Рейтинг@Mail.ru
МВД намерено вернуть доверие граждан, заявил Драгунцов - РИА Новости, 27.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

МВД намерено вернуть доверие граждан, заявил Драгунцов

© Фото : предоставлено МВД РоссииГенерал-лейтенант полиции Юрий Драгунцов
Генерал-лейтенант полиции Юрий Драгунцов
Читать ria.ru в
О том, как министерство наводит порядок в своих рядах, борется с лже-милиционерами и защищает своих сотрудников от клеветы, корреспонденту РИА Новости Светлане Аликиной в своем первом интервью после назначения рассказал начальник Главного управления собственной безопасности МВД России генерал-лейтенант полиции Юрий Драгунцов.

Масштабное реформирование МВД России идет полным ходом. В настоящее время строится новая правоохранительная структура – полиция. Но попадут в нее только настоящие профессионалы, призванные вернуть доверие граждан к органам правопорядка.

О том, как министерство наводит порядок в своих рядах, борется с лже-милиционерами и защищает своих сотрудников от клеветы, корреспонденту РИА Новости Светлане Аликиной в своем первом интервью после назначения рассказал начальник Главного управления собственной безопасности МВД России генерал-лейтенант полиции Юрий Драгунцов.

- Юрий Владимирович, сейчас уже началась внеочередная аттестация сотрудников МВД России. Известно, что она будет проходить в три этапа и завершится к 1 августа. Какие заслоны поставлены на пути нечестных милиционеров, стремящихся стать полицейскими?

- Такие заслоны были, есть и будут. Нельзя говорить о том, что они появились только сейчас в ходе внеочередной аттестации, которая, по сути, является масштабной "кадровой чисткой" всей системы органов внутренних дел. Создается принципиально новая структура - полиция, задача которой - обеспечение правопорядка, защита прав и свобод граждан. Общество ждет позитивных перемен в работе всей системы, а полицейским предстоит выстраивать партнерские взаимоотношения с гражданами. И это напрямую прописано во вступившем в силу 1 марта законе "О полиции".

Если говорить о формировании полиции, то в данном случае отбор будет вестись не только по принципу нарушитель - не нарушитель. В первую очередь кандидат должен соответствовать высокому званию полицейского, а в это понятие уже вкладывается несколько иной смысл, чем в слово "милиционер". В первую очередь полицейский - это профессионал, и об этом уже неоднократно говорили и глава государства, и министр внутренних дел.

Что касается нашей части работы в аттестационных комиссиях, то подразделения собственной безопасности как раз отвечают за блок мотивации к службе. Именно на наших сотрудников возложена задача подробно выяснить, с какой именно целью человек пришел работать в полицию, не являются ли его намерения корыстными.

Конечно, в отношении ряда кандидатов, в том числе и на руководящие должности, у нас есть определенная оперативная информация, которая характеризует их не с лучшей стороны. Безусловно, эти данные будут учитываться при проведении аттестации. По предварительным подсчетам, порядка 15-20 процентов милицейских руководителей могут ее не пройти, а, следовательно, не попадут в ряды полицейских.

Могу привести некоторые данные проводимой работы. На настоящий момент службой собственной безопасности не рекомендовано к назначению в органы полиции свыше 4,5 тысячи сотрудников, проходивших службу в милицейских подразделениях. Основная причина – наличие сведений дискредитирующего характера.

- А на полиграфе кандидаты проверяются?

- Конечно, но выборочно. На сегодняшний день грамотные специалисты-полиграфологи есть в службе собственной безопасности, кадровых подразделениях органов внутренних дел. Кстати, все наши руководители уже в течение нескольких лет регулярно проходят проверки на "детекторе лжи".

Проверка на полиграфе в данном случае - дело добровольное, и кандидат вправе отказаться от ее прохождения. Но, как вы понимаете, подобный отказ вызовет ряд вопросов у членов аттестационных комиссий и косвенно может послужить причиной отказа в приеме на службу в полицию.

- В последнее время, говоря о создании полиции, все чаще употребляют словосочетание "отбор кадров". А ведь всем известно, что в милицию шел именно набор сотрудников. Низкая зарплата, ненормированный рабочий день, отсутствие социальных гарантий делали эту работу не особо престижной...

- Это, действительно, так, поэтому в ходе реформирования МВД России особое внимание уделяется повышению социальных гарантий сотрудников ведомства. Частично они прописаны в уже принятом законе "О полиции", а основная часть будет подробно изложена в другом, отдельном законе - "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", проект которого 22 марта 2011 года был внесен президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым на рассмотрение в Госдуму.

Безусловно, только высокие социальные гарантии и достойная зарплата позволят создать действительно высокопрофессиональную структуру. Ведь лишь при выполнении этих условий у нас появится возможность отбора сотрудников на конкурсной основе. Этот метод уже давно взят на вооружение в ряде стран. Посмотрите, например, в Китае в министерстве общественной безопасности конкурс на одно место - 3 тысячи человек, конечно, из этого числа претендентов можно выбрать достойного кандидата, который будет с честью исполнять свои служебные обязанности и дорожить местом, а соответственно, не польстится на взятки, не будет искать других путей для получения незаконных доходов.

Почему такой конкурс? Дело в том, что сотрудники обеспеченны хорошим социальным пакетом, а зарплата значительна.

- Не так давно в СМИ широко обсуждалась инициатива проведения проверок на "антикоррупционную устойчивость". Как это может быть реализовано на практике?

- Действительно, Департамент собственной безопасности МВД сейчас изучает возможность внедрения таких проверок в органах внутренних дел. Этот метод давно и широко применяемый в ряде европейских стран под названием "тестирование надежности". Он предполагает искусственное создание ситуации, позволяющей в кратчайшие сроки проверить добросовестность выполнения госслужащим своих обязанностей и определить, возможно, имеющиеся злоупотребления должностными полномочиями. Проверка проводится без информирования испытуемого. По ее окончании служащий ставится в известность о ее проведении, а также в обязательном порядке знакомится с результатами тестирования. В случае, если человек не прошел испытание, он привлекается к дисциплинарной ответственности либо подлежит увольнению.

Внедрение метода "проверки на коррупционную устойчивость" затрагивает модернизацию норм законодательства о государственной службе и трудового законодательства. Необходимо учитывать, что нарушение сотрудником установленных правил и регламентов служебной деятельности является, в первую очередь, нарушением трудовой дисциплины, может повлечь применение мер дисциплинарного характера. Хочу подчеркнуть, что по своему правовому содержанию реализация метода не связана с перспективами уголовного преследования проверяемых. Поэтому изменений нормы статьи 304 УК РФ (провокация взятки либо коммерческого подкупа) не потребуется. В этой связи и термин "провоцирование взятки" ошибочен, поскольку провокации, как таковой, не происходит.

- А как на практике этот метод применяется в других странах?

- Если говорить о странах, в которых проблема противодействия коррупции стояла достаточно остро, то можно обратиться к опыту Чехии. В структуру инспекции полиции Чешской Республики, которая является аналогом ГУСБ МВД России, входит специальное отделение, созданное в соответствии с принятым в 2008 году новым законом "О Полиции Чешской Республики". К его компетенции относится рассмотрение жалоб на полицейских.

В целях профилактики коррупционных проявлений сотрудники отделения имеют право провести так называемое "тестирование должности".

Проверка заключается в создании потенциально коррупционной ситуации, выйти из которой испытуемый должен самостоятельно, то есть решить тот или иной вопрос, относящийся к его компетенции по закону, либо поддаться соблазну и нарушить за вознаграждение свои должностные обязанности. Повторюсь, что алгоритм проверки достаточно прозрачен, даже несмотря на то, что она проводится без информирования испытуемого. Во-первых, по окончании проверки сотрудник ставится в известность о ее проведении, во-вторых, он в обязательном порядке знакомится с результатами тестирования.

В России этот метод, на мой взгляд, можно использовать как на стадии приема на государственную службу в период прохождения испытательного срока, так и в процессе работы на конкретных должностях.

Руководствуясь критерием эффективности затрат на проведение мероприятия и его конечного результата, следует предположить, что правом проверки на "коррупционную устойчивость", возможно, должны быть наделены только подразделения собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти.

Что касается использования этого метода в практике иных оперативных подразделений органов внутренних дел, в том числе ориентированных на выявление и пресечение фактов коррупции, то надо проявлять осторожность. Компетенция данных служб детально очерчена законодательством об оперативно-розыскной деятельности. По моему убеждению, расширение спектра субъектов, проводящих проверки на коррупционную устойчивость, может неоправданно объединить оперативную составляющую и административно-управленческую деятельность, что сотрет тонкую юридическую грань между "проверкой" и "провокацией". Например, не удалось оперативнику проведение оперативного эксперимента, - тем не менее, для него остается возможность реализации информации посредством проверки фигуранта на коррупционную устойчивость. Однако это уже другой вид служебной деятельности. И мы, выступая за реализацию инициативы в целом, исходим из необходимости ее детальной регламентации с точки зрения соблюдения прав проверяемых лиц.

В этом случае реализуемый подход, вопреки мнению некоторых "специалистов", позволит существенно снизить тяжесть коррупционного бремени в процессах государственного управления.

- Юрий Владимирович, новостные сайты, газеты пестрят сообщениями о преступлениях и правонарушениях, совершенных милиционерами. Действительно преступность в рядах милиции растет? Как ваша служба реагирует на эту информацию?

- Соглашусь, подобных сообщений в СМИ действительно много, но далеко не все из них соответствуют действительности. Встречаются и "перевернутые" факты, и просто "газетные утки". Как Вы понимаете, сейчас наше ведомство – в центре внимания граждан и любая информация, касающаяся деятельности органов внутренних дел, очень интересна обывателю, пользуется повышенным спросом. Вот журналисты и стараются, нередко принося в жертву сенсациям нормы профессиональной этики.

Безусловно, все подобные сообщения нами фиксируются и рассматриваются, по ним проводятся соответствующие служебные проверки. И если сотрудник действительно виноват, то он несет наказание по всей строгости закона. Это - принципиальная позиция и руководства МВД России, и руководства страны. Но, к сожалению, очень много "вбрасывается" непроверенной информации, которая не соответствует действительности и наносит ущерб репутации органов внутренних дел.

Что касается уровня преступности в рядах органов внутренних дел, то я бы не сказал, что она растет, скорее наоборот, уменьшается. А довольно внушительные цифры статистики, которые мы приводим на брифингах и пресс-конференциях, это результат активизации работы подразделений собственной безопасности, которые нацелены именно на выявление латентных преступлений. Поэтому и цифры больше. А в общем-то ситуация улучшается.

Если говорить о статистике, то только за пять месяцев 2011 года сотрудники органов внутренних дел совершили 50 тысяч правонарушений. Эта цифра на 24 процента превышает аналогичный показатель прошлого года. Из этого числа только 2 тысячи преступлений, остальные – это дисциплинарные проступки. Среди преступлений 915 относятся в категории общеуголовных, а 1138 – должные преступления и против правосудия. Наибольшее число правонарушений традиционно зафиксировано в сферах обеспечения безопасности дорожного движения, деятельности миграционной службы, следствия и охраны общественного порядка.

Кроме того, за нарушение закона к ответственности привлечены 4729 милицейских руководителей разного уровня, в отношении 209 из них следственными органами возбуждены уголовные дела. Причем отдельно подчеркну, что практически все преступления, совершенные милиционерами, были выявлены при непосредственном участии подразделений собственной безопасности. И эти цифры еще раз подтверждают взятый курс на "очищение" рядов, который сейчас реализуется в системе МВД России.

- Юрий Владимирович, насколько оперативно служба собственной безопасности реагирует на заявления граждан, в том числе поступившие через интернет?

- Заявительская информация для работы любого правоохранительного ведомства чрезвычайна важна. Президентом России Дмитрием Медведевым дано прямое поручение о создании в МВД России современной системы, которая должен собирать, в том числе, информацию о нарушениях прав граждан сотрудниками органов внутренних дел.

Реализация этого поручения, на мой взгляд, положительно скажется на достоверности и оперативности первичной информации, что весьма актуально для последующей проверки данных подразделениями собственной безопасности.

Тем более, уже имеется практика организации горячих линий и "телефонов доверия", как в службе собственной безопасности, так и непосредственно в территориальных органах МВД России.

Функция проведения проверок поступивших жалоб и иной информации о правонарушениях сотрудников органов внутренних дел, а также рассмотрение соответствующей информации, публикуемой в СМИ, возложена на ГУСБ и территориальные подразделения нашей службы. С июня 2009 года в режиме онлайн обращения граждан в электронном виде стали поступать непосредственно в виртуальный "почтовый ящик" ГУСБ. С начала 2011 года к нам в общей сложности поступило около 6,5 тысячи обращений, что незначительно больше показателя прошлого года. При этом по каналам сети интернет поступает практически треть от общего числа всех обращений.

Все эти материалы проходят регистрацию и учитываются в течение трех дней. Письменные обращения, представленные в нашу службу, принимаются дежурным сотрудником круглосуточно. Общий срок рассмотрения поступившего обращения составляет 30 дней.

Согласно статистике, примерно 40 процентов поступивших заявлений находят подтверждение, около 30 процентов отправляются гражданами, что называется, не по адресу. Довольно много заявлений, в которых описываются события, произошедшие несколько лет назад, проверить которые уже не представляется возможным. Часто заявления пишут фигуранты уголовных дел.

В настоящее время мы делаем акцент на коммуникативную сторону блогосферы. В этих целях Службой собственной безопасности МВД России создано информационное присутствие на ресурсах, где созданы взаимосвязанные блог-страницы нашей службы. Для их наполнения организовано размещение материалов, касающихся вопросов обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел, а также приведена подробная справочная информация о порядке действий граждан в случаях неправомерных действий со стороны сотрудников милиции.

- Нередко граждане, преследуя свои интересы, клевещут на сотрудников милиции, намеренно обвиняя их в нарушении закона. Как ГУСБ расследует подобные факты?

 - Мы сейчас проводим очень серьезную работу по данному вопросу и принимаем меры по защите наших сотрудников. Ведь это, наряду с выявлением нарушителей, является второй основной функцией нашей службы.

По нашим данным, поступившим из МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, за период 2008-2010 годы было зарегистрировано более 2,7 тысячи фактов дискредитации сотрудников полиции. Это оскорбление, заведомо ложный донос, распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство сотрудника или органа внутренних дел в целом, а также подрывающих их репутацию.

В результате реагирования по данным фактам органами прокуратуры и следствия возбуждено свыше 2,6 тысячи уголовных дел, судебными инстанциями удовлетворены в полном объеме 30 исковых заявлений о защите чести и достоинства сотрудников, в 91 случае средствами массовой информации даны опровержения по ранее опубликованной информации, дискредитирующей органы внутренних дел.

Так, например, в апреле прошлого года в эфире одного из федеральных телеканалов была озвучена информация об оказании покровительства так называемому криминальному авторитету со стороны сотрудников и руководителей УВД по Тамбовской области. Отделом собственной безопасности была проведена соответствующая проверка этих данных, но подтверждений никаких не нашли. После этого сотрудники УВД, чьи фамилии фигурировали в "сенсационном" репортаже, подали заявления в органы Следственного комитета. Кроме того, к материалам дела было приобщено и заключение по результатам служебной проверки, в итоге был возбуждено уголовного дела по статье "клевета".

А в целом могу сказать, что проведенный нами анализ свидетельствует о наличии искаженного общественного восприятия сотрудников органов внутренних дел как лиц, изначально нацеленных на использование служебных полномочий для личного обогащения. В этой связи многие действия сотрудников, осуществляемые в рамках законодательства, расцениваются гражданами в силу своей некомпетентности, а зачастую и с умыслом, в противоправном контексте, в том числе и как превышение должностных полномочий.

Однако если позицию значительной части населения страны можно объяснить правовым нигилизмом, некоторые средства массовой информации превратили сознательное очернение милиции в способ извлечения выгоды путем повышения рейтингов и, соответственно, продаваемости медийных продуктов. Юридически их действия расцениваются как намеренное распространение сведений порочащего характера.

Я считаю нужным в случае поступления подобной информации в отношении сотрудников милиции, а будущем - полиции, незамедлительно проводить проверки. При неподтверждении изложенных фактов следует сразу же принимать меры по их опровержению, а в случае невозможности решения проблемы в досудебном порядке, обеспечивать защиту интересов сотрудников МВД и системы в целом в судах различных инстанций.

- Преступники все чаще используют при совершении нападений милицейскую форму, что, безусловно, негативно сказывается на имидже МВД. Как с этим боретесь?

- В последнее время сотрудниками собственной безопасности была проведена серия задержаний "псевдосотрудников милиции". В целом по стране по итогам прошлого года был зарегистрирован их рост в несколько раз. При этом количество выявленных фактов совершения "лже-милиционерами" разбоев возросло за полугодие в семь раз.

Круг своих жертв мошенники формируют весьма избирательно. Своими "мишенями" они выбирают, как правило, руководителей коммерческих структур, в которых в недавнем прошлом проводились какие-либо проверки. Практика показывает, что информация к злоумышленникам попадает либо от сотрудников данных организаций, либо от самих руководителей фирм, начинающих искать связи в правоохранительных органах.

В этой связи мы призываем граждан к бдительности. Нужно отчетливо понимать, что львиная доля "посредников" являются мошенниками. О подобных действиях просим незамедлительно сообщать в подразделения собственной безопасности, контактные телефоны которых можно узнать в любой дежурной части органа внутренних дел, на официальном сайте МВД России либо в интернет-блоге службы собственной безопасности. Телефоны и адреса ближайших подразделений собственной безопасности, а также консультативную помощь можно получить по телефону ГУСБ МВД России (495) 667-07-30.

Рост числа "лже-милиционеров" обусловлен и общедоступностью, что называется милицейских атрибутов. Возможно, в этой связи стоит пересмотреть существующие схемы реализации милицейской формы и продавать ее только в специализированных магазинах.

Тесно с этими видами преступлений связан и оборот лже-удостоверений. Это особый рынок. Именно рынок. Цена на удостоверение личности сотрудника органов внутренних дел составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, в зависимости от качества подделки.

Несколько лет назад по этой сфере криминального бизнеса был нанесен ощутимый удар – оперативниками ДСБ совместно с ФСБ России и при участии сотрудников УСБ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была пресечена деятельность преступной группы, которая организовала подпольное производство и сбыт спецпродукции - от проездных билетов на метро до удостоверений личности. После того, как данный канал был перекрыт, рынок перестал развиваться. До недавнего времени. Пока не появился новый тренд.

Преступники начали массово изготавливать удостоверения личности внештатных сотрудников милицейских служб. Получается, что согласно закону, он формально не виноват. Поскольку покупатели этих так называемых "фантиков" знают, что это не настоящий документ, в действиях продавца отсутствует признак обманных действий – значит, нет состава мошенничества. С другой стороны, форма удостоверений вымышленных структур ничем не закреплена, значит, нет состава преступления - подделки документов. Парадокс. И этим откровенно пользуются.

Решение видится в одном - повышении бдительности и знании гражданами своих прав. В свою очередь подразделения собственной безопасности готовы в пределах своей компетенции оказать необходимую помощь. Ведь укрепление законности – это совместная задача общества и полиции.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала