Анна Скудаева
КОСТРОМА, 11 апр - РИА Новости. Подполковник в отставке Александр Моргунов навсегда "заболел" космосом в тот самый момент, когда услышал в детстве сообщение о полете Гагарина.
Моргунов, специалист по эксплуатации летательных аппаратов и кинооператор с 35-летним стажем, за свою долгую и увлекательную карьеру видел "вживую" запуск более девяти тысяч космических ракет.
Завершив службу на космодроме Плесецк, он переехал в Кострому, где нашел себя в необычном ремесле – Моргунов создает уникальные самодельные игрушки, напичканные "космической" электроникой.
Чистое счастье
"Утро 12 апреля 1961 года врезалось мне в память на всю жизнь", - вспоминает Александр Моргунов.
"Я тогда учился во втором классе. Сидел на кухне и что-то ел. Работало радио. Вдруг передача прервалась: "Внимание! Через несколько минут будет передано важное правительственное сообщение!"
"Война!" - испугалась мама. Время было неспокойное - недавно Пауэрса (американский летчик, самолет которого был сбит 1 мая 1960 года над СССР – прим. ред.) сбили….
"Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем сообщение ТАСС. Сегодня в Советском Союзе запущен искусственный спутник Земли с человеком на борту", - передали по радио"
Маленький Саша, как и вся страна, конечно, ждал, что человек обязательно полетит в космос, но не думал, что это случится так быстро.
"Когда я шел в школу, все разговоры были только об этом. Никаких уроков, конечно, в этот день не было. На площадку вытащили громкоговоритель и объявили митинг. На следующий день срочно надо было выпустить какие-то стенгазеты. Как эта ракета выглядит, никто не знал. Рисовали палку и колпак стеклянный, из которого Гагарин обязательно выглядывал", - вспоминает Александр Александрович.
Все вокруг мечтали и гадали: куда теперь человек полетит? На Марс или на Венеру? Где нас ждут? Может, мы там яблони сажать будем или что-то еще? Полет на Луну казался всем делом простым и решенным. Примерно как сейчас - с одного берега Волги на другой через мост переехать.
"Это такая была великая, светлая радость! В День Победы, конечно, тоже была радость, но она была все же со слезами на глазах - в связи с огромным количеством жертв. А этот день не был замутнен никакими страданиями. Это было чистое человеческое счастье", - говорит Моргунов и добавляет, что ему жаль нынешнее поколение.
"Если мы выиграем чемпионат мира по футболу, Москва будет гудеть всю ночь. Но ЧМ выигрывали и раньше другие команды, все это имеет какую-то историю – немцы, бразильцы. А такого, как Гагарин, никто раньше не делал. Мы это сделали! Это наш человек! Я думаю, что не каждому поколению повезет пережить такую радость без примеси жертвенности. Чистое человеческое счастье не всем достается. Это было уникальное событие, которое встряхнуло весь мир", - считает Александр Александрович.
Крепкие нервы
"Необыкновенные гагаринские воспоминания, романтика и таинственность, окружавшие запуск первого человека на орбиту, сыграли свою роль, когда встал вопрос выбора профессии", - вспоминает Моргунов.
"Отец был военным, я пошел по его стопам. Я считал, что военный – это профессия, достойная мужчины, и до сих пор так считаю", - отмечает подполковник.
После школы Александр Моргунов поступил в Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск. Оно готовило офицеров-ракетчиков. После выпуска он получил звание сержанта и мог выбрать одно из двух направлений: космос или боевые ракеты.
"Что такое боевая ракета? Нажал на кнопку - убил десять тысяч человек. Боевая ракета отбрасывает человека назад, к каменному топору. А космическая ракета – это то, что двигает человека вперед и никого не убивает", - рассудил тогда Александр.
Он выбрал службу в частях, которые занимаются испытаниями космических аппаратов. Прежде чем получить допуск к ракете, нужно не один месяц готовиться, изучать технику, сдавать специальные экзамены. Но буквально через три дня после прибытия сержанта Моргунова в часть он участвовал в пуске ракеты.
"Мой начальник провел меня "зайцем" на стартовую площадку. Я попал на девятую площадку обслуживания, затем на седьмую, а потом и в подземелье. Сама ракета стоит ниже уровня земли, у нее двигатели располагаются внизу. Я присутствовал при пуске, посильно во всем участвовал. Ощущение было ни с чем не сравнимое!", - вспоминает Моргунов.
Суммарная мощность двигателей ракеты - 30 миллионов лошадиных сил. Процентов шесть от этого идет на акустическое воздействие. Вибрация мощнейшая! Можно стоять в 800 метрах от ракеты и чувствовать, как внутренние органы, как картошка в полупустом чемодане, ударяются друг об друга. В общем, для того, чтобы участвовать в пуске, нужно иметь очень крепкие нервы.
"Когда ракета взлетает, слышен такой треск, как будто очень громко рвется кусок холста. Впечатление страшное, но каждый раз, когда есть возможность увидеть пуск, я обязательно смотрю. Одинаковых запусков не бывает! Но каждый раз испытываешь два чувства: с одной стороны - облегчение, когда ракета ушла, а с другой – печаль, словно близкого человека проводил. Ты работаешь с ней, и каждая ракета имеет свой норов", - делится своими впечатлениями офицер.
Когда производят пуск, весь боевой расчет за час до старта ракеты уводят в убежища. Последние люди уходят с площадки за 15 минут до старта. За время службы Моргунова были случаи, когда ракеты на старте падали, взрывались и разносили стартовые сооружения вдребезги, но при этом ни один человек из боевого расчета не пострадал.
"На космодроме Плесецк, где я служил, людей (в космос) не запускали. Отправляли обезьян, рыбок, крыс. Коллеги с Байконура однажды рассказали комичный случай из истории запуска собак. Перед самым стартом одна собака неожиданно убежала. Байконур, степь - ее догнать не смогли. А уже все заготовлено. Что делать? Поймали ближайшую собаку и запустили. С ней ничего не случилось. Потом все описали как эксперимент – как вместе с подготовленной собакой летела неподготовленная. И самое удивительное в том, что они одинаково хорошо перенесли полет", - вспоминает Александр Александрович.
Космическая династия
После отставки Моргунов долгое время работал в пресс-службе космодрома Плесецк уже как гражданский специалист. Сделанные им фотографии старта ракет известны во всем мире. Сейчас на космодроме служит его сын. А недавно восьмилетний внук Моргунова Саша всерьез заявил, что хочет пойти по стопам любимого дедушки.
"Недавно мы с внуком ездили в музей космонавтики на ВДНХ. Бродя по залам, неожиданно наткнулись на один из "моих" аппаратов – тот самый, на котором запускали обезьянок Дрему и Ерошу. Когда я рассказывал об этом Саше, к нам начали подходить люди и стали просить разрешения сфотографироваться вместе с нами на фоне спускаемого аппарата".
Сейчас маленький Саша, который родился в Плесецке, готовит доклад для своей школы - про дедушку, про Гагарина и про космонавтику. 12 апреля он расскажет своим одноклассникам о том, как он мечтает по примеру дедушки запускать космические ракеты.
ПАПАлёт
Неослабевающий интерес к космическим технологиям Александр Моргунов испытывает уже много лет. В начале 90-х, когда не только хорошие игрушки, но и обычные продукты были страшным дефицитом, Моргунов смастерил уникальный агрегат. Из двух пачек случайно купленных дешевых отечественных бритвенных станков он соорудил "ПАПАлёт" - большой армейский винтокрыл. На нем отец "догонял" озорных детей, которые с восторгом "удирали" от него на большой красной машине, нажимая на кнопки пульта дистанционного управления.
Сейчас, когда дети выросли, Моргунов продолжает мастерить уникальные игрушки для своих внуков. Их у него трое.
Первой в коллекции необычных детских игрушек семьи Моргуновых стала сломанная компьютерная мышь.
"Когда компьютеры еще только появились в широком обиходе, и у нас сломалась первая мышь, сын предложил ее выкинуть", - вспоминает Александр Александрович.
"Папа, зачем она? Ведь ее все равно никто уже не починит!", - сказал сын.
Однако изобретатель, отправивший в космос тысячи летательных аппаратов, критически оглядел "хвостатую старушку" и решил подарить ей вторую жизнь. Раздобыл двигатель от сломанной китайской игрушки, приладил фары, укрепил провода и аккумуляторы. Мышь преобразилась до неузнаваемости!
Так в семье Моргуновых появилась первая "мышина". Глядя на удачу отца, сын построил аналогичный агрегат. Дело пошло! Сегодня в коллекции Александра Моргунова есть все виды наземного, воздушного и водного транспорта, вписанные в обычный "мышиный" корпус.
Последнее изобретение Моргунова – гоночный автомобиль Car Amba, основой для которого стала купленная в магазине радиоуправляемая машина.
"Машина хорошая, но сделана она не понятно для кого. Скорость развивает 60 км/ч, а подвеска не защищена абсолютно! При первом ударе о препятствие подвеска вылетит неминуемо. Чтобы подвеску защитить, я взял крышку от старого принтера, приклеил ее снизу, сцепил с корпусом - и теперь никакие удары ей не страшны. Усилил подвеску, переместил амортизаторы, сделал их жестче и поменял крепления. Чтобы машина не выглядела безликой штамповкой, я взял использовал для украшения ее корпуса коробку от компьютерных дисков, которую покрасил золотистой краской. Внук увидит и скажет: "Таких машин, дедушка, точно ни у кого нет!", - делится изобретатель.