Рейтинг@Mail.ru
Договориться с талибами и уйти - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Договориться с талибами и уйти

Читать ria.ru в
Переговоры американцев и афганской администрации с движением "Талибан" начались, идут – причем "идут хорошо". Новость об этом и новостью-то бы не была, если бы заявление на эту тему не сделал в прошедшие выходные президент Афганистана Хамид Карзай.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Переговоры американцев и афганской администрации с движением "Талибан" начались, идут – причем "идут хорошо". Новость об этом и новостью-то бы не была, если бы заявление на эту тему не сделал в прошедшие выходные президент Афганистана Хамид Карзай.

То есть перед нами официальное подтверждение факта. Что само по себе важно с учетом того, что еще на прошлой неделе со дня на день ожидалось такое же официальное заявление другого участника этой драмы – президента США Барака Обамы – насчет того, сколько американских военнослужащих выводить из Афганистана, как было раньше обещано, в июле. Видимо, в любой день – прямо с понедельника – Белый дом все-таки скажет: сколько, когда, как.

Карзай говорит

Президент Афганистана в последние месяцы высказывается часто и резко (особенно в адрес США). А сейчас, когда накануне его очередной речи три талибских самоубийцы прорвались на территорию полицейского участка в Кабуле и три часа отстреливались (пока не были убиты и не уничтожили еще несколько человек), он говорил резко как никогда.

Насчет того, что иностранные державы "используют территорию" его страны в своих национальных интересах, о том, что они "загрязнили окружающую среду" своими вооружениями. И еще – что растет антагонизм между войсками США и НАТО, работающими в стране как бы параллельно (то есть по сути между американцами и европейцами, притом что США – ключевая страна НАТО).

 

Ясно, что Карзай не просто готовится к уходу американских солдат, но собирается и после этого играть в своей стране роль общенационального лидера. Сам пуштун и южанин (оттуда большая часть талибов), он, теоретически, сможет о чем-то с ними договориться.

Официальная линия Кабула тут такая: уговорить "Талибан" признать реальности, происшедшие со страной за десять лет после свержения режима талибов международными силами во главе с США в 2001 году. Признать необходимость свободной прессы, права женщин и вообще демократию. Ну, а то, что Карзай больше многих афганцев раздражен иностранным военным присутствием, можно не сомневаться.

Киссинджер говорит

О том, что американские официальные лица ведут некие переговоры с талибами при спонсорстве Германии и Омана (видимо, на территории этих стран), стало известно месяц назад из публикаций в СМИ. В воскресенье это подтвердил, откликаясь на речь Карзая, министр обороны США Роберт Гейтс.

Другое дело – не сообщается, о чем конкретно говорят. И, кстати, с кем конкретно. Но вообще-то имя все же прозвучало: мулла Омар. Тот самый одноглазый лидер талибов, глава их государства, тот, с кем воевали в 2001 году, такая же легендарная личность, как убитый недавно в Пакистане бен Ладен. Сразу после того убийства был небольшой медиа-ажиотаж по поводу того, что Омар тоже все это время жил в Пакистане, потом загадочно исчез… но оставим это сочинителям боевиков.

Генри Киссинджер – человек, к фантазиям не склонный. Видимо, в США нет более уважаемой личности по части внешней политики: дипломат номер один как минимум за последние полвека. Высказывается редко и очень ясно, сухо, точно. Это Киссинджер в своей недавней статье "Как уйти из Афганистана" сказал не вообще о переговорах с талибами, а назвал это имя: люди муллы Омара.

И дальше изложил свои мысли насчет сути происходящего. А именно: идет общенациональный поиск "стратегии ухода". Более 70% американцев – за вывод солдат из Афганистана. В любых ситуациях такого рода важнее всего механизм исполнения договоренностей насчет того, что будет после вывода войск. Талибан захочет эти договоренности сорвать. Поэтому нужна международная стратегия по подержанию статус-кво, с учетом того, что последнее требуется практически всем странам региона и его соседям – России, Индии, Китаю и прочим. Без такой стратегии уходить нельзя, может начаться региональная война. Выработка этой стратегии будет означать одновременно формулирование новой роли США в мире после конца холодной войны.

К Киссинджеру в США прислушиваются всегда. Но в этой ситуации – особенно. Именно он завершил историю ухода США из похожей войны – из Индокитая и в 1973 году даже получил за это Нобелевскую премию мира.

Все помнят, как после этого, весной 1975 года, служащие американского посольства в Сайгоне эвакуировались с крыши вертолетами: наглядный символ катастрофы. Но за четыре года до того Киссинджер оказался в Китае. А война в Индокитае, по сути, велась между США и Китаем в той же степени, что между США и СССР. Напряженные отношения между двумя коммунистическими державами никак не влияли на индокитайскую ситуацию. Но Киссинджер эту ситуацию перевернул. Вашингтон благодаря ему признал Китай, президент Ричард Никсон съездил в Пекин к Мао Цзэдуну, СССР оказался в стратегическом проигрыше.

Есть полководцы, выигрывающие битвы и проигрывающие войны. Киссинджер проиграл войну, но выиграл для Америки мир (в смысле – планету).

Уходить все равно надо

Сегодня трудно ждать аналогичного чуда от 88-летнего пенсионера, да еще и республиканца. В любом случае "международное соглашение по Афганистану" – таких слов вслух еще даже не произносилось. Но заявление-то об уходе американских военнослужащих придется делать сейчас.

Начало их вывода – июль 2011 года – было обозначено Бараком Обамой после долгих и мучительных дебатов в самом начале его правления, в 2009 году. Тогда было решено сначала ввести в страну 30 тысяч человек (сейчас их там около 100 тысяч), нанести талибам решающий удар, а затем – с июля 2011 – начать постепенный уход.

Изменить это решение? Особенно сейчас, когда конгресс, где вдобавок усилились республиканцы, пытается привлечь Обаму к ответу за его участие в странной ливийской операции (не посоветовался с законодателями)?

Сложно, вряд ли возможно. Так что вопрос только в том, как быстро уходить и что после себя оставить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала