Рейтинг@Mail.ru
4 октября - РИА Новости, 03.10.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

4 октября

Читать ria.ru в
- День начала космической эры человечества.>>
- Всемирный день защиты животных.>>
1883 - впервые отправился в путь знаменитый «Восточный экспресс».

День начала космической эры человечества

День начала космической эры человечества провозглашен Международной федерацией астронавтики в сентябре 1967 года. 51 год назад, 4 октября 1957 года, на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ), открывший космическую эру в истории человечества. Спутник, ставший первым искусственным небесным телом, был выведен на орбиту ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР, получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур. Космический аппарат ПС-1 (простейший спутник-1) представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 километров, в перигее 288 километров. На 315 секунде после старта ИСЗ отделился от второй ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир. Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 миллионов километров), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. США смогли повторить успех СССР лишь 1 февраля 1958 года, запустив со второй попытки спутник «Эксплорер-1» (Explorer-I) массой в 10 раз меньше первого ИСЗ. Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики Сергеем Королевым работали ученые Мстислав Келдыш, Михаил Тихонравов, Николай Лидоренко, Владимир Лапко, Борис Чекунов и многие другие.
     Становление ракетно-космической промышленности и техники в нашей стране практически началось с весны 1946 года. Именно тогда были образованы научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, испытательные центры и заводы по разработке и производству баллистических ракет дальнего действия. Тогда появился и НИИ-88 (впоследствии ОКБ-1, ЦКБМ, НПО «Энергия», РКК «Энергия») - главный институт в реактивном вооружении страны, который возглавил Сергей Королев. Совместно с главными конструкторами - по ракетным двигателям, системам управления, командным приборам, радиосистемам, стартовым комплексам и др., Королев руководил созданием ракетно-космических комплексов, обеспечивающих первые и последующие полеты автоматических и пилотируемых аппаратов. В стране в короткий исторический срок была создана мощная промышленность по выпуску самой разнообразной ракетно-космической техники. Были сконструированы, построены и направлены в космос тысячи аппаратов различного назначения, выполнена огромная работа по изучению космического пространства. Ракетами-носителями «Зенит», «Протон», «Космос», «Молния», «Циклон» на космическую орбиту были выведены научно-исследовательские, прикладные, метеорологические, навигационные, военные спутники «Электрон», «Горизонт», «Старт», «Космос», «Ресурс», «Галс», «Прогноз», спутники связи «Экран», «Молния» и другие. Уникальную работу проделали автоматические космические аппараты при полетах на Луну, Марс, Венеру, к комете Галлея.

День Космических войск России

Космические войска РФ созданы Указом Президента России Владимира Путина 24 марта 2001 года. Указом Президента РФ от 3 октября 2002 года установлен День Космических войск (до 2002 года - День военно-космических сил). Отмечается 4 октября, в ознаменование запуска в этот день в 1957 году первого искусственного спутника Земли - начала космической эры. Решение о создании нового рода войск Вооруженных Сил РФ Президент России  Владимир Путин принял на заседании Совета Безопасности РФ 25 января 2001 года. Это решение подразумевает вывод из состава Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Военно-космических сил и войск Ракетно-космической обороны. В структуру нового рода войск вошли выделенные из состава Ракетных войск стратегического назначения объединения, соединения и части запуска и управления космическими аппаратами. Космические войска призваны работать в интересах всех остальных видов и родов войск Вооруженных Сил РФ. Одна из основных задач нового рода ВС РФ - создание системы связи и управления боевыми соединениями непосредственно на поле боя. В состав Космических войск входят противоракетная оборона (ПРО), контроль космического пространства (ККП) и система предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Комплексы и системы Космических войск решают задачи общегосударственного стратегического масштаба не только в интересах Вооруженных Сил России, других силовых структур, но и большинства министерств и ведомств, экономики, социальной сферы. Основными задачами Космических войск являются доведение информации предупреждения высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении, противоракетная оборона Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Использование космического пространства и возможностей космических систем во всем мире оценивается как один из важнейших факторов политической, военной и экономической безопасности государства.

Всемирный день защиты животных

Историческим поводом для этой знаменательной даты служит другая дата, уходящая своими корнями в отдаленное прошлое - День святого Франциска, известного, в том числе, и в качестве покровителя всех  животных. Решение о праздновании Всемирного Дня защиты животных было принято в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в  защиту  природы. В тот день общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия, направленные на воспитание в людях чувства ответственности за все живое на планете. Позже в Европе идеи о защите прав животных получили юридическое оформление. Так, в 1986 году Совет Европы принял Конвенцию по защите экспериментальных животных, а в 1987 году - по защите домашних животных. В России этот праздник отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных.

Идея создания российского Общества покровительства животным принадлежала Петру Владимировичу Жуковскому, гласному Санкт-Петербургской Думы. В 1864 году он выступил на заседании Думы с докладом, в котором отметил жестокое обращение с лошадьми, другими животными, плохие условия перевозки скота и предложил: «В сих видах мы предлагаем Городскому обществу мысль нашу к осуществлению, посредством ходатайства у Высшего начальства, о дозволении учредить Общество для надзора за обращением с животными на улицах, дворах, площадях и прочих местах, допустив к участию всех без изъятия желающих поступить в оное членами», Сложившиеся обстоятельства не позволили Жуковскому осуществить «мысль». Это сделал коллежский советник Густав-Федор Паули, создав Устав и собрав 50 учредителей, среди которых были коллежские асессоры, тайные советники, полковники, действительные статские советники, генерал-адъютанты, надворные советники и многие другие. Утверждение Устава состоялось 4 октября 1865 года. Почетным председателем Общества стал князь Александр Аркадьевич Суворов, а государыня императрица соизволила быть августейшей покровительницей его. И очень скоро по инициативе и под давлением «Общества сострадания животным» министерство внутренних дел приняло первые в истории «Правила обращения с  животными», а одновременно с ними в Устав о наказаниях (руководство к действию для мировых судей) был внесен дополнительно и целый ряд новых статей. Для живодеров предусматривались штраф и арест... Вот выдержки из первых на Руси «Правил обращения с животными»: не дозволяется наносить животным удары твердым или острым оружием, а бить по голове и животу вовсе запрещается; не дозволяется возить телят и другой мелкий скот, мучительно для них уложенный, как, в частности, одно животное на другое со свешенными или бьющимися головами, а извозчику запрещается садиться на этих животных; запрещается мучение и всякое жестокое обращение с какими-либо домашними животными. Блажен, иже и скоты милует». К началу XX века Общество имело более 100 отделений в разных городах. В декабре 1988 года в СССР было создано Всесоюзное (с 1992 года - Российское) общество защиты животных , цель которого - воспитание гуманного отношения к животным, поддержание нравственных принципов в сфере общения человека с другими живыми существами, чувство сострадания ко всему живому.

125 лет назад (1883) впервые отправился в путь знаменитый «Восточный экспресс»

История фешенебельных железнодорожных путешествий началась в 1864 году, когда новатор в строительстве железнодорожных вагонов Джордж Мортимер Пуллман (Пульман) - (George Mortimer Pullman) создал в Великобритании самый совершенный в Европе XIX века поезд, применив все передовые на тот момент технологии и элементы роскоши. В 1870-х годах в Британии были введены в эксплуатацию первые спальные вагоны и вагоны-салоны, в которых впервые было организовано питание на борту. Первый в Европе поезд, полностью состоявший из пульмановских вагонов - Pullman Limited Expsess - был введен в эксплуатацию в 1881 году. Он совершал рейсы между Лондоном и Брайтоном и был первым поездом, имевшим электрическое освещение. Немного позже, организовав взаимодействие между поездами и паромами, Пульман воплотил в реальность мечту о безопасных и комфортабельных железнодорожных путешествиях между Лондоном и Парижем. За строительство железнодорожных вагонов класса «люкс» принялся также Жорж Нагельмакерс, молодой бельгийский энтузиаст железнодорожного дела, и сделал для континентальных железнодорожных путешествий то же, что Пульман - для Британии. В 1881 году после ряда экспериментов Нагельмакерс впервые ввел в состав континентального поезда вагон-ресторан. Включив в состав экспресса  спальные вагоны и вагоны-рестораны, Нагельмакерс смог осуществить свою мечту, и 4 октября 1883 года состоялся первый рейс «Восточного экспресса» (Orient-Express). Первоначальный маршрут пролегал из Парижа в город Джурджу (на реке Дунай в Румынии) через Страсбург, Вену, Будапешт и Бухарест. К началу XX века великая эпоха железнодорожных путешествий была в полном разгаре. Туннель Симплон (Simplon) протяженностью 12,5 миль, самый длинный в мире на тот момент, был построен в 1906 году и значительно сократил время путешествия от Парижа до Венеции, и к 1921 году компания Orient-Express продлила маршрут поезда Simplon-Orient-Express до Стамбула. 1920-е и 1930-е годы стали периодом расцвета легендарного поезда, пока вторая мировая война не положила этому конец. Паромные переправы были отменены, а путешествия между государствами стали невозможными. Также быстро развивалось и становилось дешевле воздушное сообщение, и хотя Orient-Express продолжал совершать рейсы до мая 1977 года, в состав его последнего рейса вошли только три сидячих вагона и один обветшалый спальный вагон. Однако легендарный поезд был спасен предпринимателем и энтузиастом Джеймсом Шервудом. В 1977 году он купил два вагона этого поезда на аукционе «Сотбис» в Монте-Карло. В течение последующих нескольких лет 16 миллионов долларов США были потрачены им на обнаружение местонахождения, покупку и реставрацию примерно 35 антикварных спальных вагонов, пульмановских вагонов и вагонов-ресторанов. 25 мая 1982 года состоялось возрождение легенды, когда поезд Venice Simplon-Orient-Express совершил свой первый после долгого перерыва рейс из Лондона в Венецию. Отреставрированные вагоны поезда сохраняют стиль конца XIX века. Колорит первого путешествия экспресса поддерживается не только во внешней обстановке, но в оригинальной форме почти 50 человек обслуживающего персонала. Во время путешествия в течение дня пассажиры должны быть элегантно одеты, а вечером для мужчин обязательны костюм и галстук. Сегодня сверкающие на солнце вагоны Venice Simplon-Orient-Express продолжают перевозить пассажиров по всей Европе в изысканной обстановке. Романтическое путешествие в «Восточном экспрессе» обходится любителям экзотики в несколько тысяч долларов.

170 лет назад (1838) родился Вячеслав Григорьевич Шварц, живописец, один из основоположников русской историко-бытовой живописи

Вячеслав Шварц родился 4 октября 1838 года в Курске. Учился в петербургской Академии художеств (1859-1863) у известного профессора Богдана Виллевальде. В 1859 году за представленный Академии рисунок своей композиции «Свидание Святослава с Цимисхием» был удостоен малой серебряной медали, через год получил вторую такую же медаль за рисунок «Взятие Казани». В 1861 году был удостоен большой серебряной медали за исполненный углем в натуральную величину картон «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Совершенствовался в живописи в Германии (1861) и Франции (1863-1864, 1867). Основоположник историко-бытового жанра в русской живописи, Шварц стремился передать реальную обстановку исторических событий, раскрыть своеобразие жизненного уклада и национальный характер русских людей минувших эпох, придать смысловую роль пейзажу в образном строе картины. В 1865 году за картину «Вербное воскресенье в Москве времен царя Алексея Михайловича» Академия художеств избрала Шварца академиком. В 1867 году живописец был командирован в Париж для устройства русского художественного отдела на Всемирной выставке, где международное жюри присудило ему золотую медаль за картину «Голштинские послы в посольском приказе». В это же время Шварц создает картины «Русский гонец XVI века», «Стрелец XVI века», «Голова рыцаря», «Патриарх Никон на прогулке в Новом Иерусалиме», «Вешняя поездка царицы на богомолье» и несколько рисунков. Огромный успех имели исполненные пером рисунки Шварца к «Песне про купца Калашникова» Михаила Лермонтова и к «Князю Серебряному» Алексея Толстого. Рисунками Шварца иллюстрировано издание путешествия Даниила Паломника. Менее чем за девять лет занятий изобразительным искусством Вячеслав Шварц стал фактически родоначальником новейшей русской исторической живописи. Последнюю зиму своей недолгой жизни художник провел отчасти в Петербурге, отчасти на родине - в Курске, где был избран уездным предводителем дворянства. Серьезно занявшись общественной работой, Шварц не оставлял творческих замыслов. Задумав написать картину на сюжет из истории Великого Новгорода, его борьбы за свою вольницу, художник даже выбрал тип для Марфы-посадницы. Но замыслу не суждено было осуществиться - Шварц скончался от тяжелой болезни почек 10 апреля 1869 года. Произведениями Вячеслава Шварца владеет Третьяковская галерея - 12 рисунков пером (в том числе пять сцен из «Песни про купца Калашникова» и четыре сцены из «Князя Серебряного») и пять картин, написанных масляными красками («Иоанн Грозный у тела убитого им сына», «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме», «Вешний поезд царицы на богомолье», «Посол от князя Курбского» и «Схимник»).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала