Рейтинг@Mail.ru
Протесты против Саакашвили могут бумерангом ударить по оппозиции - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Протесты против Саакашвили могут бумерангом ударить по оппозиции

Читать ria.ru в
Интрига нынешних протестов в Грузии не в том, удержится ли у власти Саакашвили. Почти нет сомнения, что у власти он останется. Интрига в том, останутся ли после этих протестов в политике их главные организаторы – былые соратники Саакашвили.

Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.

Интрига нынешних протестов в Грузии не в том, удержится ли у власти Саакашвили. Почти нет сомнения, что у власти он останется. Интрига в том, останутся ли после этих протестов в политике их главные организаторы – былые соратники Саакашвили.

 

 

Объявив, что в стране началась "новая революция", бывший спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе многое поставила на кон – после такого заявления серьезного политика должны последовать решительные действия. Увы, шествие нескольких тысяч демонстрантов на улицах Тбилиси таким действием не назовешь. Никаких конкретных планов новых протестных действий пока не слышно. Оппозиция не получила ту народную поддержку, на которую рассчитывала, а, значит, Саакашвили ничего серьезного пока не грозит. Почему так получилось?

 

 

Почва для протестов против Саакашвили в Грузии есть. Помимо катастрофической войны в Южной Осетии, затормозившей возвращение грузинских беженцев в Абхазию и увековечившей абхазскую и южноосетинскую независимость, вопросы вызывает и экономическая политика грузинского лидера.

В результате реформ Саакашвили за бортом экономики оказались сотни тысяч людей. Разрекламированная реформа полиции, уничтожившая взятки на дорогах, – это лишь фасад грузинских реформ. За этим фасадом скрываются явления, хорошо знакомые всем жителям постсоветских республик. Неугодные власти бизнесмены нередко оказываются в тюрьме, и срок их пребывания за решеткой определяет не искусство адвоката, а размер выбитого из них выкупа – идущего порой в госбюджет, а порой и в определенный карман. На гастроли зарубежных "звезд" деньги в бюджете находятся, а на выплату нормальной пенсии – нет. Громогласно объявляемые повышения пенсий быстро съедаются инфляцией и ростом коммунальных платежей. В общем – все знакомо.

Так что протестовать есть против чего. Но вот вопрос – кто возглавляет протесты.


Грузины прекрасно помнят, что Нино Бурджанадзе, лидер начавшей протесты оппозиционной организации "Народное собрание", была вместе с Саакашвили членом триумвирата, пришедшего к власти после "революции роз" 2003 года. Лидер оппозиционной Грузинской партии Ираклий Окруашвили, пообещавший на днях из своей парижской эмиграции вернуться в Грузию 25 мая и сделать этот день "последним днем существующей власти", – это тот самый Окруашвили, который в бытность свою министром обороны обещал встретить новый 2007-й год в Цхинвале. А потом еще утверждал, что в России из-за нашей коррупции можно продавать даже "фекальные массы". (Так своеобразно он протестовал против санитарного запрета грузинского вина.)


Былые грехи и связи с Саакашвили – не великая беда, если бы лидеры оппозиции четко артикулировали, от какого наследства режима Саакашвили они отказываются. Но этого, увы, нет.

 

Есть только робкие шаги к нормализации отношений с Россией. Бурджанадзе приезжала в Москву и фотографировалась с премьером Путиным, Окруашвили присылал в российскую столицу своих соратников по Грузинской партии. Но эти шаги пока не вылились в четкую программу восстановления отношений. Только в последние дни в окружении Окруашвили замелькало слово "нейтралитет" – мол, в соперничестве России и Запада Грузия должна оставаться "над схваткой" (сейчас, как известно, Тбилиси выступает в роли форпоста США в Закавказье). Интересно, что мешало Окруашвили вспомнить это слово – безусловно, правильное и спасительное, 3-4 года назад – в бытность его министром обороны Грузии? Теперь, после войны и провокаций типа взрыва памятника героям Великой Отечественной войны в Кутаиси, говорить о нейтралитете становится ох как трудно…

 

Во внутренней политике былые соратники Саакашвили тоже не идут дальше обещаний "все делать по-честному". Они не подвергают сомнению саму предложенную когда-то ими же и реализованную Саакашвили концепцию либеральных реформ – и в промышленности, и в образовании, и в армии. Это сразу же отталкивает от них всю левую часть электората.

 

Так, например, в своем недавнем обращении к грузинским военным Окруашвили обвинил Саакашвили в "нелюбви и неуважении" к армии, не пожелавшей проливать за него свою кровь во время событий 2008 года. Это обвинение справедливо, но не сам ли Окруашвили сделал из грузинских вооруженных сил ту самую "армию атаки", которой Саакашвили рискнул, словно карточным козырем, в 2008 году? Военные помнят и об этом.

Выходит, что под угрозой Окруашвили вернуться в Грузию с победой 25 мая стоит такая же "солидная" основа, как под его угрозами встретить Новый год в Цхинвале. "Пока что действия протестующей оппозиции выглядят несерьезно, – комментирует ситуацию глава Центра проблем глобализации Александр Чачия. – Не очень ясно, что Окруашвили скажет своим сторонникам 26-го мая, когда солнце встанет, а "существующая власть" никуда не денется".

Очевидно, что грядущая неудача ослабит нынешнюю главную когорту оппозиционеров – в основном бывших соратников Саакашвили. На политической арене в оппозиционном спектре останутся грузинский выходец из Абхазии Ираклий Аласания и лидер христианских демократов Гиви Таргамадзе. Расклад для России, пожалуй, еще худший, чем прежде.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала