В ходе подготовки к переходу на стандарты третьего поколения вузам приходится решать ряд проблем, вплоть до открытия новых образовательных направлений. Так, создано новое направление подготовки "Управление персоналом". Набор на него пройдет уже в этом году. О том, как будет проходить подготовка будущих HR-специалистов, в интервью РИА Новости рассказывает заведующий кафедрой управления персоналом Государственного университета управления (ГУУ) Ардальон Кибанов.
- Ардальон Яковлевич, прежде всего - почему потребовалось открытие нового образовательного направления "Управление персоналом"? Почему недостаточно такого профиля в рамках направления подготовки "Менеджмент"?
- Объем профильных дисциплин в рамках направления невелик и не позволяет дать необходимые знания. Надо учитывать и то, что вопросы управления персоналом лежат на стыке различных направлений - прежде всего, экономики, управления, социологии, психологии. Поэтому подготовка в рамках одного направления была бы неполноценной.
- А как удалось убедить Минобранауки выделить отдельное направление? Другие специальности, например, маркетинг в новом стандарте преобразованы в профили.
- Совместно с Российской академией государственной службы мы разработали проекты стандартов по направлению "Управление персоналом" (для бакалавров и магистров). В Минобрнауки их сначала принимать отказались, пояснив, что уже есть соответствующий профиль в рамках направления "Менеджмент" (Управление человеческими ресурсами). Но профиль нас не устраивал, и мы стали обращаться в правительство, Госдуму, Совет федерации, администрацию президента, где, в конце концов, нас услышали, из администрации президента было направлено письмо министру Андрею Фурсенко с обоснованием необходимости выделения направления "Управление персоналом". Фурсенко поставил этот вопрос на заседании Совета по стандартам (ФГОС), где нас и поддержали.
- Насколько вузы готовы к переходу на новый стандарт? Набор в бакалавриат будет проходить уже в этом году…
- На мой взгляд, готовность вузов высокая. Как только было принято решение об открытии направления "Управление персоналом", мы стали разрабатывать примерную основную образовательную программу, и в ноябре 2010 года она уже была утверждена. Сейчас в вузах есть все необходимые документы: программы дисциплин, методические указания и прочее.
По нашему направлению идет обучение приблизительно в 150 вузах - мы со всеми довольно плотно общаемся.
Я убежден: переход на новые стандарты пройдет успешно, и по качеству подготовки это будет шаг вперед. Благодаря тому, что создано отдельное направление подготовки, мы не только сохранили прежние дисциплины, но и добавили новые, вариативные, и у нас будут даже свои профили ("Управление персоналом организации", "Управление персоналом государственной и муниципальной службы", "Экономика труда", "Управление занятостью", "Рекрутмент" и другие).
- Новый стандарт разработан в идеологии компетентностного подхода. Не вызовет ли это сложности? Допустим, как можно оценивать компетенции в привычных рамках экзамена?
- Думаю, это не станет проблемой. Ведь чтобы поставить оценку, необязательно принимать экзамен по билетам: контроль знаний можно проводить в течение семестра, используя самые различные формы контроля знаний.
В компетентностном подходе, по моему мнению, заключено основное преимущество новых стандартов. Теперь мы, не распыляясь, сосредотачиваемся на формировании компетенций – мы знаем, чему мы учим. У нас разработана система компетенций. К примеру, у бакалавров управления персоналом - 78 профессиональных компетенций, и мы формировали их с учетом мнения работодателей. Так, именно работодатели попросили добавить в стандарт больше экономических дисциплин, и мы добавили экономическую теорию, экономику предприятия.
- Станут ли вузы активнее внедрять новые формы работы со студентами в связи с принятием новых стандартов?
- Стандарты действительно стимулируют к этому. Но тут слово за преподавателями – многое зависит от того, как организован учебный процесс в целом в вузе, на кафедрах. Преподавателю, конечно, проще из года в год читать один и тот же курс лекций - несмотря на то, что безлекционные формы обучения бывают значительно эффективнее. Мы убедились в этом, когда отказались от традиционных лекций по курсу "Конфликтология". Мы сняли учебный художественный фильм и показываем его студентам. После просмотра идет обсуждение темы, подготовиться к которому надо самостоятельно, по учебнику. В результате - времени для погружения в проблему требуется меньше, а знания усваиваются крепче.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости