Рейтинг@Mail.ru
Владимир Лукин: россияне стали чаще жаловаться на нарушение своих прав - РИА Новости, 25.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владимир Лукин: россияне стали чаще жаловаться на нарушение своих прав

Читать ria.ru в
Омбудсмен Владимир Лукин рассказал, что серьезной проблемой по-прежнему остается переполненность тюрем и камер предварительного заключения, а часто возникающие конфликты между бывшими супругами, которые не могут «поделить» детей, происходят из-за недостатка правовой грамотности российских граждан, заключающих международные браки.

Количество обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в РФ из года в год увеличивается, при чем, в основном россияне жалуются на нарушение прав в уголовном судопроизводстве и недостаточно быстрое решение жилищных вопросов. В интервью корреспонденту РИА Новости Елене Коробейниковой омбудсмен Владимир Лукин рассказал, что серьезной проблемой по-прежнему остается переполненность тюрем и камер предварительного заключения, а часто возникающие конфликты между бывшими супругами, которые не могут «поделить» детей, происходят из-за недостатка правовой грамотности российских граждан, заключающих международные браки.

- Вы ежегодно готовите доклад по обращениям граждан, насколько больше или наоборот меньше их поступило в этом году, по сравнению с прошлым? Какие вопросы и проблемы больше всего волнуют граждан? Каков процент обращений граждан по жилищной теме?

- Действительно, ежегодный Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ обобщает все значимые тенденции и явления в сфере прав и свобод человека в нашей стране. В докладе дается общая оценка положению дел с правами человека в России, состоянию и динамике наиболее важных правозащитных проблем, приводится информация о деятельности Уполномоченного, включающей рассмотрение обращений граждан, взаимодействие с государственными органами и институтами гражданского общества, анализ действующего законодательства в области прав и свобод человека, а также разработку положений по его совершенствованию.

Отмечу, что существует устойчивая тенденция роста количества обращений к Уполномоченному из года в год. И в этом году – по данным на середину ноября – число поступивших жалоб выросло почти на 10% по сравнению с 2008 годом.

Наибольшее число жалоб – заметно больше остальных – поступает в связи с нарушениями прав человека в уголовном судопроизводстве. А вот как раз обращения по жилищным делам идут на втором месте. 

Одна из самых распространенных ситуация в жилищной сфере - когда положенное гражданам по закону жилье не выделяется годами. В направляемых к нам обращениях о нарушениях жилищных прав граждан, вопрос номер один — это проволочки с выделением жилья. В частности, люди, которые воспитываются в детских домах, должны, по достижении ими 18 лет, получить какое-то жилье. А жилье им либо не дают, либо дают непригодное для проживания. Закон не исполняется. Инвалидам также очень часто дают жилье, проживание в котором невозможно.

- Насколько несовершенно наше законодательство и требует ли оно каких-то изменений по вопросам, когда бывшие супруги оспаривают права на воспитание детей? Как юридически может защитить себя россиянка в праве воспитывать ребенка в случае развода с гражданином другого государства? Надо ли что-то менять не только в законодательстве, но и в сознании людей по этому вопросу (определения с кем жить ребенку)?

- Не думаю, что наше законодательство требует кардинальных изменений, поскольку в нем закреплен принцип равенства прав родителей на общение с детьми и право ребенка на общение с обоими родителями, что полностью соответствует статье 10 Конвенции о правах ребёнка, предусматривающей право детей, родители которых проживают в различных государствах, регулярно поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими из них. Анализ обращений ко мне, в том числе участников международных споров по определению места жительства детей, поступивших из Израиля, Финляндии, Франции, Азербайджана, Таджикистана и других стран показывает, что часто дети во взаимоотношениях взрослых становятся разменной монетой, используются для оказания давления на противоположную сторону в достижении их личных целей.

Конфликтные ситуации очень часто возникают вследствие недостаточной правовой грамотности российских граждан, заключающих международные браки, в том числе и с жителями стран бывшего Советского Союза. При вступлении в брак с гражданином иностранного государства необходима полная осведомленность наших граждан о специфике семейного законодательства, последствиях расторжения брака, порядке определения гражданства и места жительства ребенка другой страны. С этой целью не нужно менять законодательство, достаточно предусмотреть в штатном расписании органов ЗАГСа специальную единицу юриста, в обязанности которого будет входить обязательное информирование российских граждан об особенностях законодательства страны проживания супруга и целесообразность заключения брачного договора.

У нас в стране заключается много международных браков. При этом процент разводов в семейных союзах подобного рода не превышает процент распада браков, заключенных между гражданами РФ. Если же международный брак все-таки распадается, то, в большинстве случаев родители осознают свою ответственность за будущее своего ребенка, психологический климат, в котором он будет жить и воспитываться при раздельном их проживании, и по взаимному согласию решают вопрос о порядке общения с ним. Таким образом, соблюдение интересов ребенка при расторжении брачных отношений скорее зависит от способности родителей урегулировать конфликт. Право ребенка при определении его места жительства с одним из родителей на общение с отдельно проживающим родителем законодательно закреплено и в большинстве случаев исполняется гражданами вне зависимости от страны проживания.

- В ноябре должна приехать комиссия уполномоченного по правам человека в Ярославскую область, чтобы проверить условия жизни шестилетней Сандры Зарубиной, которую мать отсудила у приемных родителей в Португалии. Кто войдет в ее состав, будете ли вы лично следить за судьбой этой девочки? Если решение комиссии будет не в пользу русской матери, какие дальнейшие шаги будут предприняты со стороны вашего института?

- Комиссия Уполномоченного по правам человека в РФ побывала в п. Пречистое Ярославской области в середине ноября. Начальник Управления по правам ребенка Н.А. Яковлева и советник Управления Е.Б. Богданова всесторонне ознакомились с условиями жизни Сандры (Саши) Зарубиной.

Согласно данным наших сотрудников, Сандра (Саша) Зарубина посещает детский сад, по-русски говорит уже практически свободно. У нее появились друзья, Сандра (Саша) очень тепло отзывается о маме, сестре и других членах своей семьи. Когда наши сотрудники навестили Сандру (Сашу) у нее дома, девочка с удовольствием показала им свою комнату, игрушки, рисунки, выполненные, к слову, в светлых тонах и изображающие членов семьи. Благополучный характер отношений в семье Сандры (Саши) подтверждают сотрудники и психолог местного детского сада.

Что касается матери Сандры (Саши), Натальи Зарубиной, то она трудоустроена, не имеет прогулов или замечаний на работе. Фактов злоупотребления Н. Зарубиной спиртными напитками после ее устройства на постоянную работу в сентябре текущего года не имеется. Благоприятные изменения в поведении Н. Зарубиной отметили и сотрудники муниципальных органов власти, милиции и прокуратуры.

Таким образом, оснований для постановки вопроса о лишении Н. Зарубиной родительских прав в настоящее время мы не видим.

Вместе с тем судьба шестилетней Сандры (Саши) находится под постоянным контролем Уполномоченного. Сотрудники его Аппарата будут и в дальнейшем регулярно посещать п. Пречистое, поддерживать постоянные контакты с представителями государственных и муниципальных органов власти, благодаря чему все изменения в положении семьи Зарубиных станут известны незамедлительно.

- Как вы относитесь к идее депутатов Госдумы РФ создать международный семейный суд, необходимый для защиты прав детей, рожденных в международных браках, поскольку в России участились случаи "дележа" общих детей разведенными родителями?

- Создавать по каждому вопросу отдельный судебный механизм – не слишком продуктивная идея.  У нас очень много проблем в любой сфере правоотношений, в том числе в вопросах соблюдения прав детей. В частности, десятки тысяч детей-сирот не обеспечены положенным по закону жильем, сотни усыновителей имеют претензии к российским органам опеки.

Наконец, международная правовая теория и практика в вопросах транснациональных браков весьма неплохо разработана. Поэтому всем заинтересованным лицам и инстанциям следует тщательнее и квалифицированнее работать в рамках уже существующих механизмов.

- Российские тюрьмы переполнены, люди, особенно в камерах предварительного заключения, иногда даже вынуждены спать по очереди. На ваш взгляд, может ли решить эту проблему инициатива с применением специальных браслетов? Как сделать так, чтобы за нетяжкие преступления людей на время следствия отпускали под подписку или залог?

- Проблема очень важная, даже несмотря на то, что ситуация не столь тяжелая, как в конце прошлого, начале нынешнего века, когда люди действительно спали по очереди и даже в несколько смен. За последнее время ФСИН России приложила значительные усилия по увеличению камерной площади следственных изоляторов.

Тем не менее, с сожалением вынужден констатировать, что мера пресечения в виде заключения под стражу не потеряла свою исключительность и применяется в нашей стране наиболее часто, чтобы не сказать в подавляющем большинстве случаев.

Не решило проблему и установление судебного порядка ее применения. Об этом свидетельствует устойчивая тенденция роста количества лиц, находящихся в местах лишения свободы. Судите сами. Если в 2004 году в местах лишения свободы содержалось чуть более 760 тысяч человек, то уже в 2005 году это количество составляло свыше 820 тысяч человек. В настоящее время в российских местах лишения свободы содержатся более 870 тысяч человек.

Проблема очень серьезна, прежде всего, потому, что человек, в отношении которого суд еще не вынес обвинительного приговора, лишается свободы, то есть одного из самых существенных своих конституционных прав. Также ограничивается его право на неприкосновенность личной жизни, на тайну переписки, на свободное перемещение и выбор места пребывания и целый ряд других. Наконец, страдают родственники, члены семей подозреваемых и обвиняемых.

Одна из главных причин такого положения заключается, на мой взгляд, в юридической конструкции норм уголовно-процессуального законодательства. Так, в соответствии с действующим законодательством, мера пресечения избирается исходя из субъективной оценки того, может ли подозреваемый или обвиняемый совершить определенные действия, препятствующие ведению следствия и отправлению правосудия: пуститься в бега, продолжить занятия преступной деятельностью, угрожать свидетелям и ряд других.

Представляется, что эффективным путем решения данной проблемы могло бы стать установление более четких критериев возможности применения меры пресечения в виде содержания под стражей. К примеру, нужно установить в законе составы преступлений, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не может применяться по определению.

Что касается так называемых «специальных браслетов», то речь идет о новом виде уголовного наказания – ограничении свободы. Насколько мне известно, сейчас ФСИН России заканчивает проведение эксперимента в этой сфере, после чего будет проведен анализ и сделаны соответствующие выводы.

Мне представляется, что введение еще одного вида наказания, альтернативного лишению свободы, следует всячески поддерживать.

По мнению ряда известных экспертов, эти устройства возможно использовать и в качестве меры пресечения. Для этого нужно проанализировать результаты эксперимента и внести соответствующие изменения в действующее законодательство.

- Многие политики неоднократно высказывались за введения наркотестирования в вузах и школах. По вашему мнению, не нарушит ли принятие такой меры права ребенка?

- Борьба с распространением наркотиков – чрезвычайно важная и актуальная задача. Однако она должна вестись в рамках конституционного поля. Поголовные же проверки в учебных заведениях нарушают принцип презумпции невиновности. Незаконность подобных мер подтвердил и Верховный суд, который еще в мае 2006 года признал незаконным указ губернатора Пермского края об обязательном тестировании населения на наркотики и алкоголь.

Кроме прочего, в наших условиях поголовные проверки могут стать источником коррупции. Многие эксперты убеждены, что тестирование не способствует социальной реабилитации наркоманов, а преследование делает изгоями в том числе тех, кто потреблял наркотические вещества однажды или потреблявших так называемые «легкие» наркотики и не ставших зависимыми. Наконец, для абсолютного большинства населения, никогда не употреблявшего наркотики – это унизительная процедура.

Нельзя также пропустить вопрос о том, что будет делать ФСКН России с полученными результатами?  Тест позволит выявить некоторое количество наркоманов, их, возможно, накажут. Однако повлияет ли это хоть в какой-то мере на наркоторговцев? Тестирование имело бы смысл в случае принятия комплексной государственной программы по борьбе с наркоманией, основными направлениями которой стали бы профилактика, работа с родителями, направленная на улучшение психологического климата в семье.

Существуют, по мнению ряда ведущих специалистов, и сугубо технические препятствия. Финансовые и правовые проблемы не позволяют российским лабораториям подготовиться к аккредитации, как того требуют международные правила. Кроме того, переход на систему организации работы по западному образцу будет противоречить российскому законодательству, так как эффективную систему контроля качества невозможно организовать при личной ответственности только одного эксперта. Система контроля качества надежно действует только тогда, когда контроль осуществляется несколькими людьми и за результаты анализа отвечает лаборатория, выдавшая отчет об анализе, а не один эксперт.

- Вы назвали ингушского общественника и бывшего оппозиционера Макшрипа Аушева, убитого в Кабардино-Балкарии в конце октября, «центром правозащитного движения».Что теперь, на ваш взгляд, будет с этой деятельностью в Ингушетии, насколько, на ваш взгляд, соблюдаются права человека в республике: изменилась ли ситуация, если да, то к лучшему или худшему? Какова ситуация на Северном Кавказе в целом, включая Чечню?

- Северный Кавказ остается самой «горячей» точкой на карте России. Об этом еще раз напомнил в своем Послании Федеральному Собранию президент Д.А. Медведев. Одна из главных причин сложившейся ситуации, безусловно, связана с многочисленными нарушениями прав и свобод человека. Причем речь идет не только о вылазках боевиков. Нередко возникают серьезные сомнения относительно законности действий представителей государственных органов власти и силовых структур. Это особенно опасно, поскольку подрывает доверие граждан к государственным институтам, их веру в законность, в возможность легальным образом защитить свои права и интересы.

Потеря Макшарипа Аушева – невосполнима. Он пользовался большим авторитетом не только в своей республике, но и во всем регионе Северного Кавказа. Его мнение высоко ценили гражданские организации, к нему прислушивались и наиболее дальновидные представители власти, включая президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Теперь остается надеяться, что, несмотря на трагическую гибель Аушева, власть и оппозиция, гражданские силы в Ингушетии сумеют продолжить поиск точек соприкосновения ради дальнейшей стабилизации ситуации в республике.

Президент Ингушетии Евкуров взял твердый курс на улучшение ситуации с правами человека в республике, активно налаживает диалог с обществом. Есть уже и первые положительные результаты, включая проведение первых выборов в органы местного самоуправления. При этом, политика нового руководства Ингушетии очевидным образом не устраивает террористическое подполье, которое всеми силами пытается подорвать позитивные начинания Евкурова. К этому следует добавить объективные трудности, связанные с преодолением инерции бюрократического аппарата, привыкшего не считаться с мнением и интересами рядовых граждан. Поэтому ситуация в Ингушетии остается непростой.

Что касается Чечни, то на фоне ряда признаков стабилизации обстановки в республике, регулярно – через негосударственные каналы информации – поступают сообщения о нарушениях прав жителей ЧР.

- Как вы относитесь к искам Кадырова в отношении главы «Мемориала» Орлова, который, по его мнению, возложил на него ответственность за убийство Эстемировой? Следите ли вы за расследованием этого дела?

- Убийство Натальи Эстемировой глубоко потрясло гражданское общество России, включая и вашего покорного слугу… Разумеется, я слежу за ходом расследования, и могу сказать, что работа следственных органов пока оставляет желать лучшего. Не вызывает оптимизма и опыт расследования многих предыдущих убийств правозащитников, как на Северном Кавказе в целом, так и в Чечне.

Что касается конфликта между Орловым и Кадыровым, то с обеих сторон, как представляется, первоначально была проявлена излишняя эмоциональность, повлекшая за собой ряд шагов (включая подачу судебных исков), о которых, возможно, участники теперь в той или иной мере сожалеют. Однако просто «отыграть назад» они, видимо, не могут, опасаясь «потерять лицо».

Рамзан Кадыров часто подвергается серьезной критике со стороны правозащитников. Однако сама по себе репутация – не преступление. Кадыров, в свою очередь, как и каждый гражданин России, имеет право обратиться в суд с иском, если считает что к нему отнеслись предвзято.

К Орлову я отношусь с большим уважением. Он – одни из самых самоотверженных и преданных делу правозащитников. Вместе с тем, по моему мнению, публичные высказывания даже в стрессовых ситуациях должны тщательно взвешиваться.

- Насколько институт работы уполномоченных по правам человека на местах эффективен? С какими вопросами обращаются ваши коллеги из регионов?

- Говоря откровенно, работать становится все труднее: количество обращений возрастает, в том числе в связи с экономическим кризисом, а финансирование (уполномоченные финансируются из региональных бюджетов) уменьшается. Вместе с тем, насколько мне известно, в целом удается в срок отреагировать на большую часть обращений. В то же время, степень «проработанности» ответов в значительной мере зависит от готовности к сотрудничеству со стороны соответствующих органов государственной власти.

Вызывает озабоченность и юридически обусловленная зависимость работы региональных уполномоченных от благорасположения региональных властей. Во многих субъектах РФ местные законы об уполномоченных по правам человека позволяют властям региона легко снимать с должности не угодившего им омбудсмена.

В таких условиях региональным уполномоченным по правам человека очень трудно, в частности, преодолевать значительную инерцию, «обвинительную» направленность работы, присущую ряду региональных судов.

Тем не менее, каждый положительный «прецедент», создаваемый региональными омбудсменами в ходе их противодействия властному произволу, в конечном счете, способствует постепенным, пусть и небольшим шагам в гуманистическом направлении в работе всей российской государственной машины.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала