В советское время Каспийское море практически было внутренним водоемом в границах СССР, и лишь на юге омывало берега Ирана. В 70-е годы на Каспии для удобства разграничения и участков геологоразведочных работ были проведены условные линии между территориями республиканских подразделений Министерства нефтепромышленности СССР.
В соответствии с действующим правовым статусом, опирающимся на советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов, Каспий открыт для пользования всеми прибрежными государствами на всем протяжении. По этим договорам Каспийское море объявлялось советско-иранским, на нем не устанавливалось границ, а за каждым государством резервировалась рыболовная зона шириной десять миль, в которой могли ловить рыбу суда под соответствующим национальным флагом. Вся остальная часть Каспия объявлялась зоной свободного судоходства.
После распада СССР и образования независимых государств - Азербайджана, Казахстана и Туркмении - одной из первостепенных задач для стран Каспийского региона стала необходимость определения международно-правового статуса Каспийского моря.
Вопрос о статусе Каспия возник в начале 1992 года, когда Иран выступил с инициативой создания Организации регионального сотрудничества прикаспийских государств. В дальнейшем проблема статуса становилась все более острой, поскольку она была связана с проблемой собственности на природные, прежде всего, энергетические, ресурсы, находящиеся под дном Каспия.
С октября 1992 года состоялось несколько многосторонних встреч прикаспийских государств, но окончательного решения так и не принято.
Россия, Казахстан и Азербайджан выдвигают единое предложение - разделить дно, а водную поверхность моря оставить общей. Позиции этих трех стран отражены в подписанных в январе 2001 года заявлении о принципах сотрудничества России и Азербайджана на Каспийском море и договоре о сотрудничестве между Россией и Казахстаном.
Иран настаивает на принципе кондоминиума /общего владения морем/, а если это невозможно - то на делении Каспия на пять равных долей /по 20 проц/.
В последнее время позиция Туркмении приблизилась к российской - делить дно, но не по принципу равных долей, как предлагает Иран, а исходя из существующих государственных границ.
Россия настаивает на том, чтобы не дожидаясь решения основной проблемы определения статуса Каспия, решать неотложные вопросы, связанные с биосферой, природопользованием, рыболовством, судоходством.
Для урегулирования проблемы Каспия Россия предлагает создать независимый международный орган - Центр стратегического решения проблем Каспия, призванный следить за его экологией, судоходством и рыболовством, который со временем может превратиться в политическую организацию.
6 июля 1998 года в Москве в ходе рабочего визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Россию подписано Соглашение "О разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование".
13 мая 2002 года президенты России и Казахстана - Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали в Москве "Протокол к соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года".
Документ определяет принципы и правовые основы взаимодействия двух стран в области освоения ресурсов дна Каспийского моря. Он касается месторождений "Курмангазы", "Центральное" и "Хвалынское", расположенных в северной части Каспийского моря, лежащих на срединной линии и длительное время считавшихся спорными. Протокол устанавливает географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря. В соответствии с подписанным документом доли в освоении этих трех месторождений распределяются между Россией и Казахстаном по формуле 50:50.
23-24 апреля 2002 года в Ашхабаде состоялся саммит глав государств по проблеме Каспийского моря. На встрече присутствовали президенты России, Казахстана, Ирана, Азербайджана, Туркмении - Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Сеид Мохаммад Хатами, Гейдар Алиев, Сапармурат Ниязов. Предварительно согласован ряд мер и шагов по дальнейшему сотрудничеству не только по определению правового статуса Каспия, но и по другим направлениям /природоохранные мероприятия и совместные усилия в области защиты биоресурсов/.
Сапармурат Ниязов выступил с инициативой создания Совета президентов прикаспийских стран, а Владимир Путин предложил создать межправительственный центр постоянного мониторинга состояния прибрежной среды Каспия.
Владимир Путин выступил также с предложением провести следующий саммит глав государств каспийских стран в апреле 2003 года в Тегеране.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 9 июня/.