Рейтинг@Mail.ru
Пятницкий: новый налог на недвижимость введут в РФ не ранее 2013 года - РИА Новости, 12.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пятницкий: новый налог на недвижимость введут в РФ не ранее 2013 года

Читать ria.ru в
До конца 2010 года Минфин России собирается представить для обсуждения заинтересованным ведомствам поправки в Налоговый кодекс (НК) РФ, содержащие положения о налоге на недвижимость, который заменит налог на имущество физических лиц и земельный налог. Перспективы введения нового налога Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) комментирует старший юрист налоговой практики юридической фирмы Sameta Николай Пятницкий.

МОСКВА, 12 ноя - РИА Новости-РАПСИ. До конца 2010 года Минфин России собирается представить для обсуждения заинтересованным ведомствам поправки в Налоговый кодекс (НК) РФ, содержащие положения о налоге на недвижимость, который заменит налог на имущество физических лиц и земельный налог. Перспективы введения нового налога Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) комментирует старший юрист налоговой практики юридической фирмы Sameta Николай Пятницкий.

Для введения нового налога предполагается произвести оценку рыночной стоимости каждого объекта недвижимости на территории России. Бесспорно, социальная значимость законопроекта высока, и не исключено, что он станет предметом общественного обсуждения.

Анализируя зарубежный опыт, можно сделать вывод о том, что в странах, где действует налог на недвижимое имущество, а их порядка 130, он в подавляющем большинстве составляет основную статью доходов местных органов власти. При этом сумма налога на недвижимость в большинстве случаев рассчитывается, исходя из рыночной стоимости.

Законодательное несовершенство

Что касается российского аналога, то соответствующий налог на имущество физических лиц - единственный из действующих налогов, который установлен не нормами НК РФ, а законом "О налогах на имущество физических лиц", принятым еще в 1991 году. На данный момент его положения не просто устарели, а иногда противоречат Налоговому кодексу. Однако, существенный недостаток данного закона все-таки не только в этом.

Дело в том, что данный налог не устанавливает порядок определения инвентарной стоимости имущества, исходя из которой исчисляется его сумма. Этот вопрос регулирует подзаконный акт - приказ Минстроя РФ от 4 апреля 1992 года номер 87 "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" - дающий возможность органам региональной исполнительной власти устанавливать корректирующие коэффициенты. Практика их применения показала, что налог на имущество физических лиц мог увеличиваться в несколько раз из года в год без какого-либо ясного экономического обоснования.

Желание региональных властей поднять инвентарную стоимость до рыночной вполне понятно. Но, к сожалению, идет вразрез с основными принципами налогового законодательства. В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, акты законодательство о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядки он должен платить (пункт 6).

Кроме того, порядок налогообложения, предусмотренный законом, не позволяет властям экономически обоснованно выбрать объект налогообложения, поскольку размер налога зависит от оценки БТИ, основанной на устаревших данных. Так, сейчас квартира в послевоенном доме в центре столицы может оцениваться по данным БТИ дешевле, чем квартира в новом доме, но в Южном Бутово. Подобная практика, естественно, не отвечает экономическим реалиям времени.

Таким образом, налог на имущество физических лиц в том виде, в котором он существует в настоящее время, является анахронизмом, и не может реализовать принцип справедливого распределения налогового бремени.

Трехлетняя пауза

Вопрос о введении единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного обсуждается уже почти десять лет. О нем упоминалось в целом ряде бюджетных посланий президента РФ (см., например, Бюджетные послания Федеральному Собранию 2006, 2007 и 2008 годов). Но даже несмотря на это, сроки его введения постоянно сдвигаются чиновниками.

Так, в данный момент введение налога планируется не ранее 2013 года. Это связано как с нерасторопностью бюрократической машины, так и с тем, что грядущие изменения носят структурный характер. Создается единая система кадастрового учета недвижимости и регистрации прав, куда войдут данные о рыночной стоимости недвижимого имущества, исходя из которых будет исчисляться налог.

Новая система призвана заменить три действующие с идентичными функциями - систему технического учета зданий и сооружений, систему кадастрового учета земельных участков и систему регистрации прав на недвижимое имущество.

Планируется, что с 1 января 2013 года единая система государственного кадастрового учета недвижимости будет официальным источником сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства. На основе этих сведений, предоставленных Росреестром, ФНС будет исчислять налог на недвижимость физических лиц. Между этими службами уже подписано соответствующее соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене.

Как считать?

Встает законный вопрос, каков же будет порядок определения рыночной стоимости объектов недвижимости? Власти, если верить СМИ, предлагают следующий план действий:

Этап I. Минэкономразвития России утверждает федеральный стандарт оценки (ФСО) определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Этап II. По словам представителя Минэкономразвития, после принятия нового стандарта Росреестр сможет отобрать организации, которые за счет федеральных средств до конца 2012 года должны будут оценить объекты капитального строительства на территории всей страны. На портале www.zakupki.gov.ru уже размещались сведения об одном из таких заказов на государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов в субъектах РФ. Его стоимость достигала более полумиллиарда рублей. Таким образом, можно только предполагать, во сколько встанет бюджету данная реформа.

Этап III. Собственник сможет оспорить результаты государственной оценки недвижимости в специальных территориальных комиссиях, предоставив независимую оценку. Это допускают принятые летом поправки в закон "Об оценочной деятельности". Не думаю, что такие споры будут единичными.

Разведка боем

На данный момент законопроект о налоге на недвижимость физических лиц еще не опубликован. Однако уже сейчас, в самом начале реформы, виден целый ряд технических, правовых, организационных проблем. В профессиональном сообществе ведутся дискуссии о порядке и методике оценки недвижимого имущества. При этом Федеральная налоговая служба готова взять на себя контроль над оценкой недвижимости.

Насколько жизнеспособен федеральный стандарт оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости - покажет время и результаты оспаривания собственниками произведенных оценок.

Однако, несмотря на весь скепсис, высказанный экспертами по поводу нового налога, хочу напомнить, что одной из главных его задач является справедливое распределение налогового бремени среди населения нашей страны, которое на данный момент таковым не является.

Как будет решена эта непростая задача, покажет готовящийся Минфином законопроект о внесении изменений в НК РФ в части введения новой главы о налоге на недвижимость физических лиц.

Возможно, мы сможем ознакомиться с ним еще до конца 2010 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала