Рейтинг@Mail.ru
Пина Бауш - "главная статья немецкого экспорта" и легенда хореографии - РИА Новости, 27.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Пина Бауш - "главная статья немецкого экспорта" и легенда хореографии

Читать ria.ru в
Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения Пины Бауш – легендарной танцовщицы и хореографа, создательницы жанра танцевального театра и знаменитой на весь мир труппы «Театра танца Пины Бауш», которой она руководила более 30 лет, а после смерти ставшей легендой современной хореографии.

Наталья Попова

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения Пины Бауш – легендарной танцовщицы и хореографа, создательницы жанра танцевального театра и знаменитой на весь мир труппы «Театра танца Пины Бауш», которой она руководила более 30 лет, а после смерти ставшей легендой современной хореографии.

Прилежная ученица

Пина Бауш, полное имя Филиппина, родилась 27 июля 1940 года в небольшом городке Золинген. Ее родители никак не были связаны с искусством, они управляли рестораном при гостинице, но сама Пина, говорят, танцевала с детства.
Какое-то время она училась и выступала в детском балете Золингена, а в 14 лет попала в высшую школу Фолькванг (Folkwang-Hochschule), где продолжила свое образование под руководством Курта Йосса.

Курт Йосс - культовая фигура в истории современной хореографии. Он был учеником Рудольфа Лабана – предтечи танца модерн, одного из создателей свободного танца. В 30-х годах, с приходом к власти национал-социалистов Йосс вместе со своим ансамблем покинул Германию и до 1949 года жил и работал в Англии.

О Курте Йоссе говорили, что он «освободил танцоров от оков балета». Взяв за основу учение Лабана о гармонии движения и пространства, Йосс создал собственную систему преподавания современного танца, добавив в нее классические элементы. Одной из лучших его учениц и последовательниц стала Пина Бауш.

В 1958 году Бауш уезжает в Нью-Йорк, учится в знаменитой музыкальной школе Джуллиард, танцует в Метрополитен-опера. Но по первому же зову своего учителя Пина бросает начавшую набирать обороты карьеру в Нью-Йорке и возвращается в Фолькванг.

Простота движений

Именно в Фолькванге Пина Бауш впервые попробовала себя в качестве хореографа. А в 1973 году она возглавила танцевальную труппу Вупертальского театра, на сцене которого к ней пришло настоящее признание и успех. Хотя театральные критики были благосклонны к Бауш, еще в 1969 году она получила первую премию на конкурсе хореографов в Кельне, публика не сразу приняла ее работы.

Первыми успешными ее постановками принято считать переработанные оперы Глюка «Ифигения в Тавриде» и «Орфей и Эвридика». Но настоящим прорывом, вехой в ее творчестве стала «Весна священная» на музыку Игоря Стравниского.

 

«В этом спектакле («Весна священная») она уже представила гибрид всех техник, которыми она сама владела», - рассказывает исследователь современного танца Роман Арндт, преподаватель той самой Фолькванг-Хохшуле, где когда-то училась Пина Бауш.
Но даже после успеха «Весны священной» и последующих работ – «Кафе «Мюллер», «Семь смертных грехов» и других – отношение публики к спектаклям Бауш не было однозначным.

«В своих спектаклях Пина Бауш говорит об очень личных, интимных вещах и зрителей поначалу шокировало то, что она как бы заставляла их чувствовать себя своего рода «вуайеристами», - считает Арндт. - В своих спектаклях она как бы задается вопросами «Что ты делаешь, когда тебя никто не видит? Что с тобой происходит в этот момент?» Сама она говорила: «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет».

К тому же своим творчеством Бауш шла наперекор сложившимся в обществе устоям. Ее чуть ли не обвиняли в радикализме, а в ее спектаклях искали политический подтекст.

 

По мнению Романа Арндта подобное отношение было связано с тем, что в то время уровень эмансипации был еще не так велик, женщина в обществе все равно не имела столько прав, сколько мужчина. Бауш же в своих работах ставила мужчину и женщину на равных, и даже «меняла их местами», как, например, в «Семи смертных грехах», одев мужчин в женские платья.

В России постановку Пины Бауш впервые увидели в 1989 году, тогда в перестроечную Москву она привезла свои «Гвоздики» (Nelken). Как ни странно, в Москве ее творчество приняли сразу же, тогда как в Нью-Йорке или Лондоне зрители могли просто выйти из зала, хлопнув дверью. Критики и театралы буквально боготворили Бауш и ее творчество.

Роман Арндт видит причину такой любви в сохранившиеся традиции русского театра и эксперимента в театре, о котором много говорят на Западе. «К тому же, - добавляет он. - Это очень красивая постановка. Когда зритель видит сцену, полностью покрытую гвоздиками, это с одной стороны очень простой эффект, но он производит большое впечатление. К тому же, готовясь к постановке в другой стране, артисты ее театра изучают язык этой страны и обращаются со сцены на языке зрителя и это очень подкупает».

Театр танца

В течение нескольких лет работы в театре «Вупперталь» Пина Бауш создала новую форму искусства, который сейчас уже не называют кроме как «театр танца Пины Бауш». В ее постановках актеры не только танцевали или двигались, говорили или пели, но и плакали или смеялись. Исследователи творчества Пины Бауш писали, что в Вуппертале закончилась революция в современном танце. Благодаря Бауш понятие «Театр танца» стало самостоятельной единицей, частью современного искусства, привлекающей к себе все большее количество хореографов из разных стран мира.

«О стиле Пины можно говорить только в рамках ее театра танца, и это в свою очередь превращается в рассказ о ее жизни, – продолжает Роман Арндт. – Любая ее постановка – это коллаж разных сцен, которые взаимосвязаны или нет. В ее спектаклях на сцене может находиться пятнадцать, двадцать или тридцать человек, и все они ведут разговор о своей жизни. Но этот разговор представлен почти всегда исключительно движением – потому что все, и чувства и мысли человека, можно выразить телом».

Созданную ей труппу часто называют уникальной. Пина Бауш находила своих танцоров по всему миру, или, может быть, они находили ее.

«И в спектакле «Весна священная» и в последующих своих постановках Пина Бауш  работала только со своими танцорами, - говорит Роман Арндт. – У них была очень близкая духовная связь, они жили вместе, работали вместе. И в процессе этого общения Пина начала задавать им вопросы о жизни. Из этих разговоров и дискуссий в последствие и возникали ее спектакли».

Несмотря на то, что ее личность и ее мнение как руководителя театра и хореографа всегда было главным, все, кто работал с ней, отмечали ее внимание к мнению других. Роман Арндт называет это «гуманистическим подходом»: «Самое важное в ее отношении к людям было то, что она позволяла себе и другим делать ошибки, и в тоже время была чувствительна к мнению других, не важно старше они или моложе, больше или меньше знают. Если мне 60, а тебе 20 это не значит, что мы не можем нормально говорить».

Наследие Пины Бауш

Пина Бауш руководила театром «Вупперталь» 36 лет. За это время она буквально вырастила несколько поколений танцоров. Роман Арндт называет своей любимой работой Бауш спектакль «Für die Kinder von gestern, heute und morgen» (его название можно перевести как «Детям из вчера, сегодня и завтра»). В этом спектакле отражены годы ее работы, здесь на одной сцене встречаются  молодое поколение танцоров и те, кто более 30 лет шел с ней рука об руку.

Чуть больше года прошло со дня смерти Пины Бауш. Пока ни один хореограф не занял ее место в «Театре танца Пины Бауш», но работы танцорам хватает. График труппы расписан до 2012 года – гастроли в Амстердаме, Барселоне, Нью-Йорке, Мадриде и Гонконге. Театр «Вуперталь» бережно хранит наследие «главной статьи немецкого экспорта», как назвала ее немецкая пресса.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала