Рейтинг@Mail.ru
"Гений метаморфоз" Майя Плисецкая - РИА Новости, 16.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Гений метаморфоз" Майя Плисецкая

Читать ria.ru в

20 ноября исполняется 85 лет со дня рождения легендарной Майи Плисецкой - танцовщицы, чье имя одинаково хорошо знакомо и страстным поклонникам балета, и тем, кто от него совсем далек. "Гений, мужество и авангард", - так определил ее стиль известный французский критик Андре Филипп Эрсен.

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк20 ноября исполняется 85 лет со дня рождения легендарной Майи Плисецкой - танцовщицы, чье имя одинаково хорошо знакомо и страстным поклонникам балета и тем, кто от него совсем далек.
Встреча с Майей Плисецкой в ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
20 ноября исполняется 85 лет со дня рождения легендарной Майи Плисецкой - танцовщицы, чье имя одинаково хорошо знакомо и страстным поклонникам балета и тем, кто от него совсем далек.
1 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк"Гений, мужество и авангард", - так определил ее стиль известный французский критик Андре Филипп Эрсен.

На фото: 1965 год. Майя Плисецкая перед началом спектакля.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая
"Гений, мужество и авангард", - так определил ее стиль известный французский критик Андре Филипп Эрсен.

На фото: 1965 год. Майя Плисецкая перед началом спектакля.

2 из 27
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВпрочем, одинаково подвластны ей и авангард, и классика - в каждом танце она ищет свое внутреннее "я". "Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Все участвует в танце - ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны. В "Лебедином" они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат… ", - рассказывала она в документальном фильме "Майя Плисецкая".
Балерина Майя Плисецкая
Впрочем, одинаково подвластны ей и авангард, и классика - в каждом танце она ищет свое внутреннее "я". "Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Все участвует в танце - ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны. В "Лебедином" они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат… ", - рассказывала она в документальном фильме "Майя Плисецкая".
3 из 27
© РИА Новости / Саховский | Перейти в медиабанкНо и знаменитого "Умирающего лебедя", стопроцентную классику, прославившую ее еще в студенческие годы, Плисецкая в свое время танцевала "по-особенному" - под запись человеческого голоса. "Аккомпанемент" тогда для нее записала сама Монсеррат Кабалье.
Майя Плисецкая
Но и знаменитого "Умирающего лебедя", стопроцентную классику, прославившую ее еще в студенческие годы, Плисецкая в свое время танцевала "по-особенному" - под запись человеческого голоса. "Аккомпанемент" тогда для нее записала сама Монсеррат Кабалье.
4 из 27
© РИА Новости / Хорунжий | Перейти в медиабанкМайя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье консула. Ее родители были репрессированы, отец, работавший начальником угольных рудников, расстрелян, мать, актриса немого кино, выслана с младшим сыном из Москвы в Казахстан. Все детство Майя воспитывалась в семье дяди и тети Мессеров.

На фото: Майя Михайловна Плисецкая в 1951-м году.

Солистка балета Большого театра Майя Плисецкая
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье консула. Ее родители были репрессированы, отец, работавший начальником угольных рудников, расстрелян, мать, актриса немого кино, выслана с младшим сыном из Москвы в Казахстан. Все детство Майя воспитывалась в семье дяди и тети Мессеров.

На фото: Майя Михайловна Плисецкая в 1951-м году.

5 из 27
© РИА Новости / В. Малышев | Перейти в медиабанкВ июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище. Окончила школу Плисецкая в 1943-м в классе педагога Марии Леонтьевой, но лучшим своим педагогом Майя Михайловна считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.

На фото: Майя Плисецкая на даче. 1962 год.

Майя Плисецкая на даче
В июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище. Окончила школу Плисецкая в 1943-м в классе педагога Марии Леонтьевой, но лучшим своим педагогом Майя Михайловна считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.

На фото: Майя Плисецкая на даче. 1962 год.

6 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВ Большом Плисецкая танцевала в "Золушке" Сергея Прокофьева, "Лебедином озере" Петра Чайковского, "Бахчисарайском фонтане". Она участвовала и в постановках балетов "Раймонда" Александра Глазунова, "Жизель" Адольфа Шарля Адана, "Спящая красавица" Чайковского, "Дон Кихот" Людвига Минкуса, "Конек‑Горбунок" Родиона Щедрина, а также в трех осуществленных на сцене Большого театра постановках балета "Спартак" Арама Хачатуряна.

На фото: Майя плисецкая в балете Людвига Минкуса "Дон Кихот".

Сцена из балета Людвига Минкуса Дон Кихот
В Большом Плисецкая танцевала в "Золушке" Сергея Прокофьева, "Лебедином озере" Петра Чайковского, "Бахчисарайском фонтане". Она участвовала и в постановках балетов "Раймонда" Александра Глазунова, "Жизель" Адольфа Шарля Адана, "Спящая красавица" Чайковского, "Дон Кихот" Людвига Минкуса, "Конек‑Горбунок" Родиона Щедрина, а также в трех осуществленных на сцене Большого театра постановках балета "Спартак" Арама Хачатуряна.

На фото: Майя плисецкая в балете Людвига Минкуса "Дон Кихот".

7 из 27
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ двух разных постановках Плисецкой была Хозяйкой медной горы. Первый раз - в "Сказе о каменном цветке" Прокофьева в постановке Лавровского в 1954-м, второй - в "Каменном цветке" Григоровича в 1959-м.

На фото: Майя Плисецкая - Хозяйка медной горы и Николай Фадеечев - Данила в балете "Каменный цветок". 1959 год.

Плисецкая и Фадеечев в балете Каменный цветок
В двух разных постановках Плисецкой была Хозяйкой медной горы. Первый раз - в "Сказе о каменном цветке" Прокофьева в постановке Лавровского в 1954-м, второй - в "Каменном цветке" Григоровича в 1959-м.

На фото: Майя Плисецкая - Хозяйка медной горы и Николай Фадеечев - Данила в балете "Каменный цветок". 1959 год.

8 из 27
© РИА Новости / Дмитрий Донской | Перейти в медиабанкВсегда элегантная, Майя Плисецкая большое внимание уделяет своим нарядам. Олицетворением парижской моды она считает Пьера Кардена, с которым была знакома лично и который делал костюмы для многих ее балетов.

На фото: Майя Плисецкая выступает в роли манекенщицы, демонстрируя новинки сезона французского модельера Пьера Кардена. Кадр из документального фильма "Майя Плисецкая". 1987 год.

Балерина Плисецкая в роли манекенщицы
Всегда элегантная, Майя Плисецкая большое внимание уделяет своим нарядам. Олицетворением парижской моды она считает Пьера Кардена, с которым была знакома лично и который делал костюмы для многих ее балетов.

На фото: Майя Плисецкая выступает в роли манекенщицы, демонстрируя новинки сезона французского модельера Пьера Кардена. Кадр из документального фильма "Майя Плисецкая". 1987 год.

9 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкДругая страсть Плисецкой - Испания. "Откуда у меня такая страсть к Испании? Всему испанскому – фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Но какая-то тайная связь между нами есть".
Майя Плисецкая
Другая страсть Плисецкой - Испания. "Откуда у меня такая страсть к Испании? Всему испанскому – фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Но какая-то тайная связь между нами есть".
10 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкСамый "испанский" танец Плисецкой - "Кармен-сюита". Его специально для Плисецкой поставил кубинский хореограф Альберто Алонсо, а транскрипцию оперы Бизе в рекордно короткие сроки сделал Щедрин. С этим балетом Плисецкая выступала и в Испании. "Когда испанцы мне крикнули "Оле!", я поняла, что победила", — сказала она как-то.

На Фото: сцена из балета "Кармен-сюита". 1978 год.

Майя Плисецкая
Самый "испанский" танец Плисецкой - "Кармен-сюита". Его специально для Плисецкой поставил кубинский хореограф Альберто Алонсо, а транскрипцию оперы Бизе в рекордно короткие сроки сделал Щедрин. С этим балетом Плисецкая выступала и в Испании. "Когда испанцы мне крикнули "Оле!", я поняла, что победила", — сказала она как-то.

На Фото: сцена из балета "Кармен-сюита". 1978 год.

11 из 27
© РИА Новости / Леон Дубильт | Перейти в медиабанкВ 60-е годы Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина и поставил два его балета. В одном из них - "Жар-птице" - на сцене Кремлевского дворца съездов танцевала Плисецкая.
Майя Плисецкая в роли Жар-птицы
В 60-е годы Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина и поставил два его балета. В одном из них - "Жар-птице" - на сцене Кремлевского дворца съездов танцевала Плисецкая.
12 из 27
© РИА Новости / Александр МакаровС 1958 года Плисецкая замужем за композитором Родионом Щедриным - человеком, который, по ее словам, ее "ни разу не огорчил".
Солистка Большого театра Майя Плисецкая с супругом композитором Родионом Щедриным
С 1958 года Плисецкая замужем за композитором Родионом Щедриным - человеком, который, по ее словам, ее "ни разу не огорчил".
13 из 27
© РИА Новости / В. Малышев | Перейти в медиабанкОни познакомились благодаря Лиле Брик и ее мужу Василию Катаняну, биографу Маяковского. На вопрос, как Плисецкой и Щедрину удается быть вместе столько лет, балерина отвечает просто - "нам не скучно друг с другом".
Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на лыжной прогулке. 1962 год.
Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на лыжной прогулке
Они познакомились благодаря Лиле Брик и ее мужу Василию Катаняну, биографу Маяковского. На вопрос, как Плисецкой и Щедрину удается быть вместе столько лет, балерина отвечает просто - "нам не скучно друг с другом".
Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на лыжной прогулке. 1962 год.
14 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкНа титульном листе его первого балета, "Конька-гобунка", стоит посвещение Майе Плисецкой.
Солистка Большого театра Майя Плисецкая с супругом композитором Родионом Щедриным
На титульном листе его первого балета, "Конька-гобунка", стоит посвещение Майе Плисецкой.
15 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкЕще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: "Анна Каренина" — Майе Плисецкой, неизменно; "Чайка" — Майе Плисецкой, всегда; "Дама с собачкой" — Майе Плисецкой, вечно.

На фото: Майя Плисецкая в балете "Анна Каренина". 1972 год.

Майя Михайловна Плисецкая в роли Анны Карениной
Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: "Анна Каренина" — Майе Плисецкой, неизменно; "Чайка" — Майе Плисецкой, всегда; "Дама с собачкой" — Майе Плисецкой, вечно.

На фото: Майя Плисецкая в балете "Анна Каренина". 1972 год.

16 из 27
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВ 1991 году Плисецкая и Щедрин перебрались в Германию, в Мюнхен. Как писали в прессе, они "живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве".

На фото: Майя Плисецкая и Родион Щедрин на торжественном вечере, посвященном 15-летию Национальной театральной Премии "Золотая Маска". 2009 год.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин на торжественном вечере в честь 15-летия театральной премии Золотая Маска
В 1991 году Плисецкая и Щедрин перебрались в Германию, в Мюнхен. Как писали в прессе, они "живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве".

На фото: Майя Плисецкая и Родион Щедрин на торжественном вечере, посвященном 15-летию Национальной театральной Премии "Золотая Маска". 2009 год.

17 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкНесмотря на блестящую карьеру, в советское время Плисецкая находилась под постоянным давлением и неусыпным вниманием властей. "Я всю жизнь сопротивляюсь", - этой цитатой можно определить"советский" период жизни балерины. Ее не выпускали за рубеж, не давали танцевать то, что хотелось, шпионили. Тем не менее, необыкновенный талант и признание публики, вкупе с железным характером, были ее защитой.

На фото: Майя Плисецкая и Сергей Радченко в репетиционном зале Большого театра СССР. 1967 год.

Майя Плисецкая и Сергей Радченко
Несмотря на блестящую карьеру, в советское время Плисецкая находилась под постоянным давлением и неусыпным вниманием властей. "Я всю жизнь сопротивляюсь", - этой цитатой можно определить"советский" период жизни балерины. Ее не выпускали за рубеж, не давали танцевать то, что хотелось, шпионили. Тем не менее, необыкновенный талант и признание публики, вкупе с железным характером, были ее защитой.

На фото: Майя Плисецкая и Сергей Радченко в репетиционном зале Большого театра СССР. 1967 год.

18 из 27
© РИА Новости / И. Кошани | Перейти в медиабанкС гастролями Плисецкая объездила весь мир. В Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне у нее были концерты, на которых она танцевала своего знаменитого "Лебедя" по четыре раза подряд.

На фото: 1962 год. Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями.

Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями
С гастролями Плисецкая объездила весь мир. В Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне у нее были концерты, на которых она танцевала своего знаменитого "Лебедя" по четыре раза подряд.

На фото: 1962 год. Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями.

19 из 27
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанк"Плисецкий стиль", могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экрана телевизора нет-нет да и увижу свое преломленное отражение — поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу…", - говорит балерина.

На фото: 2005 год. Майя Плисецкая во время выступления на гала-вечере, посвященном своему 80-летию. 2005 год.

Гала-вечер, посвященный 80-летию М.Плисецкой
"Плисецкий стиль", могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экрана телевизора нет-нет да и увижу свое преломленное отражение — поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу…", - говорит балерина.

На фото: 2005 год. Майя Плисецкая во время выступления на гала-вечере, посвященном своему 80-летию. 2005 год.

20 из 27
© РИА Новости / Мурашко | Перейти в медиабанкВ балете "Анна Каренина", музыка к которому была написана Щедриным, Плисецкая впервые попробовала себя в качестве хореографа.
Плисецкая и Годунов в балете «Анна Каренина»
В балете "Анна Каренина", музыка к которому была написана Щедриным, Плисецкая впервые попробовала себя в качестве хореографа.
21 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкА после "Чайки", где балерина тоже выступила в качестве балетмейстера, а также сыграла роль Нины Заречной, ее пригласили художественным руководителем балета Римской оперы.

На фото: Майя Плисецкая и В. Барыкин на репетиции балета Р. Щедрина "Чайка". 1980 год.

Артисты балета Плисецкая и Барыкин на репетиции
А после "Чайки", где балерина тоже выступила в качестве балетмейстера, а также сыграла роль Нины Заречной, ее пригласили художественным руководителем балета Римской оперы.

На фото: Майя Плисецкая и В. Барыкин на репетиции балета Р. Щедрина "Чайка". 1980 год.

22 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк"Плисецкая-балетмейстер явно исповедует треплевское — "новые формы нужны", ломает традиционные балетные каноны, заменяет их сложной пластической пантомимой", - писала театральный критик Н.А. Крымова.

На фото: Майя Плисецкая на репетиции "Чайки". 1980 год.

Балерина Майя Плисецкая на репетиции
"Плисецкая-балетмейстер явно исповедует треплевское — "новые формы нужны", ломает традиционные балетные каноны, заменяет их сложной пластической пантомимой", - писала театральный критик Н.А. Крымова.

На фото: Майя Плисецкая на репетиции "Чайки". 1980 год.

23 из 27
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк"Гений метаморфоз" - так назвал Майю Плисецкую знаменитый хореограф Морис Бежар, который неоднократно работал с балериной и у которого она танцевала легендарный танец "Болеро".

На фото: Майя Плисецкая в Большом зале Московской консерватории на торжественном открытии IX Московского пасхального фестиваля. 2010 год.

Торжественное открытие IX Московского пасхального фестиваля
"Гений метаморфоз" - так назвал Майю Плисецкую знаменитый хореограф Морис Бежар, который неоднократно работал с балериной и у которого она танцевала легендарный танец "Болеро".

На фото: Майя Плисецкая в Большом зале Московской консерватории на торжественном открытии IX Московского пасхального фестиваля. 2010 год.

24 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВ 1976-м Бежар поставил для нее на сборную музыку сольный балет "Айседора". Его премьера состоялась в Монако - там, где, зацепишись собственной шалью за колесо автомобиля, погибла героиня балета Айседора Дункан.

На фото: Майя Плисецкая в балете "Айседора". 1985 год.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая
В 1976-м Бежар поставил для нее на сборную музыку сольный балет "Айседора". Его премьера состоялась в Монако - там, где, зацепишись собственной шалью за колесо автомобиля, погибла героиня балета Айседора Дункан.

На фото: Майя Плисецкая в балете "Айседора". 1985 год.

25 из 27
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкНе только Бежар - для Плисецкой писали партии все крупные хореографы прошлого века: Якобсон, Ролан Пети, Бежар, Григорович.

На фото: Галина Уланова и Майя Плисецкая в жюри III Международного конкурса артистов балета.

Уланова и  Плисецкая в жюри III Международного конкурса артистов балета
Не только Бежар - для Плисецкой писали партии все крупные хореографы прошлого века: Якобсон, Ролан Пети, Бежар, Григорович.

На фото: Галина Уланова и Майя Плисецкая в жюри III Международного конкурса артистов балета.

26 из 27
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанк"И каждый раз было открытие, что-то новое в ее исполнении. Каждое ее выступление - это впечатление на всю жизнь. Она задала высочайшую планку, и для балетных ее творчество - та самая точка отсчета", - говорит о Плисецкой известный танцовщик, руководитель "Русского классического балета" Вячеслав Гордеев.

На фото: Майя Плисецкая принимает поздравления на гала-вечере в честь своего 80-летия. 2005 год.

М.Плисецкая на вечере,посвященном своему 80-летию
"И каждый раз было открытие, что-то новое в ее исполнении. Каждое ее выступление - это впечатление на всю жизнь. Она задала высочайшую планку, и для балетных ее творчество - та самая точка отсчета", - говорит о Плисецкой известный танцовщик, руководитель "Русского классического балета" Вячеслав Гордеев.

На фото: Майя Плисецкая принимает поздравления на гала-вечере в честь своего 80-летия. 2005 год.

27 из 27
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала