Тамара Бараненкова
Следом за серьезным историческим проектом "Елизавета Петровна и Москва" Третьяковская галерея открыла выставку "полегче". "Веселые картинки" - первый российский комикс" - это ностальгическая экспозиция, посвященная грядущему в следующем году 55-летию легендарного детского журнала и состоящая из лучших за всю его историю рисунков.
Название выставки, как бы намекающее на то, что и у нас были свои Бэтмены, а у советских детей свои радости, с одной стороны, необычно – ведь в те времена понятия "комикс" не существовало, а с другой - справедливо. Именно такой формат – рисованная история с вписанным в "пузыри" словами героев - утвердился в журнале сразу с момента его возникновения в начале хрущевской оттепели, в 56-м году. Кстати, тогда же появились и главные герои "Веселых картинок" во главе с Карандашом - смешным человечком в буржуазном берете и повязанном на шее бантом, созданном первым главным редактором журнала Иваном Семеновым.
В Советском Союзе комиксы не достигли таких высот, как в Европе или США, где свои истории в картинках были у всех возрастов и печатались (и печатаются поныне) целыми книгами, а остались детским развлечением, но это уже другая история. Зато с тем фактом, что без "Веселых картинок" и их стихов, ребусов и настольных игр (на которые тоже можно посмотреть на выставке) редкий человек родом из СССР может помыслить свое детство, вряд ли кто-то поспорит.
При этом выставка получилась не только развлекательная и ностальгическая, но и культурологическая и историческая, ведь каждое десятилетие и каждый сотрудничающий с журналом художник привносили в него свое видение и свою эстетику. В разное время с "Веселыми картинками" работали такие знаменитые иллюстраторы, карикатуристы и аниматоры, как Владимир Сутеев, Евгений Милутка, Константин Ротов, Рубен Варшамов, Алексей Лаптев, Олег Теслер, Сергей Тюнин, Олег Эстис и даже будущие художники-нонкомформисты – Илья Кабаков, Эдуард Гороховский и Виктор Пивоваров.
"Для многих художников, которые приобрели потом и мировую известность, работа в детских изданиях и журналах была с одной стороны просто формой заработка, а с другой – полем для эксперимента", - рассказали организаторы выставки. Ведь детские издания подвергались цензуре гораздо меньше, нежели журналы взрослые, но тоже отзывались на происходящее в стране, по-своему отражая дух эпохи. Поэтому после смерти Брежнева, персонажи "Веселых картинок" хоронили мячик, в 80-е ездили на БАМ, а в 90-е занимались коммерцией.
О других "развлечениях" героев журнала можно узнать в Третьяковской галерее на Крымском валу до 20 февраля. Кроме того, в одном из залов экспозиции открыта игровая комната, где будут походить конкурс рисунка, игры и театрализованные представления.