороге первой цифровой революции. Компаньоны чувствовали ее приближение всеми фибрами и предложили рынку то, чего еще не было: персональный компьютер для массового пользователя.

Ключевым является слово массовый, ведь ПК к тому времени уже были, но пользоваться ими было так неудобно, что они подходили либо профи, либо людям, подвинутым на электронике. Информация вводилась путем многократных манипуляций специальными тумблерами, а мигающие лампочки сообщали о полученном результате. Джобс уговорил компаньона создать нечто принципиально новое – собранный ПК с клавиатурой и телемонитором. Чтобы получить стартовый капитал друзьям пришлось продать самое ценное, что у них было – «Фольксваген» Джобса и дорогущий калькулятор Возняка.

Гараж Джобса стал одновременно и научной лабораторией, и производственным цехом. Новое изобретение получило название Apple l и продавалось на местном рынке по $666,66. Сатанинское число появилось не случайно, это тоже был хитрый маркетинговый ход, еще один способ заинтриговать потенциального клиента.

В 1976 году Джобс и Возняк регистрируют компанию Apple Computer, и начинается восхождение новых звезд. Успех первых машинок - Apple I и Apple II обеспечили друзьям стремительный взлет. Затем были тяжелые времена: неудачные проекты - Apple III и Lisa, авария, в которую попал Стив Возняк и его уход из компании.

В начале 80-х главный конкурент Apple – IBM создает свой персональный компьютер IBM PC, заточенный под операционную систему DOS малоизвестной в то время компании Microsoft. И через несколько лет дуумвират IBM-Microsoft безраздельно правит рынком ПК. За Apple остается лишь относительно узкий сегмент дорогих компьютеров для профессионалов. В 1985 году, не найдя общего языка с советом директоров, компанию покидает сам Джобс.

Последний взлет

В 1997 году Стив Джобс вернулся в созданную им компанию. И возвращение это можно назвать триумфальным. Новые продукты не конкурирующие напрямую с продукцией IBM появлялись буквально с космической скоростью: iMac, iPod, iPhone. Их презентации превращались в красочные шоу, на которых главный герой торжества г-н Джобс представал в образах, навеянных популярными блокбастерами.

Джобс научился не только предвосхищать желания публики, но и искусно формировать их. Полмира, по крайней мере, состоятельная его часть нежно, страстно и абсолютно иррационально влюбилась в iPhone – дорогой гламурный гибрид ПК и мобильника. Но как много владельцев iPhone регулярно пользуется хотя бы половиной заложенных в него функций? Я, лично, таких не встречал.

Появление новых продуктов Apple сопровождалось многочисленными интригами: завеса тайны, неожиданные утечки информации, поиск виновных. По сей день спорят о том, как эксперты специализированного сайта Gizmodo узнали подробности о новом iPhone 4 до его официальной презентации? Случайно нашли аппарат, как они уверяют? Украли его? Или же Apple специально организовало утечку, чтобы подогреть интерес публики. А заинтригованная публика, разинув рты, ждет новых игрушек от Apple.

Но вот дождется ли – теперь неизвестно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала