Рейтинг@Mail.ru
Школы пока не готовы к преподаванию основ религий. Мнение - РИА Новости, 16.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Школы пока не готовы к преподаванию основ религий. Мнение

Читать ria.ru в
Красноярский край - один из 19 субъектов Федерации, где в апреле 2010 года в школах стартует эксперимент по изучению основ религиозных культур и светской этики. О том, какие сложности возникают при подготовке к эксперименту в регионе, рассказала депутат Законодательного собрания Красноярского края, член комиссии по науке и образованию Валентина Бибикова.

Красноярский край - один из 19 субъектов Федерации, где в апреле 2010 года в школах стартует эксперимент по изучению основ религиозных культур и светской этики. О том, какие сложности возникают при подготовке к эксперименту в регионе, в интервью РИА Новости рассказала депутат Законодательного собрания Красноярского края, член комиссии по науке и образованию Валентина Бибикова.

- Валентина Васильевна, готов ли Красноярский край к проведению эксперимента?

- Край не готов к эксперименту в полном объеме ни идеологически, ни организационно. Цель введения новых предметов определена после серьёзного обсуждения в комитете по образованию и науке. Возникает вопрос: если это федеральная инициатива, если содержание нового предмета должно вписываться в единое образовательное пространство, почему предлагается заниматься разработкой мировоззренческих аспектов на региональном уровне?

Подготовка к эксперименту проходит стихийно, единой государственной концепции нет. В крае нет ни учебных программ, ни учебников, ни методической литературы. Наш губернатор Александр Хлопонин присутствовал на совещании в Москве, где принималось решение о преподавании новых курсов, и это, по-моему, единственное основание для включения в эксперимент Красноярского края.

- Можно ли спрогнозировать, как разделятся предпочтения школьников в изучении новых предметов?

- Пока неясно, как распределятся предпочтения всех 25 тысяч четвероклассников и их родителей при выборе курсов, а значит – у нас нет точного запроса на переподготовку учителей. Времени на переподготовку тоже нет: по нашим подсчетам, понадобится около 1200 педагогов, но в ближайшие три-четыре месяца региональный институт повышения квалификации вряд ли сможет переобучить всех. Фактически нужно подготовить квалифицированных специалистов по шести предметам, которых никогда раньше в школах края не было.

На последней сессии принято решение о внесении изменений в краевой закон о национально-региональном компоненте, о выделении часов на преподавание новых предметов за счёт регионального компонента. Однако для того чтобы федеральный компонент преподавался за счёт регионального, требуется заключение соответствующего соглашения между Минобрнауки и краем. В противном случае, эта поправка может быть опротестована прокуратурой края.

- В Красноярском крае живут представители разных конфессий, есть районы компактного проживания православных и мусульман. Какие трудности, на ваш взгляд, могут возникнуть при организации преподавания новых предметов?

- Религиозная культура – сфера весьма специфическая, и здесь легко перейти грань между собственно культурой и религиозными убеждениями человека. Если недостаточно подготовленный педагог, недооценив важность той или иной детали религиозного учения, расскажет ребенку о чем-то, что затрагивает религиозные убеждения его семьи, тот перескажет это родителям, а они возмутятся и пойдут за разъяснениями в школу, кто будет исправлять последствия? На мой взгляд, именно возможность выбора курсов, предполагающая деление на православных, мусульман, атеистов и так далее, создаст регионам главную трудность в проведении эксперимента. Нужно ли было создавать регионам такие сложности? Ведь даже у представителей религиозных конфессий есть сомнения в целесообразности идеи деления ребят на группы.

Муфтий Красноярского края обратился к нам с предложением рассмотреть возможность преподавания основ религиозных культур без разделения детей по конфессиональному признаку. Нации и народности в России традиционно дополняли друг друга, и интегрированный курс основ религиозных культур, по его мнению, стал бы фактором бережного взращивания взаимопонимания между детьми разных национальностей, разных конфессий.

- Вы много лет работали учителем, знаете детскую психологию, возможности детского восприятия. Как вы оцениваете предполагаемый результат изучения новых предметов?

- На федеральном уровне декларируется, что эти предметы вводятся в школьную программу, прежде всего, ради духовно-нравственного воспитания детей. Но необходимо понимать: нравственность формируется с момента рождения, и основная среда ее формирования – семья. Каждый человек воспроизводит модели поведения и общения, которые он в детстве усвоил от старших, получил в процессе родительского воспитания. За две четверти, отведенные на преподавание основ религиозных культур или светской этики, учителям вряд ли удастся изменить что-либо радикально.

Неудачно выбрано и время введения новых курсов. Это весна, дети не настроены на учебу. Не случайно все школьные курсы обычно выстроены так, что на конец года остается лишь повторение пройденного, но никак не изучение нового.

Да и возраст имеет большое значение: предметы мировоззренческого характера сложны для понимания в младшей школе. Основы религиозных культур более доступны будут ребятам в старших классах, когда они могут соотнести нравственные постулаты с собственными знаниями и личным опытом.

Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала