В галерее "Дом Нащокина" открылась выставка работ одной из самых ярких русских художниц первой половины XX века - Зинаиды Серебряковой. В экспозиции – как ее знаменитые, так и неизвестные картины разных лет из ведущих и провинциальных музеев, многие из работ выставляются впервые. Выставка связана сразу с двумя событиями: 125-летием со дня рождения художницы и отмечающимся в России годом Франции - страны, где Серебрякова прожила четыре последних десятилетия своей жизни.
Красота, спокойствие, безмятежность – таковы главные настроения ее женских и детских портретов, пейзажей, натюрмортов, словно не затронутых ни предчувствиями надвигающихся перемен, ни ужасами революции, ни "изгнанием" в Париже.
"Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо, - отзывался об одной из ее первых и самых известных работ, автопортрете 1909-го года, художник Александр Бенуа, которому Серебрякова приходилась племянницей. - Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной". Речь шла о знаменитом автопортрете "За туалетом" - молодая темноволосая женщина с тонкими чертами лица и большими карими глазами глядится в зеркало - представленном начинающей художницей на коллективной выставке "Союза русских художников" в Петербурге в 1910 году. Там же, на выставке, выставлялись Валентин Серов, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, но работы Серебряковой не остались незамеченными – три из них, включая автопортрет, купила Третьяковская галерея, а сама художница стала стремительно приобретать известность.
"Русский период" Серебряковой, на протяжении которого она так много рисовала балетное закулисье, крестьянок, природу Нескучного сада, закончился в 1924-м году. Отправившись в Париж для работы над большим декоративным панно, она не смогла вернуться домой. Путь назад оказался закрыт. К счастью, Серебряковой удалось перевезти к себе двух младших детей.
Неудивительно, что в советское время художница выставлялась так мало. Ее первая выставка состоялась лишь во времена "хрущевской оттепели" - в 66-м году, а возможность общаться с близкими она получила лишь за несколько лет до этого. Следующая выставка – в Третьяковке – прошла в 80-х.
Что касается экспозиций в Доме Нащокина, то нынешняя – здесь уже третья по счету и самая масштабная. Своими картинами с Домом Нащокина "поделились" ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей, Музей-заповедник "Петергоф", Вологодская областная картинная галерея, Владимиро-суздальский музей, Калужский художественный музей, Орловский музей изобразительных искусств, Тульский художественный музей, а также украинские музеи – ведь Серебрякова родилась и жила на территории современной Украины, в имении Нескучное под Харьковом.
Среди представленных на выставке работ – автопортреты разных лет, женские и детские портреты (среди них - "Карточный домик", "Купальщица", "Автопортрет с дочерьми", этюды к "Белению холста"), натюрморты и пейзажи – всего около ста работ.
Выставка продлится до 30 января.