Рейтинг@Mail.ru
Таблички надо было стесняться Коморовскому, а не Медведеву - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Таблички надо было стесняться Коморовскому, а не Медведеву

© РИА Новости / Владимир Родионов | Перейти в медиабанкДмитрий Медведев и Бронислав Коморовский на месте крушения самолета польского президента Леха Качиньского
Дмитрий Медведев и Бронислав Коморовский на месте крушения самолета польского президента Леха Качиньского
Читать ria.ru в
История с мероприятиями, посвященными годовщине катастрофы польского самолета в Смоленске, подходит, кажется, к счастливому финалу. Российский и польский президенты договорились о том, чтобы создать специальную международную группу по работе над памятником жертвам катастрофы.

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.

История с мероприятиями, посвященными годовщине катастрофы польского самолета в Смоленске, подходит, кажется, к счастливому финалу. Российский и польский президенты договорились о том, чтобы создать специальную международную группу по работе над памятником жертвам катастрофы. Президент Медведев призвал сделать результаты следствия по причинам падения самолета публичными и понятными, а также сделал важный для поляков символический жест - заявил, что ответственность за расстрел польских офицеров в 1940 году несут советские руководители того периода. Вот так вот: не "тоталитарный режим", а конкретные Сталин, Берия, Молотов, Каганович и другие члены Политбюро, подписавшие в марте 1940 года преступное решение о придании офицеров суду "тройки".

Впрочем, о том, чтобы счастливый финал не дался даром, позаботились вполне определенные люди, проявившие себя в последний год во всей "красе". В свой послужной список они могут занести и акцию родственников погибшего в самолете Януша Куртыки, поместивших без согласования с местной властью на месте катастрофы табличку со словами о "советском преступлении - геноциде, совершенном в отношении военнопленных офицеров польской армии".

"Это политическая провокация", - заявила в интервью радиостанции Polskie Radio одна из вдов погибших. На этой фразе журналисты предпочли прервать передаваемую в эфир запись интервью - очевидно, потому, что на государственном радио в Польше не хотят осуждать никого из родственников погибших, а выступавшая ругала явно не россиян. Но, увы, приходится признать: если бы авторы "крамольной" таблички по-настоящему хотели почтить память погибших, они не стали бы вести себя так бесцеремонно. Привезти с собой дрели и генераторы и установить табличку без разрешения местных властей - за такое не погладят по головке нигде, в том числе и в Польше. "Мы создаем у россиян впечатление, что поляки действуют на их территории как самозванцы", - заявил в интервью той же станции Polskie Radio бывший посол Польши в Москве Станислав Чосек. Кроме того, каждое слово в формуле о "советском" "геноциде" в отношении "военнопленных" - по меньшей мере сомнительно.

Тайное решение Политбюро о расстреле офицеров не соответствовало советским законам - как и большинство "расстрельных" постановлений той поры. Советские люди об этом решении не знали до заявления ТАСС 1990 года - так что слово "советский" здесь является большой натяжкой. Военнопленными расстрелянных тоже назвать трудно - они сдались Красной Армии без боя, выполняя приказ своих начальников не сопротивляться СССР в момент войны с немцами. Что же касается геноцида, то, как отмечает публицист "Газеты выборчей" Марцин Войцеховский, геноцидом катынское преступление не считает и само польское государство. В постановлении сейма 2008 года говорится лишь о "некоторых признаках" этого явления в катынском расстреле. А значит, вышеуказанная табличка поставила бы в ложное положение не столько российского, сколько польского президента - он солидаризировался бы с мнением, которого возглавляемое им государство не придерживается.

"Слова о геноциде стали опознавательным знаком кругов, связанных с партией Закон и справедливость (ЗиС), партией Качинских", - пишет об этой ситуации Войцеховский на страницах "Газеты выборчей".

Итак, людское горе разыгрывается в политической борьбе членами ЗиС. Увы, это контрастирует с бытующим в среде шестидесятников идеалистическим взглядом на Польшу как страну благородных борцов с тоталитарным режимом. Трудно назвать рыцарями и некоторых из погибших, в том числе и бывшего шефа Института национальной памяти (IPN) Януша Куртыку, чьи родственники установили злополучную табличку. Оппоненты обвиняли Куртыку в "дикой люстрации", - ситуации, когда по обвинению в лжесвидетельстве под нож работавших рядом с историками IPN прокуроров попадали и невинные люди. Лжесвидетельство заключалось в том, что они не доносили сами на себя, сознаваясь в сотрудничестве до 1989 с польским аналогом КГБ. А Куртыка следовал принципу: если ты сам честно не сознался в работе на органы, получай срок.

Кому нужны такие методы восстановления справедливости и поминовения погибших? Уж точно не здравому большинству россиян и поляков. Пора понять: в отношениях между нашими странами нет "черной" и "белой" сторон. Есть порядочные люди по обе стороны границы. А есть - провокаторы, националисты, просто нечистые на руку люди. Бороться нужно с ними - по моральному признаку, а не по этническому.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала