Рейтинг@Mail.ru
Школа должна развивать способности, а не принуждать к учебе - Лебедев - РИА Новости, 22.01.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Школа должна развивать способности, а не принуждать к учебе - Лебедев

Читать ria.ru в
О том, что нужно поменять в школьной системе, и почему детям неинтересно сегодня учиться, в интервью РИА Новости рассказывает доктор педагогических наук, профессор, президент Общественного института развития школы, заведующий кафедрой Московской высшей школы социальных и экономических наук Олег Лебедев.

Проект «Наша новая школа» требует от образовательных учреждений нового качественного подхода к обучению и его результатам. О том, что нужно для этого поменять в школьной системе, и почему детям неинтересно сегодня учиться, в интервью РИА Новости рассказывает доктор педагогических наук, профессор, президент Общественного института развития школы, заведующий кафедрой Московской высшей школы социальных и экономических наук Олег Лебедев.

- Олег Ермолаевич, в проекте «Наша новая школа» обозначены пять ее составляющих. Насколько они актуальны? И какой, на ваш взгляд, должна быть наша новая школа?

- Она должна отличаться новым содержанием образования, иной квалификацией педагогических кадров, вниманием к одаренным детям, заботой о здоровье детей, иной учебно-материальной базой, как заявлено и проекте. Это очевидно и понятно, но, на мой взгляд, не раскрывает сущности изменений, которые важно осуществить в системе школьного образования.

Главное отличие новой школы от той, какая у нас сейчас, должно заключаться в ином характере отношений между участниками образовательного процесса.

Мы наблюдаем сейчас опасную тенденцию: отчуждение детей от школы. Все большему их числу в школе неинтересно. По исследованиям, ведущимся в Санкт-Петербурге с 1993 года, в 90-е годы доля их составляла 5% –9%, в 2005 и 2007 годах уже 12% и 21%. Результаты 2009 года будут опубликованы в ближайшее время, но вряд ли ситуация изменилась к лучшему.

Школа утратила позиции монополиста общеобразовательных знаний. Появились новые образовательные институты, новая информационная среда. Многие сведения, которые традиционно давала школа, сейчас можно получить вне ее и более комфортными способами.

Чтобы выйти на новое качество образования, школа должна учесть появление информационной среды и отказаться от принуждения к обучению.

- Но ведь у нас обязательное для всех общее образование…

- Да, и вся советская система образования строилась на идеологии долга. Ребенок обязан учиться в школе - это его долг перед Родиной. Учитель обязан выполнять свой профессиональный долг в любых условиях, даже если школа не обеспечена ресурсами. В результате – смысл приобретаемых знаний ученику может быть далеко не всегда ясен.

Известный педагог Михаил Щетинин проводил однажды опрос в 4 – 10 классах: какие чувства дети испытывают, когда звенит звонок на урок. «Мне радостно» – ответили четверо четвероклассников, более 250 детей сказали: «Мне тревожно». То есть школа выступает, прежде всего, источником неприятностей. Запускается механизм принудительности: учение мне не в радость, а учусь, потому что должен.

- Чем же в таком случае должно быть наполнено образование?

- В Советской педагогической энциклопедии 60-х годов образованием именовался процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Но при таком подходе школа, образно говоря, начинает превращаться в склад стройматериалов. Однако задача не в том, чтобы накопить их, а научить детей строить из них дом.

Сейчас формируется иной взгляд на образование. Под образованием, скорее, понимается процесс развития способностей к самостоятельному решению проблем на основе освоенного опыта.

Есть и методические пути изменений характера образования - то, что называют компетентностным подходом. Чтобы реализовать его, требуются изменения во многих аспектах образовательной системы.

Надо сокращать объем материала, который должен быть непременно изучен, а больше времени отводить на осмысление, упражнения, обсуждения. Должна меняться система оценивания: сейчас она строится на подсчете недостатков, а не на выявлении достоинств в ответе. За всем этим должна стоять иная квалификация учителя и иная оценка его работы.

Это глубокая реформа школьного образования, которую нельзя осуществить одномоментно, она требует поэтапного освоения.

- Когда можно ожидать ее результатов?

- Ее рубежом в соответствии с современной моделью образования станет 2020 год: стратегические планы развития школы рассчитаны до того времени.

В этом году в первый класс пришли дети, которые закончат школу в 2020 году, и если мы хотим добиться изменений, что-то должно меняться для этих детей каждый год.

Должна формироваться ориентация не столько на послушание и исполнительность, сколько на инициативу, самостоятельность, творчество и умение решать те задачи, с которыми встречаются люди в жизни – от самых утилитарных проблем до мировоззренческих.

Школа, которая формировалась как школа долга, должна становиться школой права на образование, права, за реализацию которого в значительной мере отвечает и ученик. Это школа, в которой расширены его возможности – в выборе образовательных программ, собственной образовательной траектории, но вместе с тем и повышена ответственность за этот выбор.

Образование должно приобретать иной смысл: я учусь не потому, что обязан, а потому, что без этого не могу.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала