Тамара Бараненкова
Когда-то проблемы с полицией, неизменно возникающие у человека, который "портит" городское имущество неполиткорректными рисунками, заставили граффитчика Бэнкси скрывать имя, но и после того, как его "наскальная живопись" перекочевала в разряд дорогостоящих арт-объектов, ничего не изменилось. "Мне нравится думать, что у меня, живущего в западном демократическом обществе, хватает смелости анонимно призывать к тому, во что никто не верит – вроде мира, справедливости и свободы", - говорит он.
Но что прячется за его "публичной анонимностью" - провокация, игра или искреннее желание оставаться независимым в мире, где все покупается и продается, – такая же загадка, как и он сам. Надо ли говорить, что дебютный фильм Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", вышедший сегодня в российский прокат, ситуации не прояснил. А главным художественным методом фильма, ставшим одновременно его признанием в любви к баллончикам с краской, свободе и опасности и проверкой современного искусства на вшивость, и вовсе стало ощущение, что вас обводят вокруг пальца...
О фильме
Итак, Тьерри, чудаковатый владелец небольшого магазинчика одежды секонд-хэнд в центре Лос-Анджелеса, чьи бакенбарды делают его похожим на персонажа мультфильма, никогда не расстается с маленькой любительской камерой и снимает на нее все, что под руку попадется, начиная от собственных детей и заканчивая собственным унитазом. Однажды Тьерри отправляется в гости к своим французским родственникам, где узнает, что его кузен занимается стрит-артом, и идея этого течения неожиданно вдохновляет и увлекает его. Отныне Тьерри – не просто псих, который не может расстаться с камерой, а режиссер, снимающий фильм о героях уличного искусства. По крайней мере, именно эта версия озвучивается всем, кто попадает в объектив его камеры.
На разрисовывающих под покровом ночи стены, крыши и другие муниципальные поверхности людей Тьерри изводит километры пленки: кто-то складывает разноцветные мозаичные плитки с компьютерными героями и клеит их по всему городу, кто-то делает гигантские рисунки по трафарету, кто-то обводит кисточкой очертания ночных теней – моторчик работает, камера все пишет. Создатели, кстати, обещают, помимо прочего, эксклюзивные кадры с самим Бэнкси, Шепардом Фейри, Инвэйдером и другими всемирно известными граффитчиками за работой (хотя многим ли из нас что-то говорят эти имена и многих ли заманишь в кино такими обещаниями – андеграунд на то и андеграунд). Проходит время, и в этом по-своему свободном, поэтичном и романтическом мире Тьерри встречается с Бэнкси (фильме его голос изменен, а лицо затемнено), а потом и сам заделывается в деятели искусства.