Рейтинг@Mail.ru
Россия должна увеличить расходы на модернизацию дорог до 2% ВВП - ВБ - РИА Новости, 30.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия должна увеличить расходы на модернизацию дорог до 2% ВВП - ВБ

Читать ria.ru в
Всемирный банк (ВБ) считает, что России необходимо увеличить расходы на модернизацию изношенной дорожной инфраструктуры до 2% ВВП, а также повысить эффективность госрасходов в сфере дорожного строительства.

МОСКВА, 30 мар - РИА Новости. Всемирный банк (ВБ) считает, что России необходимо увеличить расходы на модернизацию изношенной дорожной инфраструктуры до 2% ВВП, а также повысить эффективность госрасходов в сфере дорожного строительства.

"Суммарный дефицит финансирования превысит 2% ВВП", - говорится в докладе банка об экономике России. Эксперты поясняют, что эти средства необходимо направить для ликвидации разрыва между фактическим состоянием дорог и нормативными требованиями, а также на расширение базовой дорожной сети.

При этом кроме значительных бюджетных ресурсов, необходимо и "укрепление институциональных основ в сфере дорожного хозяйства", отмечают эксперты ВБ.

ВБ про российские дороги

ВБ отмечает, что "российская транспортная инфраструктура в целом находится в плохом состоянии, которое еще более ухудшается из-за недостаточного объема капиталовложений в содержание и ремонт". При этом дорожная инфраструктура, по имеющимся оценкам, изношена в наибольшей степени.

Из 50 тысяч километров федеральных автомобильных дорог нормативным требованиям соответствуют менее одной трети дорог, состояние которых можно считать хорошим или удовлетворительным. Остальные дороги находятся в плохом состоянии. Более 50% федеральной дорожной сети не удовлетворяет нормативным требованиям по ровности и прочности дорожного покрытия.

Эксперты банка отмечают, что на ситуацию с российскими дорогами оказали влияние отсутствие надлежащего планирования и управления ремонтом автодорог, высокая интенсивность движения на некоторых маршрутах вследствие структурных недостатков дорожной сети, эксплуатация дорог с превышением расчетной нагрузки на ось. "Чрезмерная нагрузка - один из главных факторов сокращения срока службы дорожного покрытия. Разрушение дорожного покрытия под воздействием нагрузки пропорционально нагрузке на ось, возведенной в четвертую степень. Следовательно, более тяжелые транспортные средства вызывают ускоренное разрушение дорожного покрытия", - поясняет ВБ ситуацию с российскими дорогами.

Закатать деньги в асфальт

Федеральным бюджетом предусмотрено значительное увеличение финансирования дорожного хозяйства в 2011-2013 годах, однако это увеличение будет все же ниже уровня, необходимого для обеспечения надлежащего содержания и ремонта существующей дорожной сети.

"Проведенные расчеты свидетельствуют о существенном разрыве между потребностями и фактическим финансированием содержания и ремонта федеральных и региональных дорог, составляющем около 1,1% ВВП, причем наибольший дефицит финансирования характерен для региональной дорожной сети", - отмечают в ВБ.

По их расчетам, для ликвидации разрыва между фактическим состоянием дорог и нормативными требованиями, а также с учетом расходов на расширение дорожной сети, суммарный дефицит финансирования превысит 2% ВВП. При этом из-за ограниченного уровня возмещения затрат в транспортном секторе основная часть капитальных расходов финансируется непосредственно за счет трансфертов из госбюджета. "Тогда как расходы на предоставление услуг в железнодорожной отрасли, морских портах и аэропортах преимущественно финансируются за счет сборов с пользователей, дорожное хозяйство почти исключительно зависит от государственного финансирования", - подчеркивает ВБ.

Согласно оценке банка, доля государственных расходов на дорожное хозяйство сократилась с 2,8% ВВП в 2000 году до всего лишь 1,5% ВВП в 2009 году.

Откуда деньги?

ВБ предлагает рассмотреть ряд дополнительных источников финансирования дорожного строительства. При этом финансовая нагрузка должна перераспределяться на пользователей дорог. Так, ВБ подчеркивает, что налоги на горюче-смазочные материалы (ГСМ), которые во всем мире являются главным инструментом ценовой политики в транспортном секторе, в России сохраняются на относительно низком уровне. "Это открывает большие возможности для их повышения, что приведет, в том числе, к увеличению доходов и окажет прогрессивное влияние на распределение доходов населения", - говорит ВБ.

Также могут быть увеличены сборы за выдачу номерных знаков и регистрацию транспортных средств, а также сборы за пользование платными дорогами. Кроме того, улучшить финансирование отрасли могут выпуски инфраструктурных облигаций, привлечение ресурсов международных финансовых организаций и выдача кредитных гарантий участникам отрасли.

Дорожная перестройка

"Однако для повышения результативности и улучшения конечных показателей работы дорожного хозяйства нужно не только увеличивать финансирование, но и принимать меры для обеспечения эффективного использования средств", - подчеркивают представители ВБ.

Так, по их данным, официальный уровень затрат на работы по текущему и капитальному ремонту автодорог в пересчете на один километр в России колеблется от 27 тысяч до 55 тысяч долларов в зависимости от технической категории дороги. В Финляндии, например, где климатические условия сходны с российскими, стоимость аналогичных работ в пересчете на один километр дороги составила в 2007 году 9,44 тысячи долларов. "(Российские - ред.) расценки представляются чрезвычайно высокими. Факторами, обуславливающими высокий уровень расходов на содержание дорог, по всей вероятности, являются недостаточная конкуренция в дорожной индустрии, а также утечка средств и коррупция", - заключают эксперты ВБ.

Для повышения эффективности бюджетных расходов в сфере дорожного строительства ВБ предлагает ряд реформ. Так, Россия могла бы использовать поступления от налога на ГСМ и сборов за выдачу номерных знаков и регистрацию транспортных средств для реализации полностью финансируемой программы содержания автомобильных дорог.

Кроме того, следует провести классификацию дорог с целью оценки финансовых возможностей органов госвласти, а также желания пользователей платить за эксплуатацию действующих и планируемых дорог.

"Налицо насущная необходимость пересмотреть действующие правила закупок, в соответствии с которыми заказы на проведение строительных работ размещаются через обратные аукционы, что является уникальной практикой, существующей только в Российской Федерации", - утверждают в ВБ.

Обязательным условием является повышение конкуренции при размещении заказов на дорожные работы. А существенная экономия средств может быть реализована за счет внедрения практики заключения контрактов на выполнение работ по содержанию дорог с учетом конечных результатов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала