Рейтинг@Mail.ru
Депутат Рады: Украина ответственна за грузинскую агрессию на Кавказе - РИА Новости, 28.10.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Депутат Рады: Украина ответственна за грузинскую агрессию на Кавказе

© http://www.militaryparitet.com/Зенитно-ракетного комплекса «БУК-М1»
Зенитно-ракетного комплекса «БУК-М1»
Читать ria.ru в

Расследование временной следственной комиссии Верховной Рады по поводу обстоятельств поставок в Грузию военной техники до и после пятидневного российско-грузинского военного конфликта (август 2008 года) обрастает все новыми и новыми подробностями, деталями и скандалами. В частности, как заявил корреспондентам РИА Новости председатель временной следственной комиссии Валерий Коновалюк, есть реальная угроза жизни членов комиссии и его лично. Об этом и о других обстоятельствах работы комиссии рассказал депутат РИА Новости. Беседовали Захар Виноградов и Андрей Лубенский.

- Валерий Ильич, в каком режиме сейчас работает следственная парламентская комиссия по выяснению обстоятельств поставок украинского оружия в Грузию? Как повлиял на работу комиссии политический кризис, который наблюдается сейчас в Украине, когда Верховная Рада была распущена президентом Украины, а потом снова собрана?

- Я полагаю, что в какой-то степени политический кризис усилился как раз благодаря расследованию, которое ведет наша следственная комиссия, благодаря тем фактам, которые мы уже выявили и которые, очевидно, многих напугали. Поскольку речь идет не только о серьезных злоупотреблениях и нарушениях украинского законодательства, но и о серьезной коррупции, которая существует в системе экспорта вооружений Украины. Комиссия уже готова сделать достоянием гласности целый ряд сообщений, которые вызовут неоднозначный резонанс в обществе.

Мы вышли с инициативой проведения предварительного отчета в Верховной Раде Украины, чтобы проинформировать о результатах нашей работы не только украинский парламент, но и граждан страны.

Поэтому наша деятельность и является в определенной мере катализатором усиления политического кризиса, который, на мой взгляд, приведет страну не только к внеочередным парламентским, но и к досрочным президентским выборам.

- Ранее вы говорили, что президент Украины Виктор Ющенко, возможно, распустил парламент именно по той причине, что опасался успешного завершения расследования, проводимого возглавляемой вами временной следственной комиссией...

- Это не столько мое мнение, сколько мнение политологов, экспертов, всех, кто понимает, что в этом деле (о поставках оружия в Грузию) есть не только прямые претензии к президенту страны, но есть и документы, которые подтверждают, что действия Ющенко нанесли колоссальный урон как безопасности, обороноспособности государства, так и нашим стратегическим отношениям с Российской Федерацией.

- Как сейчас работает комиссия? Насколько зависима ее деятельность от того, собирается или не собирается то ли распущенный, то ли еще нет, парламент?

- Комиссия работает постоянно. Сейчас мы готовим согласованную с посольствами Грузии и Российской Федерации поездку в Тбилиси и в Южную Осетию. Там мы, безусловно, планируем получить новую информацию, новые материалы, которые, очевидно, дадут возможность выйти на окончательный результат. Тем более что 6 ноября должна быть закончена комплексная проверка государственного предприятия «Украспецэкспорт» и других структур, которые занимаются торговлей вооружениями, со стороны Главного контрольно-ревизионного управления Украины.

И я думаю, что тогда будут предоставлены доказательства нарушений действующего законодательства и серьезных финансовых злоупотреблений.

- Скажите, вы в Грузии взаимодействуете с кем-то из депутатов парламента, может быть, с представителями оппозиции?

- Вы знаете, с Грузией мы взаимодействуем только по официальной линии МИД. Мы напрямую отправляли запрос министру обороны Грузии, на который не получили ответа до сегодняшнего дня. Если откровенно, то у меня возникают большие сомнения, что нас допустят в Грузию, поскольку они, очевидно, понимают, что мы обладаем полной информацией, знаем, что нас интересует и знаем, где это надо искать и что смотреть.

Что касается поездки в Южную Осетию, то тут у меня сомнений нет – она, безусловно, состоится, тут от нас ничего скрывать не будут.

Сейчас мы ориентируемся на поездку в места, где проходили боевые действия на 3 ноября. По линии посольства РФ в Украине и по линии МИД Украины идет достаточно серьезная подготовка к этой поездке и я надеюсь, что нам удастся ее осуществить.

- А что, могут возникнуть препятствия?

- Необходимо отметить, - идет колоссальное противодействие, работа нашей комиссии блокируется, фактически по всей властной вертикали даны команды, чтобы нам ограничить доступ к материалам, к информации. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что проблемы в сфере торговли оружием настолько очевидны и настолько очевидна общая ситуация в стране, что очень многие ответственные работники руководствуются чувством долга. Неформально нам оказывают содействие практически во всех структурах, с нами работают люди, которые помогают в расследовании обстоятельств поставок оружия.

- Значит, они оказывают вам содействие вопреки желанию власти?

- Безусловно. Власть заинтересована исключительно только в том, чтобы свести на нет усилия нашей комиссии, скрыть ту информацию, которая, я убежден, и это скажет вам любой юрист, несет состав преступления.

- Вы заявили недавно, что вам лично и вашей семье в связи с вашей работой  руководителем следственной комиссии Верховной Рады угрожает опасность. В то же время, как известно, Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила уголовное дело по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну. При этом в информации пресс-службы СБУ по этому поводу упоминается глава следственной комиссии Валерий Коновалюк…

- О готовящихся провокациях со стороны СБУ я был предупрежден ранее и, безусловно, сегодня у них нет других средств, чтобы каким-то образом дискредитировать работу нашей комиссии, как только сфабриковать любые «дела», которые касаются якобы какого-то разглашения гостайны. На самом деле этого нет, я буквально на прошлой неделе опроверг подобные заявления СБУ.

Но ясно, что дальнейшее расследование, которое мы проводим, становится небезопасным и лично для меня, и для членов комиссии. Мы хорошо понимаем, насколько серьезные опасения вызывает наша деятельность у тех лиц, которые реально причастны к незаконной торговле оружием в Украине.

На мой взгляд, подобные действия и заявления СБУ лишь подчеркивают, что руководство спецслужбы руководствуется только прямыми указаниями секретариата президента и действует в ущерб основам национальной безопасности. Ведь уголовные  дела возбуждаются не по фактам, выявленным в ходе расследования нашей комиссией, а для того, чтобы воспрепятствовать ее работе, исключительно для того, чтобы, возможно, психологически повлиять на нашу позицию и на дальнейший ход расследования. И это показывает истинное лицо нынешней власти, меру ее действительной «приверженности» демократии. Я уверен, блокировать нашу работу будут и в дальнейшем.

- Вы получили какие-то конкретные предупреждения о грозящей вам опасности?

- Да, была получена определенная информация, которая вынудила меня переместить семью в безопасное место. Я сейчас также предпринимаю необходимые шаги по обеспечению личной безопасности. Но, вы знаете, все-таки я - офицер, человек, многое повидавший в своей жизни. И я понимаю, что в любом случае эти нарушения (при поставках Тбилиси украинского оружия) будут расследованы, мне хватит воли и мужества довести это дело до конца.

- Сколько человек работают в комиссии?

- У нас 6 членов комиссии, это люди, прошедшие хорошую школу, авторитетные политики.

- Они представляют все политические силы парламента?

- Президентская фракция, которая фактически изначально блокировала создание временной следственной комиссии, не вошла в ее состав. Это еще раз подчеркивает, что президенту Украины невыгодно это расследование.

Все члены депутатской следственной комиссии достаточно осознанно ведут это расследование, понимают, что это - небезопасная тема. Тем не менее, мы настроены по-боевому, мы хотим, невзирая на политический кризис в стране, довести расследование до конца.

- В связи с создавшейся ситуацией вы обращались к руководству СБУ с просьбой предоставить охрану. Когда мы говорили с вами об этом на прошлой неделе, вы сказали, что никакой реакции со стороны спецслужбы не последовало. Как обстоят дела сегодня?

- Сегодня от них поступил первый звонок, должна состояться встреча, пока - общего плана. Если СБУ мое заявление проигнорирует, я найду возможность проблему личной безопасности решить самостоятельно.

- Встреча состоится в здании СБУ?

- Нет, встреча состоится в Верховной Раде.

- Вы рассчитываете на положительный результат?

- Не слишком. Все эти фабрикации уголовного дела и заявления о разглашении гостайны по факту, который всем давно известен, показывают, на каком уровне сегодня работает СБУ, и насколько нарушения и злоупотребления в сфере продажи оружия коснулись этой структуры.

- Вам вменяют в вину демонстрацию секретного документа и ваши комментарии к нему…

- Я ранее продемонстрировал в прямых эфирах двух центральных телеканалов копию, снятую из Интернета. Оригиналы этого и других документов, сделав соответствующий запрос, мы получили только 6 октября. Нам не могли после этого документы не переслать. Они находятся теперь в Первом отделе Верховной Рады, там, где им положено быть.

- Там оригиналы, а копии этих документов, получается, были общедоступны?

- Безусловно. Вся «государственная тайна» этих документов, мне кажется, заключается только в одном - в конкретных фамилиях и подписях. Потому что речь идет о продаже зенитно-ракетного комплекса «БУК-М1», в печати впервые эта информация появилась впервые еще в 2006 году. А вот те, кто не хотел бы, чтобы их фамилии стали известны, они, соответственно, и воспринимают этот документ как некий атрибут государственной тайны. Но эта тема очень резонансна, и благодаря тому, что все-таки документ попал в руки журналистов, в СМИ, нам удалось более целенаправленно вести расследование и добиться серьезных результатов.

- Как Вы считаете, то, что происходит на Украине с продажей оружия, то есть, с несоблюдением действующего законодательства в процессе продажи - это системное явление или единичные случаи?

- Системный характер носят злоупотребления и коррупция, которые сложились в сфере торговли оружием. Отмечу еще раз: Украина не нарушала международных норм. поставляя вооружения в ту или иную страну. Но мы говорим о том, что государственный бюджет Украины терял огромные средства, мы говорим о том, что министерство обороны оставалось без достаточного финансирования, без средств, которые должны были быть направлены, прежде всего, на перевооружение собственной армии, на решение социальных проблем военнослужащих.

Мы говорим о том, что, в ущерб обороноспособности страны, разукомплектовывались целые подразделения, части, которые несли боевое дежурство.

Вот эти факты, они, к сожалению, стали в стране системными. И вызывает сожаление, что те органы, которые обязаны контролировать это, абсолютно бездействуют. Или же препятствуют работе комиссии.

- Украинские СМИ со ссылкой на данные комиссии писали, что только на поставках оружия в Грузию Украина потеряла 100 миллионов долларов. 

- Дело в том, что отношения Ющенко и Саакашвили складывались в вопросе о поставках оружия не как обычные межгосударственные отношения, то есть исключительно протокольные, а наоборот, как родственные отношения двух людей, которые, очевидно, решили, что можно как-то, используя оружейный бизнес, помогать друг другу…

Я совершенно уверен, что, если бы не поставки оружия из Украины, грузинской агрессии на Южном Кавказе не было бы. Мировое сообщество вместе с Российской Федерацией нашло бы, вероятно, пути мирного решения проблем Южной Осетии.

- Затронем «оружейную» тему в более широком контексте. Известно ли, сколько советского оружия и боеприпасов хранится на складах Украины, которые почему-то периодически горят, как налажен контроль, не продаются ли вооружения тайно?

- Это очень болезненная тема. Украина даже не имеет государственной программы утилизации боеприпасов. У нас хранится более 2 миллионов тонн боеприпасов разной классификации, и это несет угрозу не только техногенных катастроф, но и угрозу безопасности для граждан страны.

Третья часть этих боеприпасов хранится без соблюдения надлежащих условий хранения, не только без необходимого пожарного контроля, но и без элементарной охраны. В связи с этим не исключены были и контрабандные поставки. И пожары на военных складах вряд ли случайны.

Здесь необходимо срочно наводить порядок. Сейчас наша комиссия самостоятельно работает над созданием госпрограммы утилизации боеприпасов и готовит ряд законопроектов, которые будут направлены на усиление государственного контроля в сфере военно-технического сотрудничества. После их принятия парламентом можно будет не допустить повторения того, что произошло в последние годы, когда мы поставляли Грузии оружие в количествах, значительно превосходящих потребности этой страны в обеспечении обороны. Фактически мы подталкивали государство к решению своей внутренней проблемы военным путем.

- Но почему стали возможны злоупотребления, о которых вы говорите? Неужели совсем нет никакой системы контроля над тем, как продается украинское оружие?

- Служба экспортного контроля работает достаточно качественно, но когда вся система нацелена на получение незаконных доходов в этой сфере деятельности, а мы видим, как страдает бюджет страны, то говорить о том, что мы контролируем все эти процессы, нельзя.

В начале октября транспортная авиация НАТО вывозила с военного аэропорта Гостомеля вооружения – об этом же никто не знает, об этом никто не говорит. Непонятно, куда вывозили, по каким контрактам. Вывозились и танки, и ракетные установки. Куда их повезли? Мы сделали по этому поводу запросы, но в ответ – тишина. Нам просто не отвечают.

Сейчас Генпрокуратура по обращению ряда депутатов расследует такой факт – на одном из арсеналов в Кировоградской области четыре американских военспеца отбирали противотанковые управляемые ракеты «Фагот» и «Малютка» для поставок в Грузию. Это было в начале сентября, когда уже была создана наша комиссия.

- А как на территорию Украины попадают такие военспецы США?

- Для этого они и изменили политическую ситуацию в Украине  в 2004 году – для того, чтобы иметь открытый и свободный доступ…

- Получается, можно фактически говорить о том, что армия США имеет к украинским вооружениям более свободный доступ, чем парламентская следственная комиссия?

- Я думаю, да.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала