Рейтинг@Mail.ru
Комиссар павильона в Венеции: хороших художников в России не так много - РИА Новости, 18.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Комиссар павильона в Венеции: хороших художников в России не так много

© Фото : Stella Art FoundationСтелла Кесаева - комиссар павильона России на Венецианской биеннале
Стелла Кесаева - комиссар павильона России на Венецианской биеннале
Читать ria.ru в
Об участии России в 54-й арт-биеннале в Венеции, почему выставка одного художника лучше, чем коллективные, на что хватит 10 миллионов бюджетных рублей и что светит нам на будущих биеннале, рассказала РИА Новости комиссар павильона России Стелла Кесаева.

C июня по ноябрь в Венеции под лозунгом ILLUMInations пройдет 54-я арт-биеннале. Свои национальные экспозиции покажут 87 стран, среди которых - Россия с проектом "Пустые зоны" концептуалиста Андрея Монастырского и группы "КД". Почему выставка одного художника лучше, чем коллективные, на что хватит 10 миллионов бюджетных рублей и что светит нам на будущих биеннале, рассказала РИА Новости комиссар павильона России, глава Stella Art Foundation Стелла Кесаева. Беседовала Светлана Янкина.

- На Венецианскую биеннале съезжаются все ключевые фигуры арт-мира - и директора музеев, и кураторы, и международная пресса. Чтобы вы хотели этой выставкой сообщить им о современном искусстве России?

- Наша главная задача состоит в том, чтобы с одной стороны показать что-то новое, а с другой – достойное высокого уровня Венецианской биеннале. Мне кажется, что мы нашли идеальный вариант – рассказать, что происходило  в 1970-е годы у нас в стране. Ведь о художественной ситуации в СССР на Западе практически ничего не известно. Поскольку показывать надо самое достойное, что не имеет повторения, мы остановились на уникальном феномене так называемого «московского концептуализма».  Во времена железного занавеса, в СССР создавались вещи абсолютно индивидуальные - акции и перформансы, о которых никто за границей и не знал. Они документировались Монастырским и группой "КД" ("Коллективные действия") и сейчас уже стали историей. Может быть, это и не самое легкое для восприятия искусство, но в  мировом масштабе концептуализм сейчас на пике. Все интересуются не материальными вопросами, а тем, что несет в себе современное искусство, его философией. Свидетельство тому - выставки по всему миру. И я считаю, что в Павильоне России важно показать, что у нас концептуализм тоже был достаточно мощным течением. Монастырский – гениальный художник, гуру, человек вне всякой конкуренции. Его нельзя сопоставить ни с кем, даже с Кабаковым: у него своя линия, своя философия. Он всю свою жизнь голодал, но все равно делал то, что считал нужным. Сейчас на Западе массово знают только имена Малевича и Кабакова. Монастырский просто не открыт пока  в глобальном масштабе, но я уверена - он войдет в историю искусств.

- Как вы считаете, в Венеции наших художников лучше выставлять по одному или коллективно?

- Если мы говорим о том, чтобы показывать много художников, то они должны быть объединены одной идеей, чтобы у выставки была целостность. Если ее нет, и каждый художник сам по себе, то это скорее похоже на ярмарку искусства, а не на результат целенаправленной научной работы.  Собрать группу сильных художников практически невозможно - их не так много, и работают они в разных направлениях. Объединив авторов, можно кого-то потерять, поскольку сознание зрителя рассеивается, когда видишь много разного искусства.

- Минкультуры выделило на подготовку и проведение выставки 10 миллионов рублей, какие расходы покроет эта сумма?

- На них строится инсталляция, оплачивается работа куратора, художника и смотрителей, которые будут там находиться полгода, а также предпечатная подготовка каталога и поездки для подготовки экспозиции - это не так мало. А устраивать вечер в честь открытия нашей выставки будем уже на спонсорские средства. Если будут какие-то прорехи, то закроем их, чтобы это не сказалось на качестве. Мы не станем привлекать много спонсоров и собирать с миру по нитке, участие примут компания JTI и группа компаний «Меркурий».

- Наш павильон, построенный в 1914 году Щусевым, пережил масштабную реконструкцию. Он готов к выставке?

-  Скоро у нас будет акт сдачи-приемки, все посмотрим, если есть недостатки - зафиксируем их и устраним. В-принципе, там все уже готово: осталось поставить один кондиционер. Само помещение в очень хорошем состоянии, крыша отремонтирована. Так что протечки павильону сейчас не грозят.

- Вы пробудете комиссаром павильона России до 2015 года. Собираетесь ли вы в это время проводить выставки своего фонда в рамках параллельной программы биеннале?

- Наверное, в параллельной программе мы в эти годы принимать участие не будем, поскольку это - огромная работа. Сделать такую выставку практически так же трудоемко, как сделать выставку для национального павильона, на котором мы сейчас сконцентрировались. К тому же, у нас много институций, которые могут сделать какие-то свои проекты для параллельной программы.

- Минкультуры теперь назначает комиссаров на биеннале не на год, как раньше, а на несколько лет вперед. Есть в этом смысл?

- Это правильно, поскольку комиссар, который отвечает за павильон несколько лет, будет в курсе всех событий и дел, сможет хорошо представлять себе, как все должно быть. Складывается большой круг контактов. Каждый раз, когда будет вливаться новый человек, это будет сказываться на качестве, а оно не должно страдать. У меня сейчас немного напряженный график, надо постоянно быть в курсе всех событий, чтобы не возникли форс-мажорные обстоятельства. Но, тем не менее, постараюсь все сделать хорошо.

- Ваше назначение было ожидаемым продолжением вашей деятельности по организации выставок русского искусства за рубежом?

- Это стало для меня полной неожиданностью, я почувствовала огромную ответственность, потому что делать все нужно на достойном и очень высоком уровне. С одной стороны, это меня обрадовало, а с другой - немного испугало: это такой важный государственный пост. Но выбор Минкультуры, наверное, обусловлен моим богатым опытом организаторский работы в Венеции.

- Вы будете комиссаром павильона еще на двух арт-биеннале, кого собираетесь представить?

- У нас не так много хороших художников, которых можно показать на Венецианской биеннале, поэтому не хочу пока забегать вперед. Но скоро будет юбилей у русского павильона и сейчас рассматривается несколько сценариев, как будет отмечено столетие нашего присутствия в Венеции.

- На сайте Stella Art Foundation сказано, что в течение 10 лет вы собираетесь создать музей современного искусства. Каким он будет?

Мы стараемся сделать такую площадку: центр, где будут проводится конференции, симпозиумы, посвященные развитию русского искусства. Также мы будем проводить тематические и диалоговые выставки, где классическое искусство соседствует с концептуальным. Будет также постоянная экспозиция, концертный зал и библиотека. Возможно, будут и мастерские художников - то есть какие-то экспериментальные вещи мы тоже имеем в виду.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала