Рейтинг@Mail.ru
"Индевор" ушел в крайний полет - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Индевор" ушел в крайний полет

© NASAШаттл "Индевор" готовится к старту
Шаттл Индевор готовится к старту
Читать ria.ru в
16 мая, после долгих проволочек, связанных то с инженерной неготовностью, то с неполадками, возникавшими на старте в самый последний момент, шаттл "Индевор" ушел в небо Флориды. Начался полет за номером STS-134, на котором многолетняя служба "Индевора" закончится.

Константин Богданов, для РИА Новости.

16 мая, после долгих проволочек, связанных то с инженерной неготовностью, то с неполадками, возникавшими на старте в самый последний момент, шаттл "Индевор" ушел в небо Флориды. Начался полет за номером STS-134, на котором многолетняя служба "Индевора" закончится.

Непоследний полет

В российских отраслях, связанных с техническим риском (что у подводников, что у летчиков, что у ракетчиков и космонавтов), не любят слово "последний". Оно табуировано жестче, чем какое бы то ни было иное. За употребление словосочетания "последний полет" можно получить очень резкий окорот. Пользуются порой причудливо звучащими эвфемизмами: "крайний", "очередной", "еще разок". Над этими суевериями можно смеяться сколько угодно... пока не увидишь, как взрослые мужики регулярно выводят рукавицами на заиндевевших корпусах заправленных ракет-носителей "Союз" имя "Таня". Потому что один раз, много лет назад, написали – и слетала удачно. Этого достаточно.

Так вот. Крайний полет "Индевора", выполосканный в прессе под именем "последнего", был задуман еще в 2009 году, но с тех пор неоднократно откладывался. Это, в сущности, дважды непоследний полет. Во-первых, потому, что его и быть не должно было: изначально считалось, что миссия STS-133 шаттла "Дискавери" закончит собой славную историю "орбитальных челноков" Америки. Но так вышло, что НАСА по-прежнему нуждалась в этих полетах. И наступило "во-вторых".

Потому что после STS-134 появилась еще и STS-135: в конце июня на орбиту отправится "Атлантис". И вот после этого – уже точно все. Извилистый путь "шаттлов" завершится окончательно.

Дальнобойщики ближнего космоса

134 полета – столько отвела логика американской космонавтики многоразовым "челнокам". Нельзя сказать, что три десятилетия прошли легко: корабли гоняли и в хвост, и в гриву. Единственные орбитальные транспортники Соединенных Штатов отдувались по полной программе, таская на себе научное оборудование, а потом – людей и грузы к Международной космической станции. Стыковались они и с нашим покойным ныне "Миром".

Советский Союз под свой закат вытолкнул на орбиту "Буран", но в условиях активного "вписывания в рынок" хорошо отработанные и более дешевые "Союзы" оказались предпочтительнее сложного и не доведенного до конца космического самолета. Кооперация развалилась, и сейчас эту систему восстановить уже физически невозможно. Отечественный "челнок" так и не получился, а заокеанский готовится сойти со сцены.

Этот "автобус на орбиту" работал бесперебойно, и лишь в последние годы износ оборудования и ошибки в эксплуатации, приведшие к трагедии 2003 года, снизили интенсивность эксплуатации, фактически затормозив ее. И одновременно – интенсифицировались работы по подбору замены.

Полет "Дракона"

НАСА, впрочем, кажется, нашло, кто будет работать с американским орбитальным хозяйством на МКС (на которое, к слову, в Штатах многие ворчат как на ненужный "чемодан без ручки"). Однако пока американский сегмент работает, к нему нужно регулярно отправлять людей и грузы. А значит, некоторое время придется полетать на российских "Союзах".

Но на подходе уже есть и кое-что новое. Компания SpaceX успешно испытала ракету-носитель Falcon IX. А в декабре 2010 года слетал на орбиту беспилотный вариант многоразового корабля Dragon, под будущую работу которого по доставке грузов к МКС уже получен крупный контракт от НАСА. И пусть мы больше не увидим в полете величественный американский "утюг", к которому привыкли за тридцать лет, но работать на орбите дальше предстоит новому детищу космического "стартапа" – неуклюжему коническому "ведру" размерами 3 на 4 метра, подбитому толстенным экраном теплозащиты.

Синергия двух национальных космонавтик и экономика регулярных полетов взяла свое: американцы отказались от сложных и хрупких планеров, после чего изготовились выкатить на старт фактически многоразовую версию наших неприхотливых "Союзов". Наверное, когда-нибудь мы привыкнем и к такому "трамваю".

В сущности, российский проект ППТС (перспективной пилотируемой транспортной системы, которая по планам встанет на носитель "Русь-М" для космодрома Восточный с 2018 года) до известной степени повторяет эту же логику.

Зеленые холмы Земли

А шаттлы, слетав "еще разок", займут свое место на смотровых площадках американских музеев. "Дискавери" – в Смитсонианском аэрокосмическом музее в штате Вирджиния. Там стоит сейчас его собрат "Энтерпрайз", честно отработавший пять испытательных полетов в атмосфере, но так никогда и не слетавший в космос. После прибытия "Дискавери" "Энтерпрайз" отправится на новое место – в музей, развернутый на бывшем авианосце "Интрепид". "Индевор" встанет в Калифорнийском научном центре. "Атлантис" – ближе всех к родному старту, на космодроме имени Кеннеди, что на флоридском мысе Канаверал.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала