Рейтинг@Mail.ru
Томск займется собственным продвижением в России и за рубежом - РИА Новости, 05.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Томск займется собственным продвижением в России и за рубежом

© Фото : Администрация г. ТомскаЗаместитель мэра Томска Алексей Севостьянов
Заместитель мэра Томска Алексей Севостьянов
Читать ria.ru в
Зачем власть решила целенаправленно заняться имиджем Томска и почему это произошло именно сейчас, в интервью РИА Новости рассказал председатель Совета, заместитель мэра Томска Алексей Севостьянов.

Совет по внешнему позиционированию создан в Томске. Инициатором создания совета выступила мэрия города, а в его состав вошли ученые, сотрудники городской администрации и главы ведущих медиахолдингов. По мнению чиновников, Совет должен выработать концепцию развития внешних связей Томска, заниматься эффективным продвижением имиджа города и его основных брендов. На это даже предусмотрены в бюджете 25 миллионов рублей. Зачем власть решила целенаправленно заняться имиджем города, почему это произошло именно сейчас, РИА Новости рассказал председатель Совета, заместитель мэра Томска Алексей Севостьянов.

- Алексей Владимирович, почему мэрия создала Совет по внешнему позиционированию Томска именно сейчас? Что делалось раньше в этом направлении?

- Мы столкнулись с новыми вызовами и осознали, что если не мобилизуем томский креативный класс, то никогда на эти вызовы не найдем достойных ответов. Главный из вызовов – это бурный рост конкуренции между городами за людей и за деньги. В кризис эта конкуренция за трудовые ресурсы и инвестиции резко усилилась. Томичам и сложней, и легче эту конкуренцию выдержать. Сложней – потому что мы находимся "на краю географии", потому что нас мало – всего полмиллиона, потому что конкуренты не дремлют, ну и потому что позиционирование города никогда не было приоритетом бюджетной политики. Конечно, 406-летнему Томску, в отличие от большинства из 1100 российских городов, имидж выдумывать не надо. Город до сих пор ощущает себя столицей могущественной губернии, включавшей в себя земли от Алтая до Восточного Казахстана, это университетский центр со ста тысячами студентов, это мировая сокровищница деревянного зодчества. Но нет-нет, да и спутают Томск с Омском. Потому что внешняя идентификация города – штука не менее важная, чем внутренняя, и она нуждается в серьезном подходе и серьезных инвестициях.

Все последние годы продвижением города главным образом занимался губернатор. Именно Виктор Кресс сделал 400-летие города национальным событием и самым успешным инвестиционным городским проектом за все годы новейшей истории, он открыл ранее закрытый город для иностранцев, и венцом этого открытия стал российско-германский саммит 2006 года. Кресс и его заместители, Оксана Козловская и Нелли Кречетова, буквально заставили говорить о Томске и страну, и весь мир.

А вот мэрия все это время находилась от процесса в стороне, в лучшем случае – на подхвате, и если вносила собственный вклад в позиционирование города, то своеобразный. Арест мэра Александра Макарова и последовавшая за ним многолетняя всероссийская мыльная опера с его отсидкой и шокирующими заявлениями – это тоже часть имиджа "умного города" (так Томск начали называть с легкой руки Макарова, сначала слова произносились с пиететом, теперь с сарказмом).

Я считаю, пришло время Томска заявить о себе.

- Является ли это полномочиями муниципалитета – заниматься имиджем?

- В России большая часть людей понимает город как набор дежурных и скучных понятий: жилой фонд, дороги, ЖКХ, общественный транспорт, соцсфера, вывоз мусора, администрация. Но город, тем более такой, как Томск – это нечто больше, чем коммуналка и внутрикварталка. И, конечно, городская власть должна быть всерьез озабочена не только чистотой и комфортом, но и тем, как город выглядит во внешнем пространстве.

- Как эксперты оценивают сегодня образ Томска за его пределами, каковы сильные и слабые стороны города?

- Сила Томска в его слабостях, и наоборот. Если говорить строго, мы – моногород. Единственный город в стране, в уставе которого сказано, что градообразующим является научно-образовательный комплекс. Конечно, наши университеты, мощный инновационный бизнес, вышедший из университетских стен и до сих пор с ними связанный – это главное конкурентное преимущество города. Два томских университета, старейшие за Уралом классический и политехнический – получили статус национальных исследовательских, динамично развивается первая в России особая экономическая зона технико-внедренческого типа, развернуты другие институты развития. Но в этом заключены и главные томские риски. Инновационный бизнес хоть и бурно растет, но этот рост не бесконечен в отсутствии серьезных законодательных и налоговых преференций. Томская экономика жизненно заинтересована в университетах, в студентах, они являются главными городскими инвесторами. И если мы проиграем здесь в конкурентной борьбе тому же Сибирскому федеральному университету (пока ему до нас далеко), потеряем традиционные сибирские и зарубежные рынки абитуриентов, то Томску придется тяжко.

Я считаю, пришло, наконец, время переименовать главный проспект города. Не может улица, на которой находятся корпуса четырех ведущих университетов России, носить имя Ленина, не оставившего никакого следа в истории Томска. Аргументы местных коммунистов, которые в принципе не против переименования, но с оговоркой "после нашей смерти", являются спекулятивными. Пусть живут ленинцы долго и счастливо, но университеты в Томске были до них, и после них останутся. Поэтому главный проспект Томска должен носить имя Университетский. Как Невский в Санкт-Петербурге, как Курортный в Сочи. Нет другого такого университетского центра в стране, с такой концентрацией студентов и молодых ученых на душу населения.

- Насколько университетский Томск сегодня известен за рубежом?

- Иностранцы получили возможность свободно приезжать в город только в 1991 году, но за эти 19 лет город наверстал упущенное, благодаря работе нашего регионального МИДа – департамента по международным связям администрации области. Министры, послы, руководители крупнейших мировых компаний – мало какой город в стране может похвастать таким количеством визитов. Они, как правило, не просто визиты вежливости, а повод познакомиться с мощнейшим научно-образовательным и инновационным потенциалом города. Город ждет продолжения этих контактов – скажем, французская компания Veolia примет участие в международном конкурсе на модернизацию томского водоканала. Французы, эксплуатирующие водоканалы Берлина, Шанхая и Праги, хотят, чтобы Томск стал первым городом в России, где бы они начали работать. Правда, конкуренцию на конкурсе за право аренды водоканала им может составить и российский, и испанский бизнес.

Хотя мэрия в новейшей истории не всегда была разборчива во внешних связях. Недавно мы завершили ревизию всех наших побратимских отношений на международной арене, по итогам которой выяснилось, что у Томска только один официально оформленный побратимский договор с южнокорейским городом Ульсаном. Некоторых, например, город Монро, США, штат Мичиган, мы из списка побратимов исключили. Ну не может быть побратимом Томска один из семи американских городков с названием Монро, где живут 20 тысяч человек, а единственной достопримечательностью является угольная электространция. Это не наш размер. "Выхлоп" для Томска от такого побратимства – ноль, это полная профанация.

Впереди у нас оформление отношений с китайским Далянем и латышской Юрмалой, согласовываем каждый пункт договоров, чтобы они не были пустыми, формальными. Мы перестали дружить со всем светом, брататься со всеми подряд. Спасибо кризису – времена политического туризма прошли.

- В 2009 году Томск заявлял об амбициях войти во Всемирное Партнерство энергетических городов. Насколько реальны эти планы?

- Томск имеет все шансы стать первым городом России, принятым в этот престижный клуб на правах равноправного участия. Всемирное Партнерство энергетических городов (World Energy Cities Partnership), имеющее штаб-квартиру в техасском Хьюстоне, объединяет 16 городов 13-ти стран на пяти континентах. Эти города, как и Томск, являются центрами крупнейших нефтегазодобывающих провинций. Томск номинировал в организацию австралийский город Перт. В мае нынешнего года я выступил на собрании совета директоров этой организации в Хьюстоне, где представил кандидатуру Томска, а также провел консультации с участвующими в работе совета мэрами городов Великобритании, Норвегии, Канады, Катара и других стран. Особенность организации в том, что стать ее членом можно только получив единогласное одобрение всех мэров. Финальное голосование по кандидатуре Томска с участием нашего мэра состоится 26-29 октября в Перте, и мы имеем все шансы быть избранными.

- Что даст для города членство в этой организации?

- Прежде всего – мощное продвижение города на глобальном уровне. Томск, а через него и весь регион, получает возможность установить связи с высокопоставленными чиновниками и бизнесменами из 16-ти различных городов мира, обретает реальных побратимов от США до Австралии и от Канады до Китая. Поскольку ежегодные собрания членов Всемирного Партнерства проходят в разных городах, его составляющих, Томск будет иметь шансы уже через несколько лет провести у себя энергетический саммит. Город, который уже не один год называют Сибирским Хьюстоном (не только за статус столицы нефтегазового региона, но и за мощные исследовательские и образовательные центры в сфере нефтегазодобывающей и атомной отрасли), может и должен показать миру свои реальные конкурентные преимущества.

- Назовите факты, которые, на ваш взгляд, негативно сказались на имидже города?

- Последние факты – это, конечно, арест предыдущего мэра и громкое преступление в милицейском вытрезвителе Томска, когда в результате истязаний погиб наш коллега журналист Константин Попов. В силу беспрецедентности оба события не столько нанесли урон имиджу Томска, сколько показали уязвимость систем – местного самоуправления и органов внутренних дел. После ареста томского мэра по городам страны прокатились десятки аналогичных случаев, и вскоре у представительных органов муниципальной власти наконец-то появилась легитимная возможность отстранять мэров, не дожидаясь действий силовиков. А громкий случай в милицейском вытрезвителе, личное вмешательство в томские события президента страны, по сути, форсировали реформу МВД. Очень хочется верить, что томские уроки, даже плохие, не проходят для страны даром, что они делают ее лучше.

Но хороших уроков для России у томичей, конечно, на порядок больше. Томск смог доказать, что, даже находясь за 3,5 тысячи километров от Москвы, в центре крупнейшего в мире Васюганского болота, можно стать одной из признанных инновационных столиц страны, городом, где стремятся учиться десятки тысяч молодых людей российской Азии и молодые люди 30-ти стран мира. Такой имидж нельзя взять и одним махом испортить. Так же, как вообще нельзя имидж взять и создать. Имидж нельзя построить, как дом. Имидж можно только вырастить – как дерево. И вырастить его можно только на реальной почве. У Томска она есть.

- Кто вошел в состав Совета по внешнему позиционированию Томска и почему? Чем этот орган будет заниматься?

- Мы собрали в Совет ученых и чиновников, журналистов и рекламистов, специалистов в области социальных и коммуникационных технологий, туризма, международных отношений. Консультативный орган открыт для всех, кто думает о будущем Томска и готов претворить эти задумки в дела.

Совет создан в рамках реализации трехлетней городской целевой программы "Внешнее позиционирование Томска". Она была утверждена решением Думы города Томска в 2008 году, и сегодня нуждается в существенных коррективах. По сути, это "скелет", который должен обрасти "мясом", предложениями и проектами членов Совета. Мы начали работу сразу по трем направлениям – исследовательскому (в рамках которого мы определим основные направления позиционирования города), креативному (здесь начнется работа по оформлению томских брендов и разработка специальных проектов) и международному (это направление включает в себя в том числе развитие инфраструктуры въездного туризма).

- Откуда возьмутся деньги на позиционирование города, какой объем средств пойдет из бюджета, какой – привлеченные средства?

- Стоимость городской целевой программы, утвержденной решением Думы два года назад – 25 миллионов рублей на три года. Поскольку программа будет доработана, изменится и сумма финансирования, надеюсь, что в большую сторону. Полагаю, это решение примет уже новый состав нашего городского парламента, избранный 10 октября 2010 года. Надеюсь, что людей, осознающих всю важность работы по продвижению города, привлечения в него новых людей и новых денег, в новом составе Думы будет достаточно. Безусловно, стоимость программы увеличится за счет бизнеса. Мы рассчитываем и на государственные инвестиции, готовим предложения к областной власти. Безусловно, речь идет об объединении ресурсов – ни одно муниципальное образование самостоятельно никогда не вытянет такого проекта.

- Как планируется привлекать федеральные и мировые СМИ?

- Деньгами и новостями. Тем более что это вещи взаимосвязанные, СМИ на новостях зарабатывают. У нас есть большой опыт в этой сфере со времен кампании по 400-летию Томска. Тогда мы открыли город для федеральных информационных агентств – "Росбалта" и "Интерфакса". В нынешнем году современный медиа-центр, один из первых в стране, открывает "РИА Новости", предложив массу интересных проектов. Будем продолжать пресс-туры журналистов мировых и национальных СМИ, активно работать в он-лайне. Но, конечно, главное в этой работе – это создание фабрики по производству информационных поводов. Не раскрываю всех ноу-хау в этой сфере, но нам есть чем удивить и привлечь медиа.

- На что Томск рассчитывает в ближайшем будущем? Каких результатов ждете от реализации программы?

- Рассчитываем, что до конца года Томск станет полноправным членом Всемирного Партнерства энергетических городов, о котором я уже сказал, и, кроме того, войдет в Сеть главных городов Азии. Эта престижная международная организация объединяет такие города, как Дели, Ханой, Джакарта, Сеул, Сингапур, Токио, Бангкок и другие. Томск лоббировал в эту организацию мэр Москвы Юрий Лужков, ближайшая встреча членов Сети с томским губернатором пройдет в ноябре в Токио. Это если говорить о ближайшем будущем. Перспективные цели – развитие инфраструктуры и увеличение объемов въездного туризма, количества иногородних студентов наших университетов, и, конечно, увеличение объема внешних инвестиций. Конечно, все это зависит от того, насколько быстро страна и мир узнают, что университетский Томск – это лучшее место в России для молодых людей, где они смогут обзавестись интеллектуальным капиталом, чтобы потом успешно конвертировать его в капитал финансовый. Мы начинаем не с нуля. Будем набирать скорость.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала