Рейтинг@Mail.ru
15 октября - РИА Новости, 15.10.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

15 октября

Доярки
Доярки
Читать ria.ru в
Всемирный день сельских женщин
1908 - на экраны вышел первый русский фильм «Понизовская вольница» («Стенька Разин и княжна»
1814 - родился Михаил Юрьевич Лермонтов, русский поэт

Всемирный день сельских женщин

Идея проведения Всемирного дня сельских женщин была предложена на 4-й Женской конференции ООН, прошедшей в 1995 году в Пекине. Ее инициаторами явились такие организации, как Международная Федерация производителей сельскохозяйственной продукции (IFAP), Объединенные сельские женщины мира (ACWW), Сеть ассоциаций сельских женщин Африки (NARWA) и Фонд «Всемирный женский саммит» (WWSF). Проведение этого дня рассматривалось как практический путь получения общественного признания и поддержки многогранной роли сельских женщин, которые вносят значительный вклад в развитие сельской экономики и благополучие своих семей. В итоге было решено, что Всемирный день сельских женщин будет отмечаться ежегодно 15 октября. Сельские женщины составляют более четверти населения земного шара, играя ведущую роль в производстве продовольствия, а также в развитии и стабильности сельских районов. Но, несмотря на это, они зачастую не имеют возможности ни защитить свое право на землю, ни получить доступ к жизненно важным услугам, таким, как кредиты или обучение. 500 миллионов сельских женщин в мире живут за чертой бедности. Их жизненно важный вклад в общественную жизнь по-прежнему остается невидимым. Всемирный день сельских женщин призван изменить это положение, он должен вывести сельских женщин из тени и напомнить населению планеты, чем оно обязано сельским женщинам, по достоинству оценить их труд.

1608 - родился Эванджелиста Торричелли, итальянский математик и физик, ученик Галилео Галилея


Эванджелиста Торричелли родился 15 октября 1608 года в Фаэнце (провинция Равенна, Италия). В 1627 году приехал в Рим, где изучал математику под руководством Кастелли, друга и ученика Галилео Галилея. Под впечатлением трудов Галилея о движении написал собственное сочинение на ту же тему под названием «Трактат о движении» (1640). В 1641 году переехал в Арчетри, где стал учеником и секретарем Галилея, а позже его преемником на кафедре математики и философии Флорентийского университета. С 1642 года, после смерти Галилея, Торричелли - придворный математик великого герцога Тосканского и одновременно профессор математики Флорентийского университета. Наиболее известны его труды в области пневматики и механики. В 1644 году развил теорию атмосферного давления, доказал возможность получения так называемой торричеллиевой пустоты и изобрел ртутный барометр. В основном труде по механике «О движении свободно падающих и брошенных тяжелых тел» (1641) развил идеи Галилея о движении, сформулировал принцип движения центров тяжести, заложил основы гидравлики, вывел формулу для скорости истечения идеальной жидкости из сосуда (Торричелли формула). Торричелли принадлежат также работы по математике (в частности, развил «неделимых» метод) и баллистике, усовершенствованию оптических приборов, шлифовке линз. Умер Торричелли во Флоренции 25 сентября 1647 года.

1858 - родился Джон Лоренс Салливан, американский боксер-тяжеловес, последний чемпион эпохи, когда бои проходили без перчаток

   
Джон Лоуренс Салливан (John Lawrence Sullivan) родился 15 октября 1858 года в США недалеко от Бостона, штат Массачусетс. Началом боксерской карьеры будущего великого тяжеловеса стал 1878 год, когда в театре, где проводились боксерские поединки, Джон нокаутировал сильнейшего бойца Бостона Джека Скеннела. К 1881 году в его послужном списке были победы над несколькими известными боксерами. В мае 1881 года он бросил вызов Джону Флуду, второй перчатке США. После победы над Флудом Салливан одолел в боксерском поединке и обладателя чемпионского титула Пэдди Райена. На протяжении восьми с лишним лет Салливан отстаивал титул чемпиона. Хотя в 1865 году маркиз Джон Дуглас Квинсбери и журналист Джон Чемберс разработали и издали правила бокса в перчатках, которые легли в основу современных правил, но «эпоха голых кулаков» продолжалась еще четверть века. 6 августа 1889 года был проведен последний бой без перчаток между двумя американскими боксерами - ими были Джон Салливан и Митчел Килрайвилл. Бой продолжался 75 раундов - 3 часа 45 минут. Оба боксера оказались не в состоянии продолжать бой, были госпитализированы, а рефери объявил «ничью». Потрясающие спортивные достижения Салливана, незаурядное мастерство и бойцовский дух сделали его легендой бокса еще при жизни. Джон Лоуренс Салливан умер 2 февраля 1918 года на 60-м году жизни от сердечного приступа. В последний путь его провожала многотысячная толпа жителей Бостона.

1908 - на экраны вышел первый русский фильм «Понизовская вольница» («Стенька Разин и княжна»)


Мировая, в том числе и русская культура конца XIX века обогатилась новым явлением, каким стало кино. 28 декабря 1895 года французские изобретатели братья Люмьер в помещении парижского Гран кафе впервые продемонстрировали несколько коротеньких документальных, видовых и комических сценок. Эта дата вошла в историю как день рождения кино. В России первые сеансы люмьеровских картин состоялись в мае 1896 года в Петербурге и Москве, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Собственно российский кинематограф появился в России уже в начале XX века, когда были созданы первые кинофабрики. В 1907 году в Петербурге появилось «Первое синематографическое ателье А.О.Дранкова», хозяин которого, Александр Осипович Дранков, попытался наладить собственное производство фильмов. Дранков и до этого был известным в Петербурге фоторепортером: он удачно снимал Николая II, даже удостоился за это звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества», работал как журналист при Государственной Думе. Новое дело он начал с шумной рекламы: «Первое в России синематографическое ателье! Выделка лент для синематографов! События России и окраин! Виды городов и деревень!» Фильмы в ателье Дранкова продавались с указанием метража: «Торжественные похороны профессора Чупрова при громадном стечении народа» - 120 метров, «Виды Москвы и Московский Кремль» - 153 метра, «Свидание государя-императора с английским королем Эдуардом» - 500 метров.

Стремясь быть первым в конкуренции с европейскими создателями кинолент, Дранков умудрялся попадать и в царский дворец, и в городские трущобы. Несмотря на запрет Льва Толстого снимать его, Дранков все же провел съемки в Ясной Поляне. Александр Дранков первым в России попытался снимать и художественные фильмы. Сначала была идея снять трагедию Пушкина «Борис Годунов». Но закончить этот фильм не удалось, и отрывки из него демонстрировались под названием «Сцены из боярской жизни». Но Дранков все равно не оставил мысль снять «костюмный» фильм, и следующим стал сюжет песни «Из-за острова на стрежень», который в кинематографическом варианте стал назваться «Стенька Разин и княжна» («Понизовская вольница»). Состав съемочной группы был чрезвычайно колоритным: сценарий написал Василий Гончаров, бывший служащий железнодорожного ведомства, режиссером был неизвестный нашим современникам Василий Ромашков, в операторских работах участвовал сам Александр Дранков, актерами стали члены театральной труппы Петербургского народного дома.

Специально для демонстрации фильма композитор Михаил Ипполитов-Иванов написал симфоническую музыку. Съемки фильма велись на озере Разлив. Актеры, наряженные в театральны костюмы, с огромными приклеенными бородами, старательно жестикулируя, изображали страсти, возникшие вокруг атамана Стеньки Разина из-за персидской княжны. Как и положено по сюжету песни, все заканчивалось бросанием княжны «в набежавшую волну». Между кадрами были вставлены длинные титры для пояснения происходящего. Готовый фильм длился семь с половиной минут. Первая демонстрация «Понизовской вольницы» после шумной рекламы состоялась 15 октября 1908 года и имела большой успех. Вслед за Дранковым в Москве съемки фильмов начал Александр Ханжонков. А уже в 1914 году в стране действовали около 30 фирм, которые выпускали порядка 300 фильмов в год: документальных, видовых, просветительских и игровых. Кино становилось все более популярным и более профессиональным.

1814 - родился Михаил Юрьевич Лермонтов, русский поэт

Михаил Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии (области). Получил прекрасное образование. С 1827 года жил в Москве и учился в Благородном пансионе при Московском университете, где и начал писать стихи. В 1830-1832 годах Лермонтов учился на нравственно-политическом отделении Московского университета, но, не найдя в занятиях удовлетворения, перебрался в Петербург, где поступил в Школу гвардейских прапорщиков. В 1834 году был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка; служил в Царском Селе, продолжая заниматься литературой. В 1837 году, потрясенный гибелью Александра Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», которое переписывалось и выучивалось наизусть. В феврале 1837 года Лермонтов был арестован и после следствия по высочайшему приказу отправлен на Кавказ. В ссылке Лермонтов, помимо стихов, работал над акварелями, писал маслом, делал многочисленные рисунки, проявив себя как талантливый живописец. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству Василия Жуковского Михаил Лермонтов смог вернуться в Петербург, где вошел в аристократический кружок военной молодежи и сблизился с членами редакцией журнала «Отечественные записки».

В 1840 году, после дуэли с сыном французского посланника Барантом, Лермонтов был снова отправлен на Кавказ. Несмотря на храбрость, проявленную Лермонтовым в битве на реке Валерик, Николай I отклонил представление его к награде. Возвращаясь после отпуска на Кавказ, Лермонтов задержался для лечения на водах Пятигорска. Здесь он поссорился с бывшим сослуживцем Николаем Мартыновым. На состоявшейся дуэли у подножия горы Машук 27 июля 1841 года поэт был убит. За неполные 13 лет литературной работы Лермонтов создал лирические стихи, поэмы («Тамбовская казначейша», «Мцыри», «Демон»), пьесы («Маскарад», «Два брата»), прозаические произведения («Герой нашего времени»). Узнав о гибели Лермонтова, Белинский написал: «Мы встречаем новое издание «Героя нашего времени» горькими слезами о невозвратимой утрате, которую понесла осиротелая русская литература в лице Лермонтова!.. Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и - исчезнуть во всей красе своей...».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала