Рейтинг@Mail.ru
Торопецкая икона переехала из Русского музея в коттеджный поселок - РИА Новости, 03.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Торопецкая икона переехала из Русского музея в коттеджный поселок

© Попечительский совет храма Святого Благоверного князя Александра Невского | Перейти в медиабанкИкона "Богоматерь Одигитрия Торопецкая" доставлена в храм Святого Благоверного князя Александра Невского в Московской области из Русского музея Санкт-Петербурга
Икона Богоматерь Одигитрия Торопецкая доставлена в храм Святого Благоверного князя Александра Невского в Московской области из Русского музея Санкт-Петербурга
Читать ria.ru в
Икона "Богоматери Торопецкой" XII-XIV вв. из Русского музея была втайне перевезена в храме Александра Невского при элитном коттеджном поселке "Княжье озеро" ночью со 2 на 3 декабря, а 5 декабря примет участие в освящении храма, назначенном на субботу.

МОСКВА, 4 дек - РИА Новости. Икона "Богоматери Торопецкой" XII-XIV вв. из Русского музея была втайне перевезена в храме Александра Невского при элитном коттеджном поселке "Княжье озеро" ночью со 2 на 3 декабря, а 5 декабря примет участие в освящении храма, назначенном на субботу.

Икона Торопецкой Божией Матери. Справка >>

На выдаче старинного и хрупкого образа настояло министерство культуры по запросу патриарха Кирилла, а сам запрос, по данным СМИ, был инициирован застройщиком поселка, президентом группы компаний "Сапсан" и меценатом Сергеем Шмаковым.

Комиссия, состоявшая из экспертов музея и минкультуры, убедилась, что в "Княжьем озере" созданы все условия для хранения иконы - в частности, установлен специальный киот, обеспечивающий оптимальную температуру и влажность, - после чего приняла решение выдать образ на временное хранение сроком на полгода.

Директор Русского музея Владимир Гусев подчеркнул, что икону перемещали в специальном музейном автомобиле, позволяющем поддерживать необходимый уровень температуры и влажности. "Более того, - подчеркнул он, - через некоторое время в храме наши специалисты проведут анализ иконы, и если окажется, что она с трудом "привыкает" к новому месту, ее вернут в музей".

Икону "Богоматери Торопецкой" втайне перевезли на новое место ночью >>

Перемирие и согласие

Православная церковь приветствовала принятое Русским музеем решение временно расстаться с "Богоматерью Торопецкой".

"Более 70 лет эта почитаемая икона находилась в запасниках, нигде не выставлялась. И любой повод открыть такой образ для молитвенного поклонения воспринимается служителями церкви, верующими людьми положительно", - суммировал ее позицию руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский.

Он также выразил определенные сомнения относительно объективности позиции реставраторов, подчеркивающих плохое состояние "Богоматери Торопецкой". "Тогда это вопрос к музею, который не может отреставрировать и закрепить эту икону так, чтобы ее можно было перевозить", - сказал отец Владимир. "Когда иностранные музеи платят за выставки русской культуры - все возможности находятся тут же", - добавил он.

Как бы то ни было, история с "Богоматерью Торопецкой" стала, по мнению отца Вигилянского, добрым примером взаимопонимания и сотрудничества музейных работников, чиновников, священнослужителей и мирян.

Руководитель пресс-службы патриарха особо отметил, что доступ к иконе в храме Александра Невского будет свободным для всех желающих помолиться перед святыней. "Храм стоит не в закрытом поселке, как писали некоторые СМИ", - сказал он.

Трещина

Тем не менее, вокруг судьбы "Богоматери Торопецкой" развернулась бурная дискуссия: эксперты-реставраторы в один голос твердили о чрезвычайной хрупкости образа, который может так сильно пострадать при транспортировке, что идеальные условия, созданные на новом месте, ему уже не помогут.

"Судя по наличию расширяющейся подвижной трещины существует огромный риск, касающийся перевозки, даже если осуществлять ее с максимальными предосторожностями", - объяснил РИА Новости старший научный сотрудник Третьяковской галереи, специалист по древнерусскому искусству Левон Нерсесян, исходящий в своих оценках из заключения о состоянии сохранности иконы, сделанного в Русском музее.

"Срок использования иконы Торопецкой Божьей матери истек, ее можно только хранить", - убежден Нерсесян.

Кроме того, полагает он, специальная климатическая капсула, которая должна защитить икону от неблагоприятных воздействий внешней среды, также не гарантирует полную безопасность образу. "Малейшая техническая неполадка в капсуле может превратить ее преимущества в полную их противоположность. И неизвестно что в таком случае может произойти с иконой", - полагает эксперт. Никакой киот, по его мнению, полных гарантий дать не может.

Как ранее рассказывала замдиректора Русского музея по науке Евгения Петрова, икона в 1930-е годы поступила в фонд музея в очень плохом состоянии, и потому вскоре была убрана из постоянной экспозиции в запасники. Она уверена, что икона подлежит только консервации до тех времен, пока не будет изобретен подходящий для нее способ реставрации.

По словам Петровой, в музее выдачу "Богоматери Торопецкой", "сочли нецелесообразной из-за ее состояния и уникальности, однако, учитывая просьбу патриарха и подчиняясь министерству культуры" приняли решение выдать икону.

Коллег пытался поддержать директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, заявивший в ходе интернет-конференции, что "это ненормально, когда дома приемов просят у музея мебель, а церковь - иконы. Музей есть музей, он обязан хранить свои экспонаты". "Должна существовать автономия музея, только так можно сохранить объекты культурного наследия" - подчеркивает Пиотровский.

У Нерсесяна из Третьяковки также вызывает озабоченность ситуация в целом: по его мнению, созданный прецедент может повлечь за собой волну запросов к музеям на выдачу произведений древнерусского искусства в храмы. "Если мы решили уничтожить наше культурное наследие таким "замечательным" способом, значит, мы его уничтожим", - заключил собеседник агентства.

Стоит отметить, что Левон Нерсесян был одним из активнейших участников полемики, разгоревшейся весной этого года вокруг "Троицы" Андрея Рублева, которую Троице-Сергиева лавра пыталась получить из Третьяковской галереи на торжественное богослужение. "Троица" в конце концов осталась в музее, однако тогдашний директор Третьяковки Валентин Родионов в июле 2009 года был отправлен в отставку.

Доверяй, но проверяй

В Греции, где проблема сохранности древних памятников религиозной живописи также стоит очень остро, подобная ситуация немыслима, убеждена заместитель директора Византийского музея в Афинах, эксперт по средневековым памятникам Анастасия Лазариду.

Она утверждает, что не может припомнить случаев, когда древние иконы в Греции перемещались бы из музеев в храмы, хотя их перемещение в обратном направлении - частое явление. Все иконы до XV века принадлежат греческому государству, даже если находятся в храмах, и их судьбу решают специалисты по истории искусства.

"Храмы и монастыри не имеют технических знаний, оборудования, персонала, которые необходимы. Древние иконы должны находиться в организованных центрах реставрации, если это нужно для их сохранения", - сказала Лазариду.

Разумеется, целый ряд древних икон находится в храмах Элладской православной церкви. "Однако, - напомнила замдиректора Византийского музея, - и эти иконы принадлежат государству, и забота о них осуществляется местными отделениями археологической службы в сотрудничестве с храмами и монастырями".

Она добавила, что в случае необходимости специалисты могут потребовать, чтобы икона находилась в подходящем для нее окружении - например, чтобы непосредственно перед ней не горели свечи.

Из общего режима, предусмотренного археологическим законом, исключены монастыри Афона - пользующейся правом самоуправления монашеской республики на севере Греции, заключила эксперт. Афон обладает огромными собраниями византийских древностей, включая рукописи и иконы.

Богу - богово

Несколько иного мнения придерживается итальянский специалист по религиозному искусству, профессор университета Мачераты и почетный консул РФ в области Марке Армандо Джинези (Armando Ginesi).

"Произведения искусства, созданные для церквей, должны быть возвращены в церкви, причем, по возможности, в то самое место, где они располагались согласно воле художника и заказчика", - заявил он в интервью РИА Новости.

"Алтарная доска, задуманная и исполненная для алтаря конкретной церкви, посвященной конкретному святому, обращена прежде всего к конкретному сообществу, признающему этого святого своим покровителем. Даже с чисто исторической точки зрения, не исключающей из рассмотрения религиозную проблематику, произведение, находящееся внутри свойственного ему логического контекста, лучше передаст идеи, чувства и ощущения той или иной исторической эпохи", - утверждает ученый.

Он напоминает, что музеи - относительно недавний культурный феномен, и в их нейтральном, "стерильном" пространстве "произведениям, разумеется, обеспечена включенность в культурную и духовную жизнь, однако интенсивность их воздействия существенно отличается от оригинальной".

При этом многие итальянские храмы украшены росписями, созданными не только в XII, но даже и в IV веке. Правда, большинство алтарных досок, созданных выдающимися мастерами XIII-XIV веков - Чимабуэ, Джотто и их учениками, - хранятся все-таки в музейных коллекциях, а древние мраморные и бронзовые памятники постепенно заменяют копиями, пряча оригиналы от птиц и непогоды.

С другой стороны, всякая транспортировка знаменитых живописных памятников оказывается сопряжена с немалыми скандалами: так, весной 2007 года, когда "Благовещение" Леонардо да Винчи в специальном хрустальном контейнере отправляли из флорентийской галереи Уффици на выставку в Японию, несколько десятков известнейших деятелей обратились к министру культуры с просьбой не подвергать драгоценное полотно риску, а один из депутатов верхней палаты итальянского парламента даже собирался в знак протеста приковывать себя к стене галереи.

История вопроса

"Богоматерь Одигитрия", именуемая "Эфесской", "Полоцкой", "Корсунской" или "Торопецкой", датируется предположительно XII-XIV вв: специалисты Русского музея полагают, что она была написана в XII веке византийским мастером, затем утрачена и в XIV веке восстановлена псковским иконописцем. По данным реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик Николая Чудотворца, который до наших дней не дошел.

До 1920-х годов образ хранился в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, а оттуда уже отослали в 1930 году в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, в частности, на средства Сергея Шмакова из "Сапсана", несколько раз обращалась к властям с просьбой о передачи ей иконы, однако ответа не получала.

В четверг в ряде СМИ появились утверждения настоятеля Корсунско-Богородицкого храма, утверждавшего, что из "Княжьего озера" "Богоматерь Торопецкая" переместится в Торопец и останется там навсегда, однако это предположение было опровергнуто министерством культуры.

Поселок "Княжье озеро" находится на 24-м километре Новорижского шоссе. Его строительство было завершено в 2008 году.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала