Рейтинг@Mail.ru
Болотов: профтехучилища в РФ не дают ни профессии, ни знаний - РИА Новости, 01.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Болотов: профтехучилища в РФ не дают ни профессии, ни знаний

© Фото : ГУ-ВШЭВице-президент Российской академии образования Виктор Болотов
Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов
Читать ria.ru в
Комиссия по развитию образования Общественной палаты России продолжает вести общественные слушания проекта нового федерального закона «Об образовании». Что будет с ПТУ, и где будут получать образование те, кто в них учился? О дальнейшей судьбе училищ рассуждает вице-президент РАО Виктор Болотов.

Комиссия по развитию образования Общественной палаты России продолжает вести общественные слушания проекта нового федерального закона «Об образовании». Тревогу общественности вызвало предлагаемое законопроектом упразднение начального профессионального образования (НПО). Возникают вопросы: что будет с ПТУ, и где будут получать образование те, кто в них учился? О дальнейшей судьбе училищ в интервью РИА Новости рассуждает вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, почему разработчики законопроекта сочли, что российское образование не нуждается в ПТУ?

- Учреждения начального профессионального образования должны выполнять две функции — давать школьные знания и рабочую профессию. Сейчас их выпускники, во-первых, в большинстве своем не работают по специальности, так как не имеют нужных навыков. Так, современный сварщик должен выполнять гораздо более сложные сварочные работы, чем те, каким может научить его нынешнее ПТУ, а строитель должен иметь представление о новых строительных материалах и владеть современными инструментами, чему в строительных училищах тоже не учат.

Во-вторых, все учащиеся должны получить сейчас полное среднее образование. Но во всех регионах, где студенты ПТУ сдавали ЕГЭ, наблюдается одна и та же картина: результаты ЕГЭ у студентов ПТУ существенно ниже, чем у школьников. Получается, что давать нормальное школьное образование учреждения НПО тоже не могут. То есть ни ту, ни другую из своих главных функций они не выполняют.

- Если в соответствии с проектом нового закона НПО будет упразднено, придет ли ему что-то на смену?

- «Задает тон» здесь Москва: в столице уже давно объединили учреждения начального и среднего профессионального образования — ПТУ и техникумы, создав вместо них колледжи. То же предполагается сделать со всеми учреждениями НПО. Высказываются, правда, справедливые опасения, что изменения произойдут лишь на бумаге. Вывеска сменится, прежняя суть останется. И вероятность именно такого развития событий весьма велика.

Главные проблемы российского НПО — отсутствие материально-технического обеспечения и квалифицированных преподавательских кадров. Учитывая, что большинство учреждений НПО финансируется из региональных бюджетов, среди которых много дотационных, справиться с проблемами одними своими силами учреждения не смогут.

- Каковы, на ваш взгляд, способы разрешения ситуации?

- Только сотрудничество с работодателями и сетевая организация процесса обучения, когда в подготовке специалистов будут принимать участие и предприятия, и службы занятости, и собственно учебные заведения. Работодатели к такому сотрудничеству уже готовы — они понимают, что без их участия хорошего специалиста им никто не подготовит. Большинство градообразующих предприятий активно работает с ПТУ и техникумами. Есть, разумеется, примеры высококлассных ПТУ, созданных при участии таких компаний, как «Норникель». Типичными их, конечно, не назовешь, однако остальные потихоньку начинают работать в том же направлении…

Если удастся реализовать сетевую модель взаимодействия образовательных учреждений и предприятий, подготовка рабочих выйдет на новый уровень. Работодатели смогут донести свои потребности до колледжей. Выпускник по окончании учебного заведения сможет сразу стать полноценным работником, а не доучиваться на рабочем месте.

- А какая судьба ждет сельские ПТУ? Там зачастую и работодателей-то нет...

- Судьба сельских ПТУ — отдельный трудный вопрос. Есть вероятность, что сельские ПТУ не смогут стать филиалами техникумов: не хватит ресурсов. Тогда самая незащищенная часть молодежи — ребята из неблагополучных сельских семей – не смогут получить достойное образование. Здесь регионы должны четко осознавать возможности своего сельского хозяйства. Если сельское хозяйство не развито, урожай не собирается, а из села все уезжают, значит нужно организовать для сельских ребят обучение, которое позволит им найти работу в других селах и городах. Но есть и очень успешные в смысле развития сельского хозяйства регионы – к примеру, Белгородская, Воронежская области, где ПТУ сотрудничают с работодателями.

Еще одно важное решение, которое, как мне представляется, нужно принять для развития нашего среднего профессионального образования — это введение двух уровней ЕГЭ, рассчитанных на собирающихся поступать в вузы – и в колледжи или техникумы. Это поможет сделать школьную программу более дифференцированной. ЕГЭ для тех, кто собирается пойти в вузы, в целом может быть и сложнее, чем сейчас. А для тех, кто хочет идти в учреждения среднего профессионального образования — проще.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости



 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала