Рейтинг@Mail.ru
Византийские мозаики залечивают "раны" после землетрясения - РИА Новости, 05.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Византийские мозаики залечивают "раны" после землетрясения

© РИА Новости / Алексей БогдановскийВосстановление византийского монастыря Дафни после землетрясения
Восстановление византийского монастыря Дафни после землетрясения
Читать ria.ru в
Шестибалльное землетрясение 1999 года, одно из самых разрушительных за последние столетия в Аттике, унесло жизни 143 человек. Сотни людей были ранены, десятки тысяч остались без крова. Десятки зданий были разрушены, сотни повреждены. Монастырь в Дафни, сильно пострадавший, чудом устоял.

Алексей Богдановский

АФИНЫ, 5 апр - РИА Новости. Греческие инженеры и реставраторы приступают в ближайшие дни к решающей стадии восстановления византийского монастыря 11 века в Дафни в пригороде Афин.

Монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО за свои уникальные мозаики, был серьезно поврежден землетрясением в 1999 году.

"Мы надеемся начать работы уже в апреле, а закончены они будут в общих чертах к середине 2014 года", - сказал РИА Новости Никос Делиниколас, инженер-строитель и соавтор плана восстановления памятника.

Шестибалльное землетрясение 1999 года, одно из самых разрушительных за последние столетия в Аттике, унесло жизни 143 человек. Сотни людей были ранены, десятки тысяч остались без крова. Десятки зданий были разрушены, сотни повреждены. Монастырь в Дафни, сильно пострадавший, чудом устоял.

Храм раскрылся, как цветок

Сотни малых и десятки больших землетрясений испытывали на прочность монастырский собор тысячу лет: византийские мастера не знали, что построили монастырь над малым тектоническим разломом, да и вся Греция - самая сейсмоактивная зона в Европе.

Удар 1999 года едва не оказался роковым - храм раскрылся, как цветок. Стены стали расходиться наружу, купол покрылся трещинами и грозил упасть. Мозаики 11 века, украшающие верхнюю часть храма, сильно пострадали.

Инженеры-строители принялись срочно укреплять стены мощными железными конструкциями, буквально опутав храм лесами изнутри и снаружи. Тем временем реставраторы закрепляли штукатурку, на которой держатся мозаики храма, пытались ликвидировать опасные трещины, а наиболее пострадавшие мозаики сняли со стен, чтобы вернуть их на место после реставрации.

"Был в этом и один положительный момент – ущерб, нанесенный землетрясением, привлек внимание к накопившимся проблемам памятника и заставил всерьез взяться за его реконструкцию", - говорит реставратор Костас Скурцидис.

Но после принятия неотложных мер власти довольно быстро забыли о монастыре. Его посещали премьеры и министры культуры, обещая скорое восстановление. Памятник между тем буквально повис на временных конструкциях-подпорках в неустойчивом и небезопасном положении.

Парадоксальным образом решение о финансировании, которое откладывали в годы достатка, было принято в 2010 году, когда экономика Греции шаталась от мощного финансового землетрясения. Несмотря на повсеместное сокращение расходов, затронувшее и министерство культуры, власти нашли примерно 3 миллиона евро на решающую стадию восстановления памятника.

Как спасали мозаики

История монастыря определяется историей породившей его цивилизации. Византия была прямым продолжением Восточной Римской империи, хотя и менялась на протяжении тысячи лет своего существования - от средиземноморской супердержавы до небольшого государства вокруг черноморских проливов, чье культурное влияние намного превышало политическую силу. Православный монастырь в Дафни вырос на месте античного святилища Аполлона, на священной дороге из Афин в Элевсин. В 11 веке здесь был выстроен и украшен мозаиками крестово-купольный собор.

"Документов насчет строительства не сохранилось, но нет сомнений, что речь идет об императорском заказе", - поясняет инженер Никос Делиниколас.

Неземной отраженный свет мозаик, где воздушные фигуры святых словно парят на золотом фоне, - торжественное, парадное искусство византийской цивилизации. Мозаики Дафни повторяют урок евангельской истории с ее традиционными сюжетами - от Рождества к Пасхе, но строгий замысел здесь не мешает деталям. Изящество фигур, объемность лиц, тончайшие переходы и сочетания цветовых оттенков не противоречат строгой архитектонике сюжетов.

Мастер, создававший мозаику, как будто пытался поймать мгновение. Так, в сцене Успения изображен тот момент, когда окружившие Богородицу ученики еще не знают, что она умерла миг назад, и одни из них недоумевают, другие горюют, третьи начинают догадываться о происшедшем, - в то время как всезнающие ангелы уже готовятся принять на небесах ее душу.

На протяжении веков Дафни множество раз подвергался набегам.

"Монастырь и окружавшие его укрепления находились на пути многочисленных захватчиков, проникавших в Аттику, хотя главным врагом здания оставались землетрясения", - говорит Делиниколас.

Впрочем, с некоторыми захватчиками памятнику повезло. Католические монахи-цистерцианцы в 13 веке хоть и перестроили многое в монастыре по своему вкусу, добавив к полукруглым византийским окнам стрельчатые готические порталы, но к мозаикам подошли бережно, да и собор укрепили на века.

Не все были так внимательны: в 1853 году здесь расквартировали полк французской армии, и солдаты от скуки стреляли из пистолетов по глазам мозаичного Спаса-Вседержителя в куполе. Стреляли метко: оба глаза были повреждены пулями, их восстановили уже итальянские специалисты в конце 19 века. Эта реставрация мозаик проводилась по последним методикам того времени. Мощный слой штукатурки, на который "посадили" мозаики после реставрации, во многом спас их от осыпания при землетрясении сто лет спустя, но все же образовались большие трещины. Несколько мозаичных образов пострадали очень сильно, и сейчас их держат в лабораториях, восстанавливая частичку за частичкой.

Греческие специалисты разработали систему своего рода "инъекций", которые помогают укрепить слой штукатурки, не снимая большинство мозаик со стен. Сейчас некоторые мозаики опутаны пластиковыми трубочками, как в реанимации. Через трубочки во внутренние слои штукатурки вводят специальный раствор, который заполняет пустоты и помогает закрепить мозаику. Делаются "инъекции" после исследования внутренних поверхностей при помощи радара и после предварительных испытаний на мозаиках, специально созданных в лаборатории и художественной ценности не представляющих.

Параллельно восстанавливаются отдельные образы - за последние годы исчезла огромная трещина, которая после землетрясения пролегла между архангелом Гавриилом и Девой Марией в сцене Благовещения.

Финальная стадия реставрации многих мозаик - это чистка. Мозаики делаются из кусочков мрамора, различных камней, а знаменитый золотой фон - это тонкие золотые пластинки, вплавленные между двумя слоями стекла.

"Для очистки мозаик мы часто применяем зубные щетки и инструменты хирурга-дантиста: шпатели, щипцы, ланцеты. Мы используем нейтральный мыльный раствор, чтобы убрать налет штукатурки и пыли, а с помощью ацетона убираем налет старых красок и акрилового клея", - поясняет реставратор Клеа Мицопулу.

Впрочем, в арсенале реставраторов есть и ультразвуковые приборы, которые помогают мозаикам засиять в почти первозданном блеске.

Поддерживая купол

Перед инженерами, участвующими в реставрации собора, встала двойная задача: исправить повреждения, которые купол получил за столетия, и укрепить конструкцию так, чтобы в будущем он не разрушался.

"Монастырь и укрепления вокруг него закрывали сухопутный путь в Афины, и потому на протяжении веков оказывались на пути завоевателей, но все же главным врагом здания все же оставались землетрясения", - поясняет Никос Делиниколас.

Исследуя трещины в конструкции, инженеры применяли рентген и бороскопию - в последнем случае внутрь конструкции вводят специальный эндоскоп, который помогает визуально обнаружить пустоты и смещения. При этом специалисты стремились ограничить свое вмешательство насколько возможно.

"Мы стараемся сохранить византийский раствор и после того, как с помощью "инъекций" укрепим стены. Логика нашей работы состоит в том, чтобы по возможности укрепить стены без снятия мозаик", - говорит один из руководителей работ, профессор Андроники Мильтиаду.

А Делиниколас добавляет, что железные крепления будут поддерживать камень, но не "вгрызаться" в него, чтобы не нанести вред древнему материалу.

Архитекторы рассчитали план постепенного монтажа металлических конструкций, которые свяжут здание словно железными обручами. Укрепления купола станут менее заметными, под своды, венцы и окна встанут постоянные подпорки, боковые своды укрепят натянутыми железными тросами. Огромные подпоры, которые удерживают стены снаружи, снимут, но не уберут далеко: на случай будущих землетрясений они будут храниться прямо на территории монастыря, чтобы специалисты могли оказать памятнику первую помощь в любой момент. А в стрельчатые порталы цистерцианцев встанут копии античных колонн, которые когда-то были использованы для строительства византийского храма (сейчас некоторые детали колонн остались в Дафни, а другие были увезены в Лондон). Эклектика? Безусловно, но такова уж природа средневековой архитектуры, когда храмы строились и перестраивались веками.

Мониторинг будущих угроз

Укрепляя здание и его мозаики, исследователи постоянно задавали себе вопрос: как избежать разрушений в будущем? Ведь мощные землетрясения в Аттике случаются не реже, чем раз в сто лет, если не чаще.

На помощь пришли специалисты афинского Политехнического университета - инженеры и сейсмологи, которые создали целую систему сейсмического мониторинга.

Сейчас в храме находятся десятки приборов, регистрирующие сейсмическую активность, а также динамику стен при землетрясениях, и дополнительно - температуру, влажность и ряд других параметров. Информация от датчиков поступает в компьютер, расположенный на территории монастыря и подсоединенный к компьютерам в лабораториях Политехнического университета, которые круглосуточно контролируют процесс. Теперь византийский монастырь стал своего рода сейсмостанцией - он может самостоятельно регистрировать землетрясения.

При этом финансовые возможности исследователей здесь ограничены - например, они могут лишь изредка проводить дорогостоящие бурения, необходимые для наблюдений за грунтовыми водами и поведением почвы. Так что специалисты полагаются на систему мониторинга другого византийского памятника - монастыря святого Луки в Беотии, чуть более чем в 100 километрах отсюда. Монастырь св. Луки тоже украшен византийскими мозаиками и вместе с Дафни состоит в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

"В Греции землетрясения небольшой магнитуды происходят постоянно: иногда вы думаете, что слышали проехавший на улице грузовик, а, на самом деле это был гул землетрясения. Система мониторинга помогает нам определить и крупные, и малые подземные толчки, и мы видим, как ведет себя памятник в каждом случае", - говорит Никос Делиниколас.

Между стенами собора натянута проволока акселерометров. В случае землетрясения стена может чуть подвинуться, иногда буквально на миллиметр. Прибор дает проволоке немного растянуться, но точно фиксирует каждое перемещение, и специалисты видят "поведение" всей конструкции храма.

"С 2006 года было несколько довольно крупных землетрясений, и мы определили, что памятник переносит их лучше, чем прежде – его колебания постепенно стабилизируются", - поясняет инженер Андроники Мильтиаду.

По ее словам, теперь собор готов к финальной стадии реставрации, когда на место временных укреплений встанут постоянные, а затем леса будут убраны, провода системы сейсмического мониторинга максимально замаскированы, и мозаики вновь откроются зрителю почти в точности такими, какими их наблюдали прихожане храма столетия назад.

Что касается посетителей современных, то с 2008 года монастырь открыт для отдельных туристов - во всяком случае, так гласит табличка на воротах. Иногда здесь бывает закрыто без объяснения причин, иногда посетителей пускают не дальше храмового двора, но все же попытать счастья стоит. Тем, кто попадает в число счастливчиков, удается взобраться по лесам и взглянуть на мозаики вблизи - такими их видели только сами художники-создатели.

Специалисты, которые планируют начать в ближайшие недели работы в храме, расходятся во мнении относительно того, будет ли открыт храм в последующие три года реставрации. Однако Никос Делиниколас заверяет, что для посетителей будет сделано все возможное.

"В наши намерения не входит закрывать памятник на время работ. Я считаю, что места хватит и для строителей, и для реставраторов, и для посетителей", - говорит он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала