Рейтинг@Mail.ru
Виктор Ишаев: Дальний Восток нужно развивать с прогнозом на 40 лет - РИА Новости, 15.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Виктор Ишаев: Дальний Восток нужно развивать с прогнозом на 40 лет

© Фото : Пресс-служба полпреда президента в Дальневосточном федеральном округеПолпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев
Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев
Читать ria.ru в
О своей оценке социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке в интервью РИА Новости расказал полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.

Дальний Восток делает ставку на ряд крупных инвестиционных проектов, которые, по прогнозам властей, могут обеспечить на долгие годы развитие экономики региона. В их числе – строительство газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», подготовка Приморья к саммиту АТЭС в 2012 году. Курирует стройки полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, который был назначен на эту должность 30 апреля прошлого года. Своими прогнозами и оценкой социально-экономической ситуации в самом  большом округе России полпред поделился с корреспондентом РИА Новости Ларисой Докучаевой.

- Вы уже почти год как сменили кресло губернатора на кресло полномочного представителя президента…

- Когда меня спрашивают «где вы живете», я отвечаю «в самолете». Этот год запомнился постоянными перелетами: с Дальнего Востока в Москву, а также передвижениями внутри округа. Мы живем в регионе, где самолет - это главное, а порой единственное средство передвижения.

Я бы назвал минувший год временем особого внимания руководства страны к Дальнему Востоку. Здесь был президент, пять раз - председатель правительства, подписана Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Эти месяцы мы активно работали с моими коллегами-губернаторами над антикризисными мерами. В итоге Дальневосточный федеральный округ по основным макроэкономическим показателям выглядит гораздо лучше остальных округов и всей страны в среднем.

Сегодня здесь реализуется ряд крупных проектов на основе частно-государственного партнерства, и это тоже дает свои результаты.
Мы создали Общественную палату, занимались строительством объектов к саммиту АТЭС, автомобильной дороги «Чита-Хабаровск», проводили мониторинг цен на лекарства и тарифы ЖКХ, решали проблемы крупных предприятий. Поверьте, скучать не приходится.

- Удастся ли на Дальнем Востоке до Дня Победы обеспечить квартирами всех ветеранов войны?

- Сегодня из 1 тысячи 615 ветеранов, которые встали на очередь до 1 марта 2005 года и должны быть обеспечены жильем до 1 мая 2010 года, осталось 166 человек. Из них 163 проживают в Якутии, там идет строительство нового дома и люди получат жилье, и еще три ветерана в Еврейской автономной области.

Фронтовиков, вставших на учет после 1 марта 2005 года, в федеральном округе чуть больше 2,9 тысячи человек, но эта цифра гибкая и может увеличиться. На той территории, где идет строительство нового жилищного фонда, есть уверенность в том, что региональные власти со своей задачей справятся. Так, в Якутии нужно будет выдать 621 квартиру. А вот там, где нет строительства и рынка жилья, будет очень тяжело. В Амурской области необходимо предоставить ветеранам 796 квартир, в Приморском крае - 885, в Еврейской АО - 177. Квартиры нужны не только в городах, но и в сельской местности, а там, как правило, ничего нет. Поэтому могут возникнуть проблемы. Я считаю, что выдать всем квартиры - задача сложная, но решаемая. Региональные власти совместно с Минрегионом должны решать эти вопросы, в том числе с выделением дополнительных средств.

- Как решается проблема с чрезмерным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги?

- Рост тарифов наблюдался практически по всем территориям округа. Там, где вопросами жилищно-коммунального хозяйства предметно занимаются, ситуация более или менее стабильная. К сожалению, у нас очень много популизма. Кое-где власти тариф занижают, «развитие» в тариф не вкладывают. В результате идет износ основных фондов, энергетика начинает «хромать». Потом начинают понимать, что нужно вкладывать средства, которых нет, и начинают увеличивать тариф на 64%.

Энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство на Дальнем Востоке всегда получали поддержку из трех источников: конечный потребитель услуг, региональный и федеральный бюджеты. Сегодня получается, что все проблемы сваливаются непосредственно на человека, что в корне неправильно.

Во всех субъектах федерации округа, где было допущено превышение платы за коммунальные услуги более чем на 25%, проводилась работа по приведению нормативов в соответствие. И гражданам сделают перерасчет с 1 января 2010 года за счет средств региональных бюджетов.

- Как идет строительство во Владивостоке к саммиту АТЭС-2012? 

- Во время моей последней поездки во Владивосток 8 апреля я отметил большие изменения. Работы ведутся очень активными темпами. Капитальная реконструкция Владивостокского аэропорта, которая позволит сделать его современным и значительно увеличить пропускную способность, идет по графику. На острове Русский уже возведены каркасы корпусов Дальневосточного федерального университета, начинается закладка пресс-центра и конференц-центра. Одновременно ведутся работы по модернизации городской системы водопровода и канализации. Поставлена четкая задача к началу отопительного сезона: к октябрю 2010 года подать тепло в здание университета, чтобы начать отделочные работы.

Сегодня в строительных работах участвуют более 150 проектных и подрядных организаций и свыше 12 тысяч человек. Только на одном острове Русский трудится более 4 тысяч человек, а летом их число вырастет до 10 тысяч. Поэтому на острове нужно создать всю необходимую инфраструктуру, включая свою пожарную часть, отдел милиции, поликлинику, магазины.

С финансированием строительства проблем нет: оно идет опережающими темпами. К сожалению, низкими темпами ведется освоение средств.

Что касается  развития острова Русский после 2012 года, когда завершится саммит АТЭС, то здесь нужно строить санатории и дома отдыха, чтобы дальневосточники могли приезжать сюда на отдых и лечение. 

- Вы вышли с предложением к президенту России о подготовке концепции развития Дальнего Востока до 2050 года. Насколько необходим такой документ?

- В конце 2009 года была принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Это хорошо, но нам необходимо смотреть дальше, на перспективу до 2050 года. Ведь иностранные инвесторы не могут приходить на год или два, даже на десять лет. Для поступательного развития территории, для решения геостратегических задач России в этом регионе, необходимо делать прогноз на сорок лет вперед.

Концепцию развития Дальнего Востока до 2050 года необходимо подготовить уже к саммиту АТЭС 2012 года, чтобы продемонстрировать его участникам долгосрочные перспективы развития региона и получить возможность вести переговоры о сотрудничестве на ближайшие десятилетия. Такая концепция даст возможность потенциальным инвесторам определить свое участие в инвестиционных проектах на российском Дальнем Востоке. Президент согласился с моим предложением и уже дал поручения соответствующим министерствам и ведомствам начать разработку такого стратегического документа.

- Какие отрасли могут стать точками роста экономики Дальнего Востока в ближайшие десять лет?

- Реализация инфраструктурных проектов: строительство нефте- и газопроводов, строительство и модернизация автодорог, морских портов и аэропортов. Развитие получат перерабатывающая и горнодобывающая промышленность.

В ближайшие десять лет инвестиции на развитие региона составят не менее 3,3 триллиона рублей. Основной объем средств будет направлен на развитие инфраструктуры. С учетом утвержденной стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года эти инвестиционные планы возрастают почти в три раза - до 9 триллионов рублей.

Огромные инвестиции предусмотрены в развитие топливно-энергетического комплекса – 1,156 триллиона рублей. Важнейшие проекты - это строительство второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» от Сковородино в Амурской области до бухты Козьмина в Приморье, Приморского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) и газопровода в Камчатском крае. Кроме того, будут сделаны отводы на НПЗ в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, что позволит увеличить объемы производства нефтепродуктов стандартов «Евро  4» и «Евро 5» на внутренний рынок и на экспорт. Продолжается реализация проектов «Сахалин-2, 3, 4, 5» общей стоимостью не менее 1,8 триллиона рублей.
Будет реализована программа газификации Дальнего Востока за счет ресурсов Якутии (Чаяндинское месторождение, 105 миллиардов рублей) и Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение, 195 миллиардов рублей).

Ресурсы этих же регионов будут использованы в нефтеперерабатывающей и трубопроводной системах Дальнего Востока, а также для экспорта в Китай, Республику Корея, КНДР и Монголию. Инвестиционная оценка создания опорной газопроводной системы составляет около 675 миллиардов рублей.

В связи с подготовкой саммита АТЭС практически весь Приморский край становится точкой роста для экономики Дальнего Востока. Дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали (БАМа) также  может стать  на многие годы стимулом для экономического роста округа.

- Зачем нужно строить вторую нитку БАМа?

- Сегодня многие станции БАМа работают вполсилы, а железнодорожные объекты законсервированы, но уже в ближайшие годы магистраль может не справиться с возросшими объемами перевозок.

По примерным прогнозам «Сибирской угольной энергетической компании», «Мечела», «РУСАЛа», Республики Саха (Якутии) и других крупных компаний, работающих на Дальнем Востоке, объемы грузоперевозок к восточным портам Хабаровского края могут к 2050 году вырасти до 108 миллионов тонн.

Даже после завершения строительства Кузнецовского тоннеля, которое намечено на 2013 год, и реконструкции станций, БАМ сможет пропускать до 30 миллионов тонн грузов.

Развитие порта Ванино, терминала в бухте Мучка, Советско-Гаванской особой портовой зоны приведет к тому, что мощностей БАМа может уже не хватить. Мы должны понимать, что для того, чтобы обеспечить пропуск всех грузов, надо развивать магистраль, а поскольку строительство второй нитки БАМа потребует не одного года, мы уже сегодня должны думать о перспективе.

Строительство потребует примерно 500 миллиардов рублей в ценах 2010 года. Для реализации проекта придется привлекать средства и государственные, и частные. Многие из инвесторов это понимают. Например, «Мечел» готов обсуждать свое участие в строительстве электростанции в городе Советская Гавань и вложить в проект значительные средства.

- Какие дальнейшие перспективы развития российско-китайских отношений?

- Китай - серьезный рынок сбыта нашей продукции и потенциальный инвестор. Мы должны привлекать его ресурсы, в том числе, и для глубокой переработки. Накануне я обсуждал этот вопрос с председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго. Мы пришли к единому мнению, что в целях реализации принятой в сентябре 2009 года Программы сотрудничества регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Востока КНР   необходимо сформировать механизм сотрудничества, в котором правительства двух стран играли бы руководящую и координирующую роль, а региональные власти отвечали бы за конкретную работу.

В ближайшее время Россия и Китай создадут совместную рабочую группу по развитию двустороннего сотрудничества. Президент России уже дал по этому вопросу соответствующие поручения. Эта рабочая группа станет реальным механизмом, который позволит расширить взаимоотношения между двумя странами.

Доля Китая в общем объеме иностранных инвестиций, как на Дальнем Востоке, так и в целом в России, составляет около 1%. Это говорит о том, что мы не полностью используем свои возможности. 

- Чукотка и Камчатка уже приблизились на час к Москве, перейдя на магаданское время - с восьмичасовой разницей со столицей. Будут ли новые шаги по сокращению часовых поясов на Дальнем Востоке?

- Я не сторонник крайних мер. Загнать Россию в один или даже пять часовых поясов как некоторые предлагают - это не реально и нет такой необходимости.  Если в целом в России вместо 11 часовых поясов будет 7, то это нормально. На Дальнем Востоке должно быть 2-3 часовых пояса. Первый шаг уже сделан, и это разумно.

Камчатский край и Чукотский автономный округ просто не перешли на летнее время. Ничего не теряя, они продолжили работать в том же режиме. Таким образом, один часовой пояс ушел. Сегодня Амурская область и часть Якутии имеют шестичасовой часовой пояс, от которого вполне спокойно можно отказаться, перейдя на семичасовой пояс, в котором живут Хабаровск и Владивосток. Тогда на Дальнем Востоке останется только два часовых пояса семи- и восьмичасовой.

Думаю, что это оптимальное решение часового вопроса и вполне безболезненное для людей. Безусловно, такое решения должно исходить от населения и не насаждаться командным методом. Необходимо все взвесить. Думаю, что работать от этого будет значительно легче и лучше. 

- С какими жалобами чаще всего обращаются дальневосточники в аппарат полпреда?

- Только за первые три месяца 2010 года ко мне  поступило почти 1,3 тысячи жалоб от населения.  Первое место по количеству обращений занимают вопросы ЖКХ -  414 жалоб иди 32%. Причем в основном люди не довольны тарифами. На втором месте стоят вопросы предоставления льгот, на третьем – выражение недовольства работой органов исполнительной власти. Затем идут вопросы заработной платы и труда,  жалобы на работу судебных органов. Часто обращаются предприниматели с просьбой устранить  административные барьеры. По решению главы государства во всех административных центрах субъектов федерации Дальнего Востока мы открываем приемные президента РФ, а окружная приемная президента уже работает в Хабаровске. Люди идут каждый день.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала