Рейтинг@Mail.ru
Достопримечательности города Москвы. Справка - РИА Новости, 28.01.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Достопримечательности города Москвы. Справка

© РИА Новости / Антон ДенисовМосковский Кремль. Большой Кремлевский Дворец. Благовещенский собор
Московский Кремль. Большой Кремлевский Дворец. Благовещенский собор
Читать ria.ru в
Московский Кремль - древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации.

Московский Кремль

Московский Кремль - древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации.

Кремль расположен на высоком левом берегу Москвы реки - Боровицком холме, при впадении в нее реки Неглинной.

Первую деревянную крепость кремль (от греческого "кремнос" - "крутой берег реки", "скала") выстроили в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого. Выбор места был не случаен: Кремль на холме при впадении реки Неглинной в реку Москва должен был защищать устья двух судоходных рек - Яузы и Всходни.

Самый древний Кремль занимал территорию около 3‑4 га. Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы. В 1237 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен, а позднее восстановлен. С 1264 года Кремль являлся резиденцией князей Москвы. При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белокаменные (1366‑1368). В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.

Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивался с участием итальянских зодчих и в значительной мере обрел свой современный вид. Центром его стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475‑1479), Благовещенским собором (1484‑1489), Грановитой палатой (1487‑1491), Архангельским собором (1505‑1508) - усыпальницей русских князей и царей, и колокольней Ивана Великого.

Существующие ныне стены и башни Кремля были построены в 1485‑1495 годах. Общая протяженность стен Кремля - 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина - от 3,5 до 6,5 м. Вдоль стен расположено 20 башен. Три башни (Водовзводная, Беклемишевская и Угловая Арсенальная) имеют круглое сечение, остальные - квадратное.

В XVII-XIX веках в Кремле велось активное строительство светских зданий.

В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов. Однако уже в 1813 году большинство храмов было приведено в порядок.

1830-е годы ознаменовались новым большим строительством. В 1839-1849 годах по проекту архитектора Константина Тона на месте древних царских хором был построен Большой Кремлевский дворец. В 1844‑1851 годах также по проекту Тона на месте церкви Рождества Иоанна Предтечи построили новое здание Оружейной палаты.

В 1918 году в Кремль переехало советское правительство во главе с Владимиром Лениным.

В 1935‑1937 годах двуглавые орлы, венчавшие главные башни Кремля, были заменены на звезды из рубинового стекла (расстояние между концами лучей 3 3,75 м).

В 1959‑1961 годах был построен Кремлевский Дворец съездов (ныне - Государственный Кремлевский дворец).

С 1955 года Кремль открыт для посещения, став музеем под открытым небом.

Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Датой основания музея принято считать 10 марта 1806 года. В этот день император Александр I подписал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей", который завершил начатый еще Петром I процесс преобразования царских хранилищ и мастерских в музей.

Оружейная палата стала первым в Москве общедоступным музеем, деятельность которого вписала значимую страницу в историю музейного дела всей России.

На территории Московского Кремля сложился уникальный музейный комплекс. В его состав, кроме Оружейной палаты, вошли Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Положения ризы Богородицы, ансамбль колокольни Ивана Великого и Патриарший дворец XVII столетия.

В 1991 году под нужды музея-заповедника были выделены усадьба градоначальника Гедионова на Манежной улице и два участка на Боровицкой площади - поляна напротив Пашкова дома и квартал в Лебяжьем переулке.

Общая площадь музея-заповедника "Московский Кремль" - 15831,34 кв.м; экспозиционная - 4127,8 кв.м; фондовая - 1262,25 кв.м.

Это музейное собрание мирового значения объединяет памятники русской архитектуры XIV‑XIX вв., монументальной живописи XV‑XVIII вв., станковой живописи XI‑XIX вв., древнерусского, западноевропейского и восточного прикладного искусства XII ‑ начала XX вв., археологическую коллекцию, печатные, рукописные и графические материалы.

В октябре 1991 года был документально подтвержден уникальный характер кремлевского музейного комплекса, который получил статус Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" и был включен в число особо ценных объектов национального достояния.  Музей является памятником федерального значения и включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Красная площадь

Красная площадь - символ и архитектурный памятник столицы. С момента своего возникновения (считается, что это был 1493 год) она стала главной значимой площадью города.

Длина площади 330 м, ширина 70 м.

Одной из причин появления Красной площади явилась потребность расширить пределы города, его незаменимых составных частей, в данном случае - торга. Не менее важной была и задача укрепления и обеспечения безопасности стратегически важной части города - Кремля.

Первоначально площадь называлась "Торг" или "Пожар", а со второй половины XVII века - "Красная" (красивая). В 1547 году царь Иван Грозный приказал построить на восточной стороне площади деревянные торговые ряды; в 1595 году по повелению Бориса Годунова они были заменены каменными, выходившими фасадом на площадь и тянувшимися параллельно Кремлевской стене.

С течением времени Красная площадь становилась торговым и политическим центром Москвы. Это было самое людное место города. Именно поэтому здесь оглашались царские указы, обсуждались важные проблемы, проходили разнообразные церемонии.

Первоначально площадь была вымощена бревнами, в 1804 году она была замощена булыжником. После разрушений во время нашествия войск Наполеона I (1812 год) Верхние торговые ряды были восстановлены лишь в 1814‑1815 годах. Они были отстроены по проекту архитектора Бове. В 1818 году перед центральным портиком Верхних торговых рядов был установлен памятник Минину и Пожарскому.

В XIX веке Красная площадь постепенно утратила торговую функцию: здесь стали проходить различные торжества и народные гулянья.

Значительные изменения застройка Красной площади претерпела в последней четверти XIX века. В 1874‑1883 годах было возведено здание Исторического музея, в 1888 -1993 годах сооружено новое здание Верхних торговых рядов; в 1889-1891 годах построены Средние торговые ряды. В 1892 площадь была освещена электрическими фонарями.

С 1918 года Красная площадь стала главным местом проведения парадов и демонстраций. В это же время она обрела и новое значение - на площади был сооружен Мавзолей Ленина,  а также был оформлен Некрополь у Кремлевской стены.

В 1930‑е годы по сторонам мавзолея были возведены гранитные трибуны, где во время церемоний и парадов располагалось советское правительство. В это же время вокруг кремлевской стены высадили ели, а Красную площадь, ранее вымощенную булыжником, покрыли брусчаткой.

С 1990‑х годов на Красной площади проводятся гулянья, устанавливаются временные торговые сооружения, устраиваются концерты. Начиная с 1995 года на площади вновь проводятся парады Победы.

Храм Покрова Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного)

Храм Покрова Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного, построен в XVI веке. Раньше на этом месте стояла каменная церковь Троицы с небольшим кладбищем, где был погребен почитаемый в Москве юродивый Блаженный Василий.

2 октября 1552 года русские войска взяли Казань - столицу Казанского ханства, в ознаменование чего царь Иван Васильевич IV (Грозный) повелел построить на Красной площади семь деревянных храмов. На их месте в 1555‑1561 годах и был воздвигнут каменный девятипрестольный храм во имя Покрова.

Центральный храм состоит из четверика, восьмерика и завершен восьмигранным световым барабаном с золоченой главкой. Вокруг нижнего яруса идет крытая галерея. Своды галереи опираются на массивные столбы. Переход от восьмерика к шатру украшен целой системой кокошников.

Здание не имеет выраженного главного фасада и рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход. Интерьеры церквей просты. Внешний вид храма задуман как олицетворение сказочного "райского града".

Первое богослужение в Храме Покрова Богородицы на Рву состоялось 14 октября 1991 года. Регулярные богослужения в храме не совершаются.

Храм является филиалом Государственного исторического музея (ГИМ). Он считается памятником архитектуры и инженерно-строительного искусства мирового значения. В 1990 году был включен в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Московский Новодевичий монастырь

Один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы ‑ Новодевичий монастырь - был основан Василием III в 1524 году в честь возвращения в состав русских земель города Смоленска.

Расположение монастыря на юго-западе, вблизи бродов через Москву-реку определило его значение как монастыря-крепости.

Существующий ныне архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря начал складываться в XVI веке, а развитие и завершение получил в 80‑е годы XVII века. В конце XVII века возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Успенскую церковь, где иконостас расписывал знаменитый мастер Карп Иванов. В Смоленском соборе сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI столетия и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

В 1922 году монастырь прекратил свое существование. В 1930‑х годах здесь был открыт музей. В 1944 году Успенский собор был отдан православной общине. В это же время в стенах монастыря возродилась деятельность московских духовных школ.

В 1994 году началось восстановление монашеской жизни в Новодевичьем монастыре. В Успенском соборе стали проходить богослужения.

2 июля 2004 года Московский Новодевичий монастырь был включен  в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. Такое решение было принято на 28‑й сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО.

На территории монастыря расположено знаменитое Новодевичье кладбище. В некрополе сохранились надгробия на могилах ряда выдающихся деятелей российской истории и культуры. В начале 30‑х годов ХХ века на Новодевичье кладбище был перенесен прах Гоголя. Там похоронены Михаил и Елена Булгаковы, Константин Станиславский, художник Исаак Левитан, великая актриса Мария Ермолова, певец Леонид Собинов. Там же находится могила Федора Ивановича Шаляпина, останки которого были перенесены на Новодевичье кладбище с Батиньольского кладбища в Париже в 1984 году после длительных переговоров с французским правительством и потомками певца.

На Новодевичьем кладбище похоронены многие бывшие руководители СССР и России. В частности, там находится первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина.

Большой театр

Большой театр всегда был и остается одним из основных символов культуры России. Датой основания Большого театра считается 1776 год - год создания просвещенным театральным деятелем московским прокурором Петром Урусовым и его компаньоном Михаилом Медоксом первой постоянной труппы в Москве. Эта труппа была набрана из актеров ранее существовавшей московской театральной труппы, воспитанников Московского университета и из вновь принятых крепостных актеров.

Большой театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Но в 1780 году театр перешел в специально построенное каменное здание, располагавшееся там же, где ныне находится Большой театр.

В 1805 году здание Большого театра сгорело, и до 1825 года спектакли шли на различных театральных площадках. В 1824 году на месте сгоревшего Петровского театра архитектором Осипом Бове был построен новый театр, получивший название «Большой Петровский театр». Театр был открыт 18 января 1825 года прологом «Торжество муз» на музыку А. Верстовского и А. Алябьева. Новое здание Большого театра явилось одним из красивейших театральных зданий в мире, совершенным по классической архитектуре.

В репертуаре Большого театра утвердились произведения отечественной музыкальной драматургии: сначала оперы-водевили и балеты-дивертисменты, построенные на народных мелодиях и сюжетах, а позднее - оперы большой формы.

Важнейшим событием в истории  театра стали оперные постановки основоположника русской классической музыки Михаила Глинки. Постановка "Ивана Сусанина" в 1842 году и "Руслана и Людмилы" в 1846 году Большой театр положили начало созданию национального классического репертуара.

В марте 1853 года разрушительный пожар оставил лишь наружные Большого стены театра и передний фасад с колоннами. Здание было восстановлено и несколько перестроено архитектором Альбертом Кавосом и вновь открыто в 1856 году. В таком виде, лишь с небольшими переделками, оно существует до сих пор.

Огромное значение в истории Большого театра имело оперное и балетное наследие великого русского композитора Петра Чайковского. Его оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Черевички", "Мазепа", "Иоланта", балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", поставленные в 70‑90‑е годы XIX века, и позже - балет "Щелкунчик" вошли в золотой фонд репертуара.

История Большого театра насчитывает многих выдающихся певцов, из поколения в поколение передававших традиции русской вокальной школы и актерского мастерства. Подлинный расцвет русской вокально-исполнительской школы относится к началу XX столетия и связан с именами Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Федора Шаляпина. Вокалисты Большого театра Ирина Архипова, Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Елена Образцова, Бэла Руденко, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Артур Эйзен, Зураб Соткилава, Тамара Синявская, Маквала Касрашвили, Нина Терентьева, Виталий Таращенко, Владимир Редькин, Елена Брылева, Марина Мещерякова, Лариса Рудакова, Елена Зеленская, Мария Гаврилова, Михаил Агафонов - известны сегодня во многих странах мира.

Традиции русского национального балета стали складываться на сцене Большого театра в начале XIX столетия и были связаны с деятельностью балетмейстера Александра Глушковского, позже - балерин Екатерины Санковской, Надежды Богдановой, Прасковьи Лебедевой, на рубеже Х1Х‑ХХ веков - Любови Рославлевой, Аделаиды Джури, Екатерины Гельцер, Василия Тихомирова, балетмейстера Александра Горского.

В 1920‑1930‑е годы на сцене Большого блистали Марина Семенова, Галина Уланова, Алексей Ермолаев, Ольга Лепешинская, Михаил Габович, Владимир Преображенский, Юрий Кондратов, позднее - Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Юрий Жданов, Николай Фадеечев. Артисты балета Большого театра Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Нина Сорокина, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Нина Ананиашвили, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Борис Акимов, Александр Богатырев, Вячеслав Гордеев, Ирек Мухамедов, Алексей Фадеечев снискали мировую славу.

Сегодня Большой театр включает в себя балетную и оперную труппу, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр.

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам.

В 2002 году при участии правительства Москвы на Театральной площади была построена Новая сцена ГАБТа. Этот зал в два с лишним раза меньше исторического и способен принять лишь треть репертуара ГАБТа. Тем не менее пуск Новой сцены дал возможность начать реконструкцию основного здания. 2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию.

Главный универсальный магазин (ГУМ)

ГУМ - исторический памятник федерального значения, настоящий шедевр русской архитектуры.

Уже в  XIV веке Красная Площадь была центром российской торговли, где устраивались самодельные купеческие лавки. На том месте,  где сейчас стоит ГУМ, располагались самые бойкие торговые ряды города. Их называли Верхние ряды, потому что располагались они в верхней части Красной площади. В начале XIX века  император Александр I решил облагородить этот рынок и по его указу  архитектором Осипом Бове были возведены трехэтажные Верхние Торговые Ряды. Однако это здание быстро обветшало, и его было решено снести.

В 1890 году начались работы по постройке новых верхних торговых рядов. Среди 23 работ, выставленных на архитектурный конкурс, победил самый смелый проект московского архитектора Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова. Они предложили построить здание, состоящее из трех параллельных пассажей под стеклянной крышей. 21 мая 1890 года был торжественно заложен первый камень здания. Стройка завершилась через три года.

Торжественная церемония открытия Верхних Торговых рядов состоялась 2 декабря 1893 года. Здание занимало целый квартал между Красной площадью и Ветошным проездом. В гигантском трехэтажном сооружении с глубокими подвалами разместилось более тысячи магазинов. Внешний и внутренний декор воспроизводил детали архитектуры XVII века. Во внешней отделке был использован финский гранит, тарусский мрамор, песчаник.

Верхние торговые ряды стали символом московской торговли. Именно здесь в конце XIX века впервые в России началась "цивилизованная" торговля: появились ценники на товарах (что отменяло устный торг), а также книга жалоб и предложений. Магазин поражал огромной прозрачной стеклянной крышей, собственной электростанцией, грузовыми лифтами, которые тогда были новостью.

После Октябрьской революции в исторических интерьерах торговых рядов обосновались многочисленные советские учреждения. В 1921 году Владимир Ленин распорядился восстановить знаменитый магазин. Именно с этих пор он и стал называться ГУМ - первый советский Государственный универсальный магазин.  В 30-х годах XX века магазина в здании не стало, остались только учреждения.

Датой второго рождения торгового дома можно считать 1953 год. В августе этого года советское правительство постановило реконструировать помещение на Красной площади. В рекордные сроки, уже в ноябре 1953 года, здание было отреставрировано и в нем был открыт  первый и самый большой в советской России центр торговли - Государственный универсальный магазин. В советские времена ГУМ был  магазином образцовой торговли, в нем были собраны самые дефицитные товары.

Сегодня ГУМ  - современный универмаг мирового уровня, в котором представлены товары более чем 200 всемирно известных фирм-производителей. Ежедневно его посещают более 30 тысяч человек.

Улица Арбат

Арбат - одна из самых известных московских улиц, расположенная между площадью Арбатские ворота и Смоленской площадью. Название происходит от арабского слова "арбад" ("рабад"), означающего "пригород, предместье". Вероятно, это слово было занесено в Москву крымскими татарами или арабскими купцами в 15 веке.

В середине XVII века была попытка переименовать улицу Арбат в Смоленскую. Новое название не прижилось.

На Арбате сначала селились ремесленники и купцы, но к концу XIX  века их вытеснили дворяне. В XIX веке начался настоящий арбатский бум: селиться на Арбате и в его переулках стало престижно и модно.

Арбат был тихим, "домашним" районом: здесь строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами; на Арбате почти не было магазинов.

В разное время на Арбате жили или бывали Александр Пушкин, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Гоголь, Лев Толстой, Михаил Салтыков-Щедрин, Антон Чехов, Александр Блок. С Арбатом неразрывно связана жизнь режиссера Евгения Вахтангова и история театра, который носит его имя.

К концу XIX века Арбат начал понемногу приобретать облик, близкий к современному. Появились трехэтажные дома, увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов.

При Советской власти в облике Старого Арбата произошли необратимые изменения. В начале 1960‑х годов по его переулкам (Кречетниковский переулок, Собачья площадка, частично Большая Молчановка и Малая Молчановка) была проложена часть проспекта Калинина, позже переименованная в Новый Арбат. Это привело к уничтожению многих памятников архитектуры XVIII ‑ XIX веков.

В 1974‑1986 годах на Арбате была создана пешеходная зона с обилием маленьких магазинов и кафе, оживленной уличной торговлей. Здесь работают художники, выступают уличные певцы, продаются русские сувениры. Старый Арбат обрел новую популярность, правда, в основном у приезжих, потому что многие коренные москвичи критически отнеслись к такому преображению знаменитого уголка Москвы.

На Арбате расположены музей-квартира Александра Пушкина, дом-музей Марины Цветаевой, дом-музей Михаила Лермонтова. Особый интерес представляют сохранившиеся старинные особнячки с лепниной, балконами и кариатидами. В доме №2 по улице Арбат находится знаменитый ресторан "Прага", существующий с 1872 года.

Арбат, давно ставший символом старой Москвы, увековечен в стихах, в прозе, в песнях и в кино.

Московский метрополитен

Московский метрополитен - это основа транспортной системы столицы. Он связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами.

Первая линия Московского метрополитена - от станции "Сокольники" до станции "Охотный ряд" и далее до станций "Парк культуры" и "Смоленская" - была открыта для всеобщего пользования 15 мая 1935 года, в 7 часов утра.

В проектировании станций принимали участие видные советские архитекторы, среди которых был Алексей Щусев, создатель Мавзолея. Величественные станции-дворцы были украшены витражами, росписями, майоликой, скульптурными группами, облицованы мрамором, гранитом и другим отделочным камнем.

В годы Великой Отечественной войны станции метрополитена служили бомбоубежищами сотням тысяч москвичей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Например, на станции "Кировская" находились отделы Генерального штаба Красной Армии. Поезда там не останавливались, а перрон был отгорожен от путей высокой фанерной стеной. Строительство новых линий продолжалось даже в военное время.

1 января 1943 года была открыта линия от станции "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") до станции "Завод имени Сталина" (ныне "Автозаводская").

После войны новые станции строили уже с меньшей пышностью - использовали железобетонные конструкции и более дешевые материалы. Это стремление к экономии обезличило многие станции, превратив их в обыкновенные транспортные узлы. И только в последние годы наметилось возрождение индивидуального подхода к оформлению станций метро.

На сегодняшний день доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 млн пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 млн. Это наивысший показатель в мире.

Ежедневно по 12 линиям метрополитена общей протяженностью 292,2 км со 177 станциями пропускается почти 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает более 4,5 тысяч, из которых формируется более пятисот составов.

Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира.

Днем основания Государственной Третьяковской принято считать 22 мая 1856 года. В этот день коллекционер, купец и текстильный фабрикант Павел Третьяков приобрел картину художников Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Поставив себе еще в молодые годы цель создать музей русской национальной школы живописи, Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни.

В 1881 году галерея была открыта для общедоступного обозрения. В августе 1892 года Третьяков принес свое собрание в дар Москве. В это время в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Позднее к ним прибавились картины, принадлежавшие его брату Сергею Третьякову (1834-1892).

До 1918 года галерея называлась Московская городская художественная галерея  П. и С.Третьяковых. 3 июня 1918 года вышел декрет о национализации галереи и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.

В начале ХХ века Третьяковская галерея стала одним из крупнейших художественных музеев России и Европы. В ее состав влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С.Остроухова, Картинная галерея Румянцевского публичного музея. Галерея  расположена в построенном в 1851 году здании в Лаврушинском переулке, к которому в 1872-1876 годах пристроили двухэтажные крылья, а позже и отдельный зал во дворе.

С 1900 по 1904 год здание галереи было значительно реконструировано. В ней появились новые выставочные залы. Сейчас историческое ядро галереи представляет собой красивейший ансамбль со своей примечательной доминантой - стройной колокольней церкви Святителя Николая, домового храма галереи.

Здесь находится уникальное собрание русских икон, представленное работами Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия. Лучшими произведениями Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Виктора Васнецова, Александра Иванова, Карла Брюллова представлена русская живопись начала XIX века. В коллекции галереи - лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Ге, Саврасова. Украшением собрания являются залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина, Верещагина.

Кроме того, Третьяковская галерея имеет в своей структуре мемориально-художественные музеи: музей-квартира Ап.М.Васнецова, дом музей В.М.Васнецова, музей мастерскую А.С.Голубкиной, музей квартиру П.Д.Корина, дом музей Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова.

В настоящее время коллекция Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений искусства. Все это многообразие уже не мог вместить особняк, купленный Третьяковым и несколько раз перестраиваемый под нужды растущей коллекции. Сейчас экспонаты музея размещаются не только в комплексе в Лаврушинском переулке, но и в здании на Крымском валу, которое было передано галерее в 1986 году.

Указом президента РФ от 24 января 1995 года Третьяковская галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов российской культуры.

Воробьевы горы

Воробьевы горы - одно из красивейших мест в Москве. Высокий правый берег Москвы-реки во все времена привлекал густым лесом, сложным рельефом и чудесной панорамой, открывающейся на реку.

Воробьевыми горами это место называют с XV века. Супруга Московского князя Василия I великая княгиня Софья Витовтовна купила село у местного священника, прозванного в народе Воробьем. С тех пор оно стало дворцовым. В XVII веке Воробьево стояло в одном ряду с такими прославленными царскими усадьбами, как Коломенское и Преображенское.

До нашего времени от села Воробьево сохранилась только церковь Троицы (1811 г.), стоявшая некогда на его окраине. В восточной части Воробьевых гор расположен Андреевский монастырь. В настоящее время в монастыре располагается Синодальная библиотека Московского Патриархата. К Андреевскому монастырю прилегает территория Мамоновой дачи. Эта усадьба принадлежала князьям Долгоруким, затем князьям Юсуповым, а в 1827 году перешла к графу Дмитриеву-Мамонову. Сохранившиеся дворцовые постройки в середине XX века переданы Академии наук.

С 1935 года до начала девяностых годов Воробьевы горы назывались Ленинскими. В 1941 году Воробьевы горы вошли в черту города. В 1952 году здесь было построено новое здание Московского Государственного университета (МГУ).

Уникальна природа Воробьевых гор. В силу опасности развития оползневых процессов они благополучно избежали интенсивной застройки и в значительной мере сохранили свой природный облик. Воробьевы (Ленинские) горы в 1987 году были объявлены памятником природы, а в 1998 году вошли в состав особо охраняемой природной территории - Государственного природного заказника "Воробьевы горы".

На Воробьевых горах расположена Смотровая площадка, с которой открывается грандиозная панорама центра города. Высота Смотровой площадки - около 80 м над уровнем Москвы-реки. Смотровая площадка на Воробьевых горах - место проведения различных фестивалей и акций. Днем здесь обычно продаются разнообразные сувениры, за небольшую сумму можно посмотреть на панораму Москвы через подзорную трубу или прокатиться на лошадях. Здесь расположены лыжный трамплин для лыжников и сноубордистов и фуникулёр (кресельный подъемник).

Площадка - одно из основных мест, посещаемых свадебными кортежами, а также место сбора ряда групп людей по интересам (байкеров, стритрейсеров).

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно" в Москве

Царицынский ансамбль является ценнейшим памятником культуры среди бывших подмосковных усадеб, одним из лучших образцов русской архитектуры конца XVIII века.

Дворцово-парковый комплекс «Царицыно» создавался в течение нескольких поколений. Место, где теперь находится Царицыно, называлось Черной Грязью. Эта местность впервые упоминается как часть дворцовой вотчины Коломенское. Владельцами Черной Грязи в разное время были и бояре Стрешневы, и их родственники Голицыны, и молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому деревня была подарена самим Петром I.

В 1775 году Черная Грязь была куплена императрицей Екатериной II, которая решила устроить в ней подмосковную царскую резиденцию. Новый дворцовый комплекс задумывался как памятник победы России над Турцией в 1774 году - отсюда в проекте появились многочисленные башенки и другие приметы восточного стиля.

Под руководством архитектора Василия Баженова в 1776 году началось строительство дворцового комплекса. Прообразом Царицынского дворца для Баженова послужил дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Но дворец не понравился Екатерине II, и в 1786 году был разобран.

Усадьбе дали новое название - Царицыно, перепоручив ее архитектору Матвею Казакову, который работал в Царицыно с 1787 по 1793 годы. Под его руководством был построен Большой дворец и разбит парк.

После смерти Екатерины II строительство было прервано; ее сын Павел прекратил финансирование работ.

В XIX веке усадьба Царицыно перешла во владение Удельного ведомства. В это время здесь проводились народные гуляния и празднования. Строительство в усадьбе не возобновлялось, но в конце 80-х годов XX века Большой дворец, а также некоторые павильоны, частично реставрировали.

На сегодняшний день на территории музея-заповедника завершены мероприятия по реставрации и реконструкции всего архитектурного ансамбля Царицыно. Благоустроены обширные пруды, приведен в порядок великолепный парк, в котором сохранились галерея, павильон и беседка. Верхний Царицынский и Нижний Царицынский пруды - одни из самых больших и глубоких в Москве - излюбленное место купания и отдыха москвичей.

В конце XX века, в 1984 году, на территории Царицына открылся Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Собрание музея насчитывает более 30 тысяч различных экспонатов. Здесь находятся коллекции русского и западноевропейского традиционного и декоративного искусства XVIII-XX веков, археологическая коллекция.

В 1993 году усадьба Царицыно приобрела статус Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала