Рейтинг@Mail.ru
Не ждали: фильм "Артист" - РИА Новости, 16.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Не ждали: фильм "Артист"

© Фото : Личный архив Юрия ГладильщиковаЮрий Гладильщиков
Юрий Гладильщиков
Читать ria.ru в

В воскресенье каннский конкурс удивил картиной "Артист", вызвавшей наибольшую пока овацию зала "Люмьер". На данный, пусть, возможно, короткий момент именно она стала фаворитом гонки. Самое интересное, что никто от нее ничего особенного не ждал.

Прежде чем рассказать о ней, замечу, что и в других программах есть интересные ленты. Например, в "Особом взгляде", на призы которого претендуют оба наших фильма - "Охотник" Бакура Бакурадзе и "Елена" Андрея Звягинцева. Уже сейчас понятно, что жесткую конкуренцию им составят фильмы мэтров Гаса Ван Сента и Ким Ки Дука - соответственно "Беспокойный" и Arirang (не переводится, так как это слово из корейской песни). Гас Ван Сент сделал фильм о любви потерявшего родителей мальчика и неизлечимо больной девочки. Смысл "Беспокойного" в том, что только близость смерти зачастую дает юным людям ощущение того, что смысл в жизни есть. Стилистически фильм придуман очень здорово: мир фантазий, костюмы 1920-30-х (хотя действие происходит сейчас) etc. А Ким Ки Дук учудил и вовсе что-то невероятное: фильм-исповедь, состоящий из разговоров с самим собой. Он записал на камеру, как теперь живет, почему почти пять лет не снимал, почему бросил фестивали и уединился в глуши, в неотапливаемом доме, умывается снегом, много пьет и ходит с пистолетом. В финале он совершает символическое самоубийство - это не помешало ему приехать в Канн и позировать фотографам вполне себе живехоньким.

Но, конечно, главный ажиотаж вызывает конкурс. А в нем вчера все ожидали откровения, прежде всего, от новой картины братьев из Бельгии Жана-Пьера и Люка Дарденнов "Мальчик на велосипеде". У Дарденнов, если кто не знает, две "Золотые пальмовые ветви" за фильмы "Розетта" и "Дитя" и каннский приз за режиссуру "Сына". Наряду с ними только четыре режиссера - Фрэнсис Форд Коппола, Эмир Кустурица, Сехэй Имамура и полузабытый датчанин Билле Аугуст по два раза завоевывали "Золотую пальмовую ветвь". Фильм Дарденнов, как почти всегда у них, о простых людях, о том, как легко совершить глупость, грех, преступление, если ты никому не нужен.

Главный герой - 12-летний мальчик, который никак не может поверить, что отец (а матери давно нет), отправив его в интернат, навсегда сбагрил его с рук и даже не желает его видеть, поскольку решил заново обустроить свою жизнь. Мальчик попадает под дурное влияние, едва не погибает (и в переносном смысле - как человек и личность, и в прямом). И погиб бы, если бы его не заметила и не взяла под опеку случайная женщина, готовая терпеть даже его выходки, поскольку понимает, что ему тяжело. Все хорошо, многим фильм очень нравится, в каннском зале прозвучала овация, но вот что странно: в развитии ситуаций, характеров слишком много притянутого за уши - у Дарденнов, фильмы которых всегда отличались не только глубинными смыслами (которых в "Мальчике на велосипеде", кстати, тоже не видно), но и достоверностью, подобной искусственности в сюжетах прежде не бывало.

Но вот уж сенсация так сенсация, вот уж овация так овация: фильм француза Мишеля Хазанавичуса "Артист". В конкурс его включили в последний момент, в начале мая - до этого он значился в фестивальной программе, но внеконкурсной. По правде сказать, до Канна я и не ведал о таком режиссере, а когда выяснил, кто он, то изумился, потому что он всегда делал не каннское, а коммерческое кино. В частности, снял два пародийных боевика про агента 117, который не просто Джеймс Бонд, а самый тупой из всех возможных джеймсбондов. И вдруг - "Артист".

Это, если не ошибаюсь, третий полнометражный немой фильм, сделанный в эпоху звукового кино после "Новых времен" Чаплина и "Юхи" финна Ака Каурисмяки, чей новый фильм "Гавр" в конкурсе завтра. Это - в одном флаконе - пародия на немое кино и дань уважения к нему, смешнейшая комедия - и изумительная мелодрама, напоминающая по стилю о еще одном чаплинском фильме "Огни большого города". Главный герой - суперзвезда немого кино Джордж Валентин, который не приемлет кино звуковое и с приходом звука моментально, как в реальности произошло тогда со многими звездами, становится никому не нужен, битой картой из старой колоды (один из смешнейших - истинно сюрреалистических - эпизодов: в какой-то момент все вокруг начинает звучать. Стул - с грохотом падать, телефон - звенеть, девушки - смеяться. Герой тоже пытается попробовать голос, заговорить, потом закричать, а голоса-то у него и нет. Тут герой просыпается - это был кошмарный сон. Дальше фильм опять развивается как немой).

Вдобавок наступает эпоха великой депрессии, и вчерашний суперстар становится нищим. Зато в суперзвезды вырывается влюбленная в него и почти не знакомая ему девушка, которой он пару лет назад по доброте душевной открыл дорогу в Голливуд. Дальше пересказывать глупо, ведь фильм развивается по логике и правилам именно немого кино. Скажу только, что, несмотря на всю искусственность сюжета (но тут искусственность как раз уместна), к финалу действие достигает такого мелодраматического и даже трагического накала (он собирается стреляться, она, не умея водить, несется к нему на выручку на виляющем по дороге авто), что начинаешь искренне переживать. Но и тут с хохмами все в порядке. На экране возникает титр: BANG! (то бишь БАБАХ! Именно так - большими буквами). Думаешь: он застрелился. Но нет: это она возле его дома врезалась-таки в дерево.

Короче, не знаю, как там насчет "Золотой пальмовой ветви", но на актерские призы дуэт Жан Дюжарден - это он играл агента 117 - и Беренис Бежо претендовать будет точно. Как играют! А уж как танцуют! Еще один актерский приз фильму гарантирован уже сейчас. В Канне есть не только Palm D'or, но и Palm Dog - приз лучшей экранной собаке. Его вручает неофициальное жюри. Так вот фокстерьер героя "Артиста" - тоже самый настоящий артист.

Тем не менее, в конкурсе по-прежнему встречаются фильмы, которые я назвал странными: не известно, по каким критериям отобранные. Сегодня - два официальных показа картины француза Бертрана Бонелло, оригинальное название которой какое-то кокетливо заковыристое. А международное - "Дом терпимости". Фильм и впрямь о борделе начала XX века. Но лучше перечесть "Яму" Куприна. Потому что фильм Бонелло банален от и до: и своими ужасами, и своей театрализованной декаденщиной, и ссылками на разные знаменитые кинопроизведения. Чтобы провести параллели с современностью (мол, и сейчас женщины иногда вынуждены… - а то мы не знали) Бонелло регулярно врубает в кадре и за кадром громкие хиты из других времен, например, 1960-х годов и даже заставляет героинь под них танцевать. Последний самый громкий хит он врубил на финальных титрах. И наиболее ушлые журналисты - фильм вчера показали прессе - сразу догадались, зачем. Чтобы не было слышно в зале возмущенного "бу-у-у!", которое непременно раздалось бы.

Но в зале нашлись терпеливые - дождались окончания музыки и титров и свое "бу-у-у!" Бонелло все-таки выкрикнули.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала