Рейтинг@Mail.ru
Горбунова: школьной реформы в РФ не будет без повышения квалификации - РИА Новости, 18.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Горбунова: школьной реформы в РФ не будет без повышения квалификации

© Фото предоставлено ГУ-ВШЭРектор Института развития образования Омской области Татьяна Горбунова
Ректор Института развития образования Омской области Татьяна Горбунова
Читать ria.ru в
О работе современных институтов повышения квалификации и проблемах развития учительского потенциала, поставленных в президентской образовательной инициативе "Наша новая школа", РИА Новости рассказала ректор Института развития образования Омской области Татьяна Горбунова.

О работе современных институтов повышения квалификации и проблемах развития учительского потенциала, поставленных в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», РИА Новости рассказала ректор Института развития образования Омской области Татьяна Горбунова.

- Татьяна Станиславовна, есть мнение, что институты повышения квалификации учителей устарели, что их вообще нужно закрыть и передать их функции классическим университетам. Есть ли у вас контраргументы?

- Стереотип, согласно которому институты повышения квалификации работают плохо, а классические университеты – хорошо, характерен для отдельных представителей высшей школы, которые никогда не изучали состояние дел в системе общего образования.

Во-первых, работа институтов повышения квалификации – это не чтение лекций об абстрактных и мало кому нужных теориях или методиках, это практико-ориентированное образование, цель которого – помогать учителю внедрять инновации.

Вот характерный пример: в школу поступил новый учебно-методический комплект – учебник с различными сопроводительными материалами (CD, контурные карты, задачник). Чтобы учитель успешно его применял, недостаточно пролистать материалы и идти на урок. Наши методисты должны ему объяснить, в чем особенности учебника, каковы рекомендации авторов и издательства, как по нему работали другие учителя.

Во-вторых, институты повышения квалификации – это инструмент реализации образовательной политики. Именно через систему таких институтов до директоров и учителей доводятся идеи реформирования школы, одобренные Минобрнауки РФ. По всей России институты повышения квалификации сегодня реализуют проект «Современный образовательный менеджмент»: наши преподаватели объясняют директорам школ, зачем проводится реструктуризация школьной сети, что такое нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда, зачем нужны управляющие советы. Директора – сложная аудитория, у каждого уникальный опыт работы, за ними стоят большие коллективы. И задача нашего сотрудника – не прочитать им лекции по написанным в прошлом веке учебникам, а сделать их союзниками власти в реализации государственной образовательной политики.

- Почему эти функции не могут выполнить классические или педагогические университеты?

- Прежде всего потому, что у них нет системы, позволяющей поддерживать с работниками школ постоянную связь. А такие институты, как наш, за долгие годы сформировали в своих регионах вертикаль «учитель – школа – муниципальная методическая служба – институт». Это позволяет нам определять эффективность работы каждого учителя и помогать ему развиваться постоянно, а не только во время обучения на курсах. Мы стремимся выявить заранее потребности педагогов, которые придут повышать квалификацию, и строить, исходя из этого, учебный план.

При этом системе дополнительного образования не обойтись без сотрудничества с университетами – и классическими, и педагогическими. Профессора педвузов могут научить опытных учителей тому, что вообще не изучалось в те годы, когда они были студентами. Сегодня школы развивают инклюзивное образование – принимают в классы детей-инвалидов, поэтому каждый учитель должен иметь подготовку в области дефектологии. В этом случае мы прибегаем к помощи специалистов педагогического вуза.

- Президентская инициатива призывает приглашать в школу людей с непедагогическим образованием. Как вы к этому относитесь?

- Не стоит относиться к этому как в панацее: мол, придут люди с другим образованием, и все изменится. Знать хорошо предмет и понятно объяснять его ребенку – не одно и то же.

Дело в том, что учителя с непедагогическим образованием знакомы со школой только на основании собственного ученического опыта. Этот опыт, как правило, негативен, и вместе с такими учителями в школу приходят старые педагогические стереотипы. Как мы учились в прежние годы? Учительница объясняет материал на основе учебника, дает задания, проверяет их, ставит отметки. А ведь школа стала другой: учитель перестал играть роль гуру, а учебник уже не является единственным источником информации. Если человек не умеет использовать современные психолого-педагогические подходы, он обречен на неудачу.

Но, как показывает практика, педагоги-непрофессионалы хорошо подготовлены предметно и обладают высоким уровнем общей культуры. Самое ценное, что они могут передать ученикам, - это информация о практическом опыте применения полученных в школе знаний. Именно таким учителям чаще всего удается привить детям любовь к предмету и помочь им выбрать профессию. Если биологию детям преподает профессиональный медик, велики шансы, что кто-то из них захочет стать врачом. В одном из районов Омской области географию ведет гидролог, окончивший аграрный университет, и у многих детей в школе это любимый предмет.

Решив сменить профессию, одни люди приходят в школу осмысленно, другие – вынужденно, но тогда шансов на успех мало. А если человек видит в учительской работе призвание, он быстро приспосабливается к школьной жизни, в том числе при помощи системы повышения квалификации. На мой взгляд, таким учителям не стоит учиться по 500-часовым программам переподготовки. Гораздо лучше, если они обращаются в институты повышения квалификации по мере возникновения затруднений, и для них специально организуются короткие курсы.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала