Рейтинг@Mail.ru
Существует ли "католическое" и "православное" Рождество? - РИА Новости, 25.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Существует ли "католическое" и "православное" Рождество?

© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкНочное богослужение в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Ночное богослужение в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Читать ria.ru в
В нашей речи применительно к России мы часто говорим о «православном Рождестве», которое якобы 7 января и о «католическом Рождестве», которое якобы 25 декабря. Хотя на самом деле в этом вопросе происходит большая путаница. Многие Православные Церкви празднуют Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь придерживается юлианского календаря и для нее 25 декабря выпадает на 7 января.

В нашей речи применительно к России мы часто говорим о «православном Рождестве», которое якобы 7 января и о «католическом Рождестве», которое якобы 25 декабря. Хотя на самом деле в этом вопросе происходит большая путаница. Многие Православные Церкви празднуют Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь придерживается юлианского календаря и для нее 25 декабря выпадает на 7 января. Об этом и о смысле Рождества состоялся разговор главного редактора RussiaProfile.org Андрея Золотова-младшего с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонахом Филиппом (Рябых) и генеральным секретарем Конференции католических епископов России священником Игорем Ковалевским.

Иеромонах Филипп (Рябых): Суть праздника Рождества заключается в том, что примерно 2 000 лет назад человечество увидело сбывшейся свою долгую надежду на тесное общение с Богом. Об этой надежде говорит писание Ветхого Завета, о том, как праведники искали этой близости с Богом. И о том, как в Рождество человечество действительно может очень близко подойти к Богу, обратиться к нему и изменить свою жизнь.

А.З.: Но ведь многие люди празднуют Рождество, да и Новый Год, просто как семейный праздник. Покупают подарки, поют песни. То есть Рождество для многих людей связано просто с какой-то чисто житейской радостью.

Иеромонах Филипп (Рябых): Это действительно так. Но ведь источник этой радости и заключается в осознании события. Человек ищет в своей жизни опору, ищет добра, любви. И как раз пришествие Бога на землю открывает человеку все это.

А.З.: Отец Игорь, а для вашей церкви в России, чем Рождество отличается от Рождества в каких-то других местах или от Рождества в Православной Церкви?

Священник Игорь Ковалевский: В России прежде всего датой. Хотя некорректно говорить, что 25 – это католическое Рождество. Большинство православных тоже отмечает Рождество 25-го декабря по григорианскому календарю. На самом деле даты эти условные. Библия не говорит, когда конкретно родился Христос. Главное, чтобы он родился в наших сердцах. А смысл праздника, наверное, лучше всего выражает начало Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотью и обитало с нами ». Бог стал человеком. Раз Бог стал человеком, то нашу жизнь наполняет истинная радость. Радость и есть главный атрибут Рождества. Она проявляется в культуре, в том числе в традициях, которые у разных народов могут отличаться друг от друга. Но главное, все должно приводить к радости.

Иеромонах Филипп (Рябых): Если говорить об особенностях празднования Рождества в России, то надо отметить, что подготовкой к встрече этой радости в России является соблюдение рождественского поста.

А.З.: И этому так мешают новогодние праздники!

Иеромонах Филипп (Рябых): Действительно, это то, что мы унаследовали с советского времени, потому что государство в 1918 году перешло на григорианский календарь и с тех пор гражданский календарь – это григорианский календарь, но церковь продолжала жить по юлианскому календарю. И теперь получилось так, что Новый Год мы отмечаем раньше, чем к нам приходит Рождество. И люди этот праздник уже стараются отметить весельем, застольем. И как раз это не соответствует духу поста.

А.З.: Сегодня на Западе очень актуален вопрос для многих христианских общин о «возвращении Христа в Рождество» -- «Return Christ to Christmas». Мне приходилось читать статью одного протестантского пастора в Америке, который совершенно серьезно предлагает вместо Рождества сделать 2 праздника. И убрать из этого христианского Рождества охоту за подарками, застолье и его потребительскую сторону. В России, казалось бы, этой проблемы нет.

Иеромонах Филипп (Рябых): Мне кажется, что такие предложения рано или поздно окажутся непродуктивными. Потому что, когда мы стараемся отделить духовное от материального, от земного, тогда все равно происходит некое искажение смысла христианского праздника. Ведь Бог стал человеком. Значит, соединилось духовное и материальное. И с тех пор мы не можем противопоставлять духовное и материальное, духовное и земное. Мы должны суметь их соединить. И в этом является задача и христианина, в том числе.

Священник Игорь Ковалевский: Церковь призвана облагораживать культуру. В том числе светскую, мирскую культуру. И, в частности, то, что касается коммерческой составляющей Рождества Христова. Это задача для всех христиан на самом деле и на Западе, и на Востоке вносить эту духовную составляющую. Сейчас даже в некоторых странах идут дискуссии по поводу политкорректности самого названия – Рождество (Christmas), насколько это приемлемо для представителей других религий. На самом деле необходимо вернуться к истокам.

А.З.: Поскольку заканчивается год, каковы главные события этого года, итоги года для православной церкви, для католической церкви в России?

Иеромонах Филипп (Рябых): В русской православной церкви таким событием стало избрание нового Патриарха, главы церкви. 1 февраля была совершена интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его приход на патриарший престол открыл новую страницу в истории русской церкви и, думаю, в истории тех стран, которые окормляет русская церковь. Святейший Патриарх уже показал, что главной задачей его патриаршества будет работа с молодежью. Это будущее церкви.

Священник Игорь Ковалевский: На самом деле для католической общины в России, избрание нового Патриарха тоже является важнейшим событием. Ничего в этом удивительного нет, ведь мы близкие по духу конфессии, а католическая община находится в меньшинстве в России и призвана, по своей природе, к плодотворному сотрудничеству с Русской Православной Церковью. Поэтому для нас очень важным событием также является возобновление работы нашей смешанной рабочей группы по урегулированию проблем между нашими Церквями в Российской Федерации. Мы как раз председатели с отцом Филиппом этой рабочей группы.

А.З.: Спасибо! И давайте поздравим сейчас всех наших читателей, зрителей, слушателей, пользователей сайта РИА Новости с праздниками! И с Рождеством Христовым!

Иеромонах Филипп (Рябых): Всего самого доброго! С Рождеством Христовым!

Священник Игорь Ковалевский: Обилия Божьего благословения и радостного Рождества!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала